Председатель Правительства России Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам анонсировал запуск нового приоритетного проекта «Цифровая школа». По словам премьера, он будет направлен «на формирование у школьников навыков в цифровом мире, обучение обработке и анализу данных, элементам программирования и, самое главное, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии – в технике, медицине, искусстве, в общем, в любой сфере деятельности».Министр образования и науки РФ Ольга Васильева надеется, что проект будет утвержден в первых месяцах 2018 года. По ее словам, «Цифровая школа» потребует прежде всего содержательных изменений: цифровое образование войдет во все предметные сферы. Как большой контентный ресурс в рамках проекта будет задействована «Российская электронная школа», разработка которой велась по поручению президента.Еще одним важным моментом Ольга Васильева назвала материально-техническое оснащение школ, которое потребует больших затрат. Третий важный момент, по ее словам, – «подготовка и переподготовка педагогов, потому что сегодня только процентов 30‑40 педагогов могут легко общаться с тем инструментарием, который на сегодняшний день существует в школе».Что думают о новой инициативе педагоги и родители школьников? Какие проблемы и трудности могут возникнуть при ее реализации?
Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель физики и информатики гимназии №12 города Липецка:- Безусловно, современный мир изменился. Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. И очень важно сформировать у школьников навыки жизни в цифровом мире, обучить их обработке и анализу данных, элементам программирования.В этой связи запуск нового образовательного проекта «Цифровая школа» является актуальным.Но возникает вопрос о содержательной стороне данного проекта. Что он будет включать? Какие аспекты и направления? Кто в школах будет координировать реализацию данного проекта? Не ляжет ли эта нагрузка вновь на учителя информатики, как это произошло несколько лет назад, когда в школы Российской Федерации стала поступать современная техника и ее нужно было осваивать?Цифровая среда прочно вошла в школу уже несколько лет назад. Примерная основная образовательная программа начального общего образования включает в себя программу формирования универсальных учебных действий, в структуру которой входит формирование ИКТкомпетентности обучающихся. Следует отметить, что эта программа касается не одного учебного предмета, а всех предметных областей, изучающихся на уровне начального общего образования. Проблема остается в том, насколько освоена эта программа.Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в себя изучение математики и информатики. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» нацелены на формирование информационной и алгоритмической культуры, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств, развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; знакомство с одним из языков программирования и т. д.То есть возможное содержание проекта «Цифровая школа» уже отражено в действующих документах.При искусственном внедрении цифровой школы может возникнуть ситуация, когда будут нарушены естественные процессы становления психической функции ребенка (умение держать ручку, развитие мелкой моторики, смысловое чтение, монологическая речь).Задача школы – развивать системность мышления, учить понимать, где истина, а где ложь, развивать умения работать с информацией и ориентироваться в современном мире.Ирина К., преподаватель вуза, Нижний Новгород:- Идея, безусловно, здравая и прогрессивная, но к нашей стране неприменимая, во всяком случае на данном этапе. Причин несколько, но самые основные: огромная бедность (многие депрессивные регионы не могут обеспечить своим школам даже минимально необходимого финансирования – не могут оплатить текущий ремонт, вывоз мусора, уборку снега с пришкольной территории, льготное питание нуждающимся категориям), кадровая проблема, вызванная недопустимым расслоением внутри образовательной сферы (ректоры и их приближенные, например, получают от 200 до 500 тысяч в месяц, тогда как доценты и профессора – от 20 до 40). И третья, едва ли не самая главная причина, – средневековье во внутренней и внешней политике. Государство навязывает людям, в том числе молодежи, готовые штампы, шаблоны, пропагандистские клише. И при чем здесь тогда навыки анализа и работы с информацией? Это не более чем лукавство со стороны начальства. Никто из верхушки не заинтересован в том, чтобы нынешние дети росли свободными и мыслящими.Светлана П., учитель информатики, Новгородская область:- Проблема в первую очередь будет, как ни странно, не в материально-техническом оснащении, а в преподавательских кадрах. В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, например, прекращена подготовка учителей физики. В результате в школах области работают преимущественно старые преподаватели, которым давно пора на пенсию. Физик или математик сможет вести информатику и разбираться в цифровых технологиях при прохождении соответствующих курсов. Но учитель русского языка или музыки, даже пройдя подобные курсы, имеет уже в десятки раз меньше шансов досконально разобраться в предмете. Поэтому, хотя в сельских школах России принята практика совмещения предметов, не всякий учитель сможет взяться за цифровое образование. Это будет огромной проблемой.Светлана ФИЛОН, мама школьницы и дошкольника, работник сферы образования, Петрозаводск:- Моя дочь пока еще только во втором классе, и я от цифровой сферы как специалист далека, но свое мнение выскажу. Подозрительно хорошо все звучит на словах. А на практике: где деньги, Зин? В Москве очень красиво и хорошо это будет реализовываться, но школы – это местный уровень, и в регионах отдуваться за все будут муниципалитеты. Наш муниципалитет электронную запись в школы наладить не может который год, о какой цифровой грамотности и какой материально-технической базе мы говорим? Особенно пугает фраза о подготовке и переподготовке учителей. На деле окажется куча добровольно-принудительных курсов повышения квалификации в полуночное время с обязательным отчетом за каждую выданную корочку. А современные школьники тем временем уже обладают всеми навыками, необходимыми для жизни «в цифровом мире», наше правительство, как обычно, готовится к позавчерашнему дню. В том, чтобы во все классы провести Интернет, оборудовать их компьютерами и интерактивными досками, я ничего плохого не вижу, естественно, если проект это подразумевает. Материально-техническую базу надо улучшать – тысячу раз да! Все остальное – формализм и бумагомарательство.Тягу к громким названиям всяких программ и куче отчетности по ним, видимо, не искоренить.
Комментарии