Практически половина подростков проводят более четырех часов в Интернете. В основном они используют его для игр, общения, обмена фото и просмотра видео. Именно видео и приложения, поддерживающие этот формат, являются на данный момент самым прогрессирующим инструментом нового Интернета.
Чтобы сделать правильные выводы насчет культурных перемен, проанализируем события, которые произошли на рынке электроники за последние полвека. Приблизительно 40 лет назад Интернет был механизмом для хранения данных американских спецслужб, тогда мало кто предполагал, какой рост популярности его ожидает. Вместе с Интернетом начали разрабатывать телефон с сенсорным дисплеем, а в 2007 году Стив Джобс показал миру первый айфон. И лишь последние 10 лет Интернет вкупе с телефонией активно развиваются.
Почему же современное поколение детей так зависимо от Интернета в общем и видеоформатов в частности? Здесь все достаточно просто. Во-первых, легкая доступность (Интернет стоит дешево, телефон, который его поддерживает, также может позволить себе практически каждый, за очень редкими исключениями). Во-вторых, дети, рожденные после 2010 года, с самого раннего возраста окунаются с головой в Интернет, а блогеры, выпускающие контент для детской аудитории, помогают родителям как можно меньше участвовать в воспитании детей.
Как и любая другая индустрия, социальные сети стремились создавать понятные и приятные дизайны, чтобы пользователям было удобно и комфортно проводить в них время. Приблизительно 10 лет назад проблема зависимости от гаджетов стала актуальной. Дети, которые хотят смотреть мультики всегда, могли себе позволить их посмотреть только в определенное время из-за особенностей телевидения, Интернет же позволяет делать это в любой момент. Это и подобные возможности Интернета повлекли сильную зависимость подрастающего поколения. В связи с этим особенно важно популяризировать цифровую гигиену.
Для нас в КиберШколе данная проблема стоит особенно остро, ведь в программу входят дисциплины, связанные с киберспортом. В связи с этим мы продумали алгоритм действий, которые помогли бы нашим ребятам противостоять пагубной привычке уходить от реальности в кибермир и использовать только преимущества.
Так как же понять, что у ребенка зависимость? Вот небольшой чек-лист:
- Убедитесь, что ваш ребенок не испытывает трудности при знакомстве со сверстниками.
- Отслеживайте состояние ребенка: как часто у него возникает чувство социальной изоляции или одиночества?
- Тщательно следите за психическим здоровьем: такие состояния и синдромы, как тревога, депрессия, СДВГ или острые эмоциональные реакции, – факторы риска.
- Наблюдайте за физическими признаками, чтобы не допустить усугубления ситуации. Стоит принять серьезные меры, если вы замечаете, что ребенок не сводит глаз с экрана, на протяжении длительного времени не осуществляет естественные движения (например, его шея опущена, он находится в застывшей позе, нет реакции на касание).
- Не допускайте, чтобы ребенок откладывал жизненно важные процессы ради игры (прием пищи и питье, движение, спорт, сон, гигиенические процедуры).
Так как же помочь ребенку, если зависимость очевидна?
Обратитесь за помощью. Трудно вылечить настоящую зависимость без профессиональной помощи: индивидуальные консультации, групповая терапия, медикаменты.
Будьте готовы к симптомам отмены. После сокращения времени использования гаджетов ребенок может чувствовать себя более тревожным, напряженным, возбужденным и оторванным от привычного мира. По мере того как он будет избавляться от зависимости, эти симптомы станут проявляться меньше.
Ищите поддержку со стороны сверстников ребенка. Это очень эффективный инструмент. Общение с людьми, которые испытывают те же проблемы, поможет вашему ребенку справиться с чувствами стыда, вины и гнева. Он услышит ценные истории и идеи о том, что помогло поправиться другим, а что привело их к рецидиву. Самое главное, чтобы у ребенка был доступ к группе людей, которые понимают его и могут оказать поддержку на пути к выздоровлению.
Меняйте окружающую среду. Вашему ребенку может быть трудно оставаться в привычной среде из-за содержащихся в ней триггеров. Так что может оказаться полезным изменить эту среду: сделайте перестановку дома или в спальне ребенка, измените его досуг, уберите из дома устройства, которые вызывают проблемы. Может пойти на пользу пребывание ребенка у родственников, в лагере. Важным будет возвращение к ранее любимым хобби или спорту. Положительное влияние также окажет поиск новых увлечений.
Задача нас как взрослых – помочь детям научиться грамотно использовать ресурсы Сети, получая все преимущества. А для этого необходимо внимательно отслеживать состояние детей и вести своевременную профилактическую работу, чтобы не допустить превращения интереса к гаджетам в зависимость.
Вероника АБЛИКИНА, педагог-психолог КиберШколы
Комментарии