search
main
0

Цифро…образы Когда надо запомнить больше, больше и еще больше?

Уже рассмотренный нами способ цифро-буквенных преобразований (см. “Сто друзей”, N 37) отлично подходит для запоминания сравнительно коротких чисел – телефона, даты и часа встречи и т.п. Это технически более или менее удовлетворительно для чисел подлиннее, однако для тех людей, у кого на восприятия откликается зрительное русло мышления и воображения, более предпочтительно, надежно и производительно использовать запоминание длинных чисел, основанное на образах зрения, образах конкретных, значимых, ярких.
Как и раньше, образы для каждого числа желательно подбирать самому – тогда получаем свои (наиболее естественные) ответы, а при необходимости сможем легко придумать еще столько и таких зрительных кодов, какие понадобятся. Так, по характеру, опыту, настроению для цифры “0” кто-то выбирает Солнце, а кто-то – Луну или одну из планет, поближе к обеду чаще вспоминают про апельсины, блинчики, колобки и соответственно блюдечки, тарелочки, пиалы (при взгляде сверху), физкультурная тема, естественно, связывается с разными кольцами, мячами и шариками, любители поплавать вспомнят про водоем (озеро) или тазик примерно круглой формы, автомобилисты – про колеса и т.д.
Единица – это меч, стела, висячий канат, ровный гвоздь, стрела, балка, стоящий “смирно” человек, ровное дерево, эскимо…
Двойка – лебедь, конь (в т.ч. шахматный), вешалка, змея, туфелька.
Тройка – гора, чайка, волна (при создании образов порой целесообразно мысленно поворачивать цифру, т.е. ставить ее набок, переворачивать, а также сглаживать или, наоборот, заострять углы, немного растягивать или сжимать без разрывов и т.п.), зубчатый край марки.
Четверка – вилка, отдающий честь военный, стул, штык, яхта.
Пятерка – одноколесный велосипед, нота, фрукты на ножках, кит.
Шестерка – приоткрытый висячий замок, реторта, улитка.
Семерка – коса, капитан с подзорной трубой, топор, флаг, пистолет.
Восьмерка – бантик, бинокль, бабочка, двустволка, очки, автомобильная развязка.
Девятка – цветы, шарик на нитке, головастик, воронка, лампочка, половник.
Этот примерный список легко уточнить общими усилиями в ходе своеобразной соревновательной игры, а с небольшой тренировкой подходящие образы все легче будут в нужный момент возникать у каждого заинтересованного (т.е. у тех, у кого на основе природных способностей будет хорошо получаться).
Последовательность образов запоминается, как обычно, через деятельностную связку. Если для телефона 928-82-53 в прошлом примере у нас “ДеВа Ма? МойВу ПаРит”, то сегодня получилась следующая история: ромашку (9) съел гусь (2) и замахал после этого крыльями, как пропеллером (8), – и не зря, ведь на него поглядел через очки (8) всадник (2), евший вишни (5) и кидавший косточки в сторону горы (3).
Поскольку у многих взрослых читателей – учителей такой способ может с ходу “не пойти”, отметим, что этот метод предназначен (и будет работать) для тех, у кого зрительное русло преобладает. Таких людей от природы дай Бог 20-30%. Другое обстоятельство – возраст. Пик проявления способности к воображению, в т.ч. зрительному, приходится, по А.Р. Лурия, на 12-15 лет. И до, и после активность меньше. Поэтому следует быть внимательным при оценивании того или иного способа по своему восприятию и даже на основе восприятия большинства(!) учеников. Учитывая, что мы сами и наша метода неидеальны, этот способ, самое лучшее, подойдет одному из десяти учащихся.
Много это или мало? Если идти от потребностей и способностей ученика – самый раз. Учителю, правда, приходится сложнее – нужно определить, у кого к чему больше душа лежит, что лучше получается, и предложить каждому именно его. Это непросто, этим в т.ч. и трудна профессия учителя, зато каждый ребенок тогда чувствует себя успешным и с интересом каждый раз идет в школу… А тех, кто из соображений своего удобства преподает всем и всегда одно и то же, еще А.С. Макаренко метко прозвал граммофонами. Что же, классикам виднее.

Дмитрий ГОНЧАР,
преподаватель МФТИ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте