Как известно, модернизация образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта. В своей практике работы преподавателем в СПО я непрерывно веду активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность студентов в условиях оптимизации всего учебного процесса. Среди разнообразия направлений новых педагогических технологий одной из приоритетных считаю технологию «сторителлинг».
Сторителлинг – это образовательная технология, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Разработал данную технологию глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он полагал, что рассказанные истории выглядят более живыми, интересными, увлекательными и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Истории дают больше значимости, их влияние на поведение людей сильнее, а еще они быстрее запоминаются. В основу метода положена идея: нельзя понять то, что ты не пропустил через себя.
Ни для кого не секрет, что для качественного усвоения информации студенты должны быть непрерывно вовлечены в процесс. Однако подобрать подход к нынешнему поколению студентов становится все сложнее. Молодые люди мало читают, предпочитая книгам Интернет, а общению в реальной жизни – виртуальное взаимодействие. Учитывая эти факторы и тенденции, полагаю, что именно такая коммуникационная технология, как сторителлинг, становится наиболее актуальной в современной педагогической деятельности. Не стоит ассоциировать данную технологию исключительно с развлекательной функцией, это не совсем так. Рассказывание историй – это сложная дискурсивная деятельность, которая требует интеграции и взаимодействия различных типов знания. Поэтому можно с уверенностью сказать, что этот метод мультифункционален и по своей сути является отражением социальных ценностей, убеждений и целей, которые мотивируют человеческую интеракцию.
Отвечая вызовам времени, сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может без труда применяться преподавателями как в очном, так и в дистанционном формате обучения.
И здесь как нельзя кстати будет цифровой вариант сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика). Стоит отметить, что данная техника предоставляет уникальные возможности не только для преподавателей, но и для обучающихся, так как может помочь в достижении основных целей в процессе обучения, в развитии личности студентов и формировании их коммуникативной компетенции.
Поскольку цифровой сторителлинг является актуальным форматом современной коммуникации, существует множество технических решений и подходов для создания историй такого рода. Впрочем, какие бы онлайн-сервисы и программные продукты ни были избраны, необходимо придерживаться четкой последовательности действий. Приведу пример алгоритма разработки цифрового рассказа, создаваемого студентами МОК имени Виктора Талалихина в рамках учебного проекта «Иноязычная лексика в речи молодежи» по дисциплине «Русский язык и культура речи»:
1. Разработка концепции. На этом этапе студенты выбирают тему, определяют цели и задачи цифрового рассказа, выбирают формат (для этого я заранее рассказываю им о видах сторителлинга и основных правилах создания подобных цифровых зарисовок).
2. Сбор и анализ информации. На втором этапе ребята ищут информацию по теме, анализируют ее, вырабатывают собственную позицию.
3. Создание истории. Для успешного создания цифровой истории необходимо вспомнить все элементы классической сюжетной схемы. Ребята делают набросок готового сценария, обсуждают его, проверяют на наличие ошибок. Также на этом этапе происходит выбор сервиса, который будет использован для создания цифрового сторителлинга, и осуществляется отбор соответствующих материалов.
4. Монтаж. Вся собранная информация соединяется в рабочем пространстве проекта. Добавляются мультимедийные элементы (например, видеозаписи, фиксирующие живые интонации).
5. Презентация проекта. Готовый проект был представлен на одном из занятий. Для того чтобы вызвать эмоциональный отклик у одногруппников, студенты выбрали жанр личного сторителлинга. Они рассказывали свои истории от первого лица, при этом сами цифровые зарисовки были короткими и ненавязчивыми.
Цифровой сторителлинг обладает высоким дидактическим потенциалом и может быть использован не только в ходе проектной деятельности. Данную технологию можно применять для решения целого ряда педагогических задач. Для передачи информации и повышения мотивации обучающихся можно создать виртуальную экскурсию, симуляцию интервью с исторической личностью или социальную рекламу. Вариантов очень много, тем более что сейчас достаточно сервисов, позволяющих быстро «оживить» историю.
Безусловно, уместить весь учебный процесс в истории невозможно. Однако цифровой сторителлинг – это отличная возможность не только преподнести урок в интересной форме, но и дать возможность студентам показать свои навыки владения современными технологиями, проявить творчество и фантазию.
Ирина ХЕРСУН, преподаватель Московского образовательного комплекса имени В.Талалихина
Комментарии