В 2010-2014 годах Россия принимала участие в Международном исследовании компьютерной информационной грамотности учащихся 8-х классов (International Computer and Information Literacy Study, ICILS 2013). Исследование было организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA). В России данное исследование проводилось специалистами НФПК – Национального фонда подготовки кадров при активной поддержке Министерства образования и науки РФ и органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа осуществлялась в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Международное исследование ICILS 2013 стало первым сравнительным исследованием, которое посвящено вопросам формирования и развития компьютерной и информационной грамотности у школьников. В отличие от других сравнительных исследований, ориентированных на определенный учебный предмет, исследование ICILS имело целью оценить метапредметную способность учащихся использовать компьютер для работы с информацией в цифровой среде. Кроме того, это первое международное исследование, организованное IEA, в рамках которого результаты тестирования и анкетирования учащихся собирались в электронной форме. Оно является своеобразным ответом на вызовы современного общества, характеризующегося широким распространением информационных и коммуникационных технологий и возрастающей ролью соответствующих навыков, необходимых современному человеку для успешной жизни и работы в эпоху цифровых технологий. Таким образом, цель исследования ICILS – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов в странах-участницах, измерить и проанализировать выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях.Кроме того, исследование было призвано определить:- Какие факторы влияют на компьютерную и информационную грамотность?- Какие аспекты школьного образования и образовательной системы в целом влияют на развитие компьютерной и информационной грамотности? А именно насколько ИКТ доступны в школах? Как учителя относятся к использованию компьютера и насколько хорошо им владеют? Как осуществляется профессиональное развитие учителей в области эффективного использования ИКТ? Тест, разработанный в рамках данного исследования, полностью автоматизирован и является уникальным инструментом сравнительной оценки компьютерной и информационной грамотности учащихся разных стран. С целью стандартизации условий тестирования школьников и обеспечения сопоставимости результатов тест ICILS построен по принципу закрытой системы: учащийся осуществляет поиск, обработку и передачу информации в специально созданной среде, не имея доступа к ресурсам, находящимся за ее пределами (при их самостоятельном использовании каждым из тестируемых результаты оказались бы несопоставимыми).После завершения работы над тестом учащиеся отвечали на вопросы анкеты. В рамках исследования также проводилось анкетирование директоров школ, ответственных за информатизацию в школе, и учителей, проводивших занятия в 8-х классах.В исследовании ICILS принимали участие школьники 8-х классов из 20 стран (в большинстве стран их возраст приблизительно составляет 14 лет). В России в исследовании приняли участие 208 образовательных организаций из 43 регионов, всего 7300 человек, из них 3907 учащихся, остальные директора и учителя.Российские школьники продемонстрировали уровень компьютерной и информационной грамотности существенно выше, чем средний по ICILS 2013. Средний показатель грамотности российских школьников составил 516 баллов (причем уровень грамотности городских учащихся гораздо выше, чем сельских, средние значения 527 и 490 соответственно), что позволило России занять 8-е место среди других стран – участниц данного исследования. На рис. 1 видно, что более высокий уровень продемонстрировали школьники из Чехии, Австралии, Польши, Норвегии, Кореи, Германии и Словацкой Республики. (См. рис. 1.)Оценочная шкала компьютерной и информационной грамотности школьников, разработанная для исследования ICILS, включает четыре уровня компьютерной и информационной грамотности: 1-й уровень – низкий (базовый): от 407 до 492 баллов; 2-й уровень – средний: от 492 до 576 баллов; 3-й уровень – повышенный: от 576 до 661 балла; 4-й уровень – высокий (продвинутый): от 661 балла и выше.Большинство российских школьников (62%) продемонстрировали средний и повышенный уровни КИГ (41 и 21% соответственно), 27% учащихся продемонстрировали низкий (базовый) уровень КИГ, и только 2% школьников достигли четвертого (продвинутого) уровня КИГ, который предполагает навыки критического мышления при поиске информации в Интернете (максимальный показатель у школьников Южной Кореи – 5%). 9% российских школьников не достигли первого (базового) уровня, что означает, что они не обладают элементарными навыками работы с информацией на компьютере. Но это значение гораздо меньше среднего по исследованию – 17%. (См. рис. 2.)В России 34% учеников мегаполисов (города с населением более 1 миллиона человек) показали 3-й и 4-й уровни КИГ, что в три с лишним раза превышает успехи сельских учеников (9%). Не достигают первого уровня КИГ в селе 19% учеников, в мегаполисе – всего 3% (разница в 6 раз!). Этот результат еще раз подтверждает необходимость специальных программ для уменьшения цифрового неравенства и то, что просто наличие компьютеров в школе не формирует компьютерную и информационную грамотность, по данным исследования на один компьютер в городской школе приходится 19 учащихся, а в сельской школе – 13 учащихся. Исследование подтвердило, что компьютерную и информационную грамотность формируют активно-деятельностные элементы обучения, исследовательская и проектная деятельность.Во многих странах, в том числе и в нашей, на уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся положительным образом повлияла доступность домашних ИКТ-ресурсов. Учащиеся с большим числом компьютеров дома, как правило, показали более высокие баллы по шкале компьютерной и информационной грамотности. В России данные о наличии компьютеров дома в целом совпадают со средними показателями по исследованию ICILS: на отсутствие компьютера дома указали 4% учащихся, о наличии одного компьютера сообщили 25% 8-классников, двух компьютеров – 31%, трех и более компьютеров дома – 40%. Однако в целом необходимо отметить, что количество компьютеров дома у российских школьников оказывает менее существенное влияние на уровень компьютерной и информационной грамотности (различие колеблется в пределах 13-19 баллов между уровнями), принципиально важным является наличие или отсутствие компьютера. Более высокая корреляция была отмечена между наличием доступа к Интернету дома и высокими результатами тестирования учащихся.При анализе результатов тестирования учащихся в рамках исследования ICILS 2013 рассматривались различные факторы, влияющие на их достижения в области ИКТ. Учащиеся приобретают компетенции в данной сфере через разнообразные виды деятельности и практические знания как в школе, так и вне ее. Формирование компьютерной и информационной грамотности у учащихся происходит в пересекающихся школьной и внешкольной средах.Данные, полученные в ходе исследования ICILS, прежде всего в ходе анализа результатов тестирования и анкетирования школьников, позволяют ответить на вопрос, какие факторы оказывают влияние на их компьютерную и информационную грамотность. В среднем по всем странам – участницам ICILS 36% учащихся пользуются компьютером более 7 лет, в России доля учащихся с таким опытом работы на компьютере – 32%. Во всех странах (кроме Германии) отмечен статистически значимый положительный эффект опыта использования компьютера на успешность выполнения теста, а значит, на уровень компьютерной и информационной грамотности. В среднем один год использования компьютера соответствует улучшению результатов теста на 9 баллов.Учащиеся больше используют ИКТ дома, чем в школе. В среднем по исследованию ICILS 87% школьников пользуются компьютером минимум один раз в неделю дома, и только 54% отметили, что используют компьютер с такой же частотой в школе. По России эти показатели выше и составляют 94,9 и 72,5% соответственно.Российские школьники – активные пользователи сети Интернет вне школы. Показатели российских школьников по всем формам работы в Интернете выше средних по ICILS на 10% и более. Так, в России зафиксированы самые высокие показатели использования Интернета школьниками (минимум один раз в неделю) для социального общения (85%, что на 10% выше среднего показателя по ICILS 2013), для «поиска информации для образования или выполнения школьных заданий» (71,9%, что на 20% выше среднего показателя по ICILS 2013).Большинство российских школьников учатся в школах (94%), где использование ИКТ в образовательной деятельности является приоритетным.Средние показатели по использованию компьютера для учебных целей по странам – участницам ICILS свидетельствуют о том, что наиболее часто использовали компьютер для учебных целей учащиеся в нашей стране, а также в Австралии и Таиланде. В этих странах средние значения показателя на три и более баллов выше среднего значения по исследованию ICILS 2013 (50 баллов).В школе российские школьники наиболее активно используют компьютеры для подготовки докладов и рефератов (68%), подготовки презентаций (50%), выполнения контрольных заданий и упражнений (62%), а также тестов (52%).Учащиеся в нашей стране высоко оценивают свои умения и навыки искать и находить нужную информацию в Интернете (91%), искать и находить файл на своем компьютере (90%), загружать текст, изображения или видео на личную страницу в Интернете (86%), создать или редактировать документы (например, задания для школы) (80%), редактировать цифровые фотографии или другие графические изображения (78%), подготовить мультимедийную презентацию (со звуком, картинками или видео) (70%). Данные значения существенно выше средних показателей по ICILS. Российские школьники лучше своих сверстников из других стран умеют находить вирусы и избавляться от них с помощью антивирусной программы. Показатель Российской Федерации по данному виду деятельности (66%) выше среднего по исследованию ICILS 2013 более чем на 10%. Гораздо меньшую уверенность продемонстрировали российские школьники в умении создавать базу данных (29%), написать компьютерную программу или макрос (21%), что совпадает со средними показателями по исследованию ICILS.Российские учащиеся связывают свое обучение навыкам ИКТ со школой, однако значение данного показателя не отличается от среднего по ICILS. Применение ИКТ в школе по-прежнему ограниченно, менее половины учителей оценивают себя профессионально ИК-компетентными при организации активно-деятельностного обучения с использованием ИКТ; только 22% из наиболее компетентных учителей прошли обучение по данной тематике.В России большинство учителей (87%) пользуются компьютером два года и более (средний показатель по ICILS – 84%).Среди факторов, препятствующих использованию ИКТ в учебном процессе в школах нашей страны, наиболее существенными и показательными являются два: недостаточная пропускная способность сети Интернет и слишком малое количество компьютеров, подключенных к Интернету (по результатам анкетирования в таких школах обучаются соответственно 43 и 62% российских школьников).В 2018 году планируется провести второе международное исследование информационной и компьютерной грамотности. Участие России в этом исследовании будет очень важным, ибо с сентября этого года российская основная школа переходит на новые образовательные стандарты, в которых информационно-коммуникационная компетентность является частью метапредметных образовательных результатов. В связи с этим результаты исследования ICILS 2018 позволят оценить (с учетом особенностей международного инструментария), насколько эффективно формируется информационно-коммуникационная компетентность наших учащихся при реализации ФГОС ОО.Светлана АВДЕЕВА, заместитель директора Национального фонда подготовки кадров
Комментарии