search
main
0

Цифровая культура

МЭШ сближает школу и семью и дает возможность учителю стать «звездой»

Использование в МЭШ самых современных технологий призвано открыть дорогу не только к автоматизации работы учителя, но и позволить создавать индивидуальные планы обучения для каждого ученика. Как происходит создание «умного образования», рассказывает директор Института содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета, заместитель председателя Экспертного совета по вопросам развития содержания общего образования проекта «Московская электронная школа» кандидат педагогических наук Олеся ЛУКАШУК.


– Олеся Николаевна, расскажите, для чего необходим Экспертный совет по вопросам развития содержания общего образования проекта «Московская электронная школа» и каковы его задачи сегодня?

– Сложно реализовывать какие-либо инициативы, когда к их обсуждению не привлекается профессиональное педагогическое сообщество. Развитие – это процесс тонкий, требующий активной вовлеченности каждого исполнителя в решение той или иной задачи. Особенностью экспертного совета, который был создан в апреле 2021 года, является то, что он объединяет учителей-лидеров, методистов, представителей вузов и экспертов в области образования. Результатом такой практики становятся взвешенные решения и проработанные инициативы, которые будут понятны каждому. Так, например, одной из инициатив совета, которая была принята и нашла отражение в постановлении Правительства Москвы №547‑ПП, стали предложения по грантовой поддержке разработчиков электронных образовательных материалов в МЭШ. Эта инициатива способствует появлению разработок не только отдельных уроков, но и крупных тем, курсов, модулей, позволяющих представить весь комплекс методических решений от замысла к воплощению. Кроме этого, постановление предусматривает поддержку разработки контента по оценке функциональной грамотности, электронных учебных пособий, которые впоследствии будут взяты за основу онлайн-курсов для школьников. Особое место в данном постановлении уделяется сложным вопросам школьной программы и поддержке перспективных разработок, которые помогут школьникам преодолеть учебные затруднения.

– Московская электронная школа в этом бурном режиме непрерывных изменений не просто удержалась на плаву, но и ловко использует каждый вызов, словно ветер в свои паруса, как возможность для развития. Как это удается? И чем МЭШ-2016 кардинально отличается от МЭШ-2021?

– К миссии «МЭШ для учителя» добавляется миссия «МЭШ для школьника и его семьи». Ранее Московскую электронную школу использовали в основном учителя как инструмент разработки и демонстрации своего опыта всему педагогическому сообществу. Особо активные педагоги использовали МЭШ для формирования собственного имиджа и популярности среди учителей. Так, МЭШ начала открывать доступ к урокам московских педагогов. За этим логично последовала потребность в еще большей открытости образовательного процесса для школьников и их родителей. Не последнюю роль в этом сыграла и пандемия. Назад пути нет, закрываться более нельзя. Да и место доверию там, где все открыто и без лукавства.
Поэтому в Московской электронной школе стали появляться новые сервисы. Например, тематический каркас связал сервисы для учителя, библиотеку электронных образовательных материалов и дневник ребенка. Это позволяет школьнику и его семье видеть учебные программы по всем предметам на год, комплекс контрольных работ по всем предметам, информацию о формах текущего оценивания, материалы, подготовленные учителем к каждому занятию, автоматическую подборку ресурсов библиотеки для самоподготовки и саморазвития, которые формируются системой в соответствии с темой урока. Из последних новинок МЭШ можно особо отметить сервис планируемых результатов обучения, задача которого сориентировать школьника в тех новых умениях, которые он будет приобретать, продвигаясь от урока к уроку, и тематическое оценивание, позволяющее ему увидеть свои слабые и сильные стороны.

– Как вы считаете, удается ли сегодня Московской электронной школе осуществлять телекоммуникационную взаимо­связь школы и семьи ученика в полной мере?

– МЭШ существенно сближает школу и семью, в том числе за счет сервисов, о которых я сказала ранее. Здесь важно еще отметить потенциал не так давно встроенной в МЭШ видео-конференц-связи, которая может быть использована для проведения различных родительских онлайн-консультаций, встреч с педагогами, что позволит наконец уйти в прошлое многочасовым родительским собраниям, которые приносят мало пользы и удовольствия, и сделает общение школы и семьи адресным и дружелюбным. Сейчас видео-конференц-связь поддерживает дистанционное обучение в случае его вынужденного использования в рамках карантинных мер и позволяет и учителю, и ученикам удобно и быстро переключаться в виртуальный класс непосредственно из расписания.

Пока еще слабо используются чаты в МЭШ. По-прежнему популярны родительские чаты, которые тоже доставляют немало хлопот. Я считаю, что общение должно быть персонализированным. А ту же оперативную информацию можно родителям направлять и через инструмент электронного журнала. В этом случае можно будет говорить о том, что МЭШ стала полноценным коммуникативным каналом школы и семьи.

– Сегодня МЭШ стала не просто главным помощником семьи, но и интегратором социальной поддержки для всех и каждого. Программа мобильного электронного образования для детей с ОВЗ – яркий тому пример. Каким образом возникают подобные партнерства?

– Сегодня МЭШ открыта для партнерства, в том числе благодаря принятому в этом году постановлению Правительства Москвы, которое предполагает предоставление субсидий юридическим лицам, способствующим реализации столичной программы развития образования, в том числе модернизации развития проекта МЭШ.

– Очевидное отличие МЭШ прошлых лет – ее нацеленность на личность, то есть раньше учитель был заинтересован донести свои персональные педагогические находки. Сегодня все больше грантов получают команды, причем нередко они складываются из представителей разных предметов и педагогов из разных школ. Как вы оцениваете такую тенденцию?

– Любая командная работа только усиливает каждого его участника, предполагает развитие важных современных компетенций. А если каждый приобретет новые компетенции и новые знания, то и в целом потенциал системы растет. Это подтверждается и цифрами: контент, разработанный командой учителей, быстрее набирает популярность среди пользователей, чем разработки отдельных авторов.

– В чем состоит сегодня основная задача обучения учителей?

– Сегодня важно наряду с усилением методического аппарата учителя формировать и развивать его цифровую культуру, учить его не бояться электронных сервисов и не ощущать себя их заложником, а использовать эти инструменты для наращивания новых компетенций. МЭШ может сделать учителя популярным не только благодаря его разработкам, но и благодаря умению грамотно выстраивать обратную связь с учащимся и его семьей. Например, использование функционала персональных комментариев к уроку и к оцениванию, с тем чтобы подчеркнуть отдельные достижения ребенка, предложить рекомендации по улучшению образовательных результатов, безусловно, способствует становлению доверительных отношений между учителем и семьей. Однако такой возможностью пользуется не каждый. Зачастую учителя используют функционал комментариев скорее для информирования о плохом поведении или учебной не­успешности. Если ситуация изменится с точностью до наоборот, то и учитель, и школа, и система образования приобретут новые позитивные оттенки.

– В Москве возобновил свою работу ресурс «Учитель на замену». Нередко учителей заменяют студенты. Как вы считаете, послужит ли приток молодежи в школы импульсом к новым трансформациям МЭШ?

– Мне видится, что наиболее интересные решения определяются сочетанием мудрости и азарта. Приток молодежи в школы, безусловно, способствует появлению некоторых изменений, но вместе с этим может наблюдаться и сопротивление опытных коллег, и это нормально. Чтобы инициатива трансформировалась в реальную деятельность и стала частью всего коллектива, необходимо выстраивать гибкое взаимодействие молодых и опытных педагогов, причем подчеркиваю, что это взаимодействие важно и опытным, и начинающим учителям.

– Москва всегда щедро делится своим опытом и достижениями мысли со всеми желающими. Удается ли российским регионам активно участвовать в развитии МЭШ?

– Сегодня около 3% электронных образовательных материалов созданы разработчиками из регионов, некоторые из них стали грантополучателями. Интерес со стороны коллег из других городов только возрастает, как в части использования готовых материалов, так и в части их разработки. Новая грантовая поддержка делает МЭШ еще более привлекательной для регионов.

Лариса ЛИХАЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте