search
main
0

Цепочка превращений – слабому ученику Разноуровневый подход при обучении органической химии

Содержание зачета по варианту II-му*
Гомология. Изомерия. Номенклатура.
Для сильных учеников (уровень А)
1. Объясните явление изомерии. На конкретных примерах рассмотрите ее виды.
2. Напишите формулы и названия изомеров, имеющих состав С6Н10 (не менее 10). Укажите виды изомерии.
Для средних учеников (уровень В)
1. Назовите группы известных вам углеводородов, их общие формулы. Приведите по два примера из каждой группы углеводородов и укажите, какие из них изомерны между собой.
2. Назовите вещества:
а)

Есть ли среди них изомеры?
Если да, то какие?
3. Напишите названия известных вам углеводородов, их общие формулы, структурные формулы представителей, укажите возможные виды изомерии у данных углеводородов.
Для слабых учеников (уровень С)
1. Напишите формулы веществ:
2,3 – диметилпентан; б) гексен – 1; в) 4 – метилпентадиен – 1,3; г) 3 – метилгексин – 1.
2. Сравните явления изомерии и гомологии. Приведите примеры.

Строение
Для сильных учеников (уровень А)
1. Как изменяется строение веществ в следующей цепочке превращений:
этанэтиленацетилен бензол?
Изобразите структурные формулы указанных веществ, отметьте для каждого из них: а) тип гибридизации; б) валентные углы; в) схему – связей; г) схему – электронной системы; д) геометрию молекул.
2. На конкретных примерах докажите, что свойства веществ зависят от электронной природы химических связей.
Для средних учеников (уровень В)
1. Определите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения:

Значение процесса гибридизации.
2. Укажите в сравнительном плане электронное и пространственное строение метана, этилена и ацетилена. Укажите количество – и – связей.
3. Рассмотрите пространственное строение предельных и этиленовых углеводородов. Раскройте причины образования пространственных форм и цис-транс-изомеров.
Для слабых учеников (уровень С)
1. Сравните алканы, алкены, алкины и арены по плану: а) тип гибридизации; б) длина связи; в) валентный угол; г) геометрия молекулы.
2. Объясните сходства и различия – и – связей. Приведите структурные формулы веществ (алканов, алкенов, алкинов), пояснив в них виды связей.
3. Дайте определение гибридизации. Перечислите принципы гибридизации.

Химические свойства
Для сильных учеников (уровень А)
1. Сравните химические свойства предельных и непредельных углеводородов на примере пропана и пропена. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2. Рассмотрите, в чем сходство и различие между алканами, алкенами и аренами. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
3. Какие углеводороды могут вступать в реакцию со следующими веществами: бромная вода, хлороводород, водород? Составьте уравнения возможных реакций.
Для средних учеников (уровень В)
1. Как распознать на основании химических свойств три жидкости: бензол, гексан и гексен? Подтвердите уравнениями химических реакций.
2. На конкретных примерах докажите связь (зависимость) в системе: химические свойстваприменение.
3. Какие общие свойства проявляют углеводороды? Подтвердите уравнениями химических реакций.
4. Как получить хлорэтан из: а) этана; б) этилена; в) ацетилена? Составьте уравнения реакций.
Для слабых учеников (уровень С)
1. Какие химические реакции в органической химии называются реакциями Бутлерова, Вюрца, Кучерова, Зелинского? Напишите уравнения данных реакций.
2. Какие реакции являются качественными для различных углеводородов (предельных, непредельных, ароматических)? Подтвердите уравнениями химических реакций.

Для слабых учеников (уровень С)
1. Объясните, что общего у неорганических и органических веществ, в чем их различия.
2. Осуществите превращения, указав условия протекания реакции:

Задачи
(на вывод формул веществ)
Для сильных учеников (уровень А)
1. Установите формулу газообразного углеводорода, если при полном сжигании 0,7 г его получили 1,12 л оксида углерода (IV) и 0,9 г воды. Плотность паров по водороду – 42.
2. При сжигании 28 мл газа получено 84 мл оксида углерода (IV) и 67,5 мл воды. Какова молекулярная формула газа, если известно, что его относительная плотность по водороду равна 21?
3. При сгорании хлорзамещенного органического вещества, в состав которого входят атомы углерода, водорода и галогена, получили 0,22 г оксида углерода (IV) и 0,09 г воды. Для определения хлора из такой же навески получен хлорид серебра, масса которого составила 1,435 г. Определите формулу вещества.
4. При сжигании 3,3 г хлорсодержащего органического вещества получено 1,49 л оксида углерода (IV) и 1,2 г воды. После превращения всего хлора, содержащегося в данном количестве вещества, в хлорид серебра, получено 9,56 г хлорида серебра. Плотность паров вещества по водороду равна 49,5. Определите истинную формулу исследуемого вещества.
5. При сжигании 5,76 г вещества образовалось 2,12 г соды; 5,824 л оксида углерода (IV) и 1,8 г воды. Определите молекулярную формулу вещества.
Для средних учеников (уровень В)
1. Соединение, состоящее из углерода и водорода, сожгли и получили 55 г углекислого газа и 27 г воды. Какова формула соединения, если плотность паров его по воздуху равна 2,48?
2. При сжигании органического вещества, массой 6,2 г образовались оксид углерода (IV) массой 8,8 г и вода массой 5,4 г. Относительная плотность паров данного вещества по водороду равна 31. Какова молекулярная формула данного вещества?
3. Сожгли кислородосодержащее органическое вещество массой 4,81 О2. С помощью количественного анализа установили, что при этом образовались оксид углерода (IV) массой 6,613 г и вода массой 5,411 г. Относительная плотность паров данного вещества по воздуху равна 1,103. Выведите молекулярную формулу вещества.
4. При сгорании 4,6 г вещества образуется 8,8 г оксида углерода (IV) и 5,4 г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,59. Определите молекулярную формулу данного вещества.
При сжигании 4,4 г углеводорода получили 13,2 г оксида углерода (IV). Относительная плотность вещества по воздуху равна 1,52. Определите молекулярную формулу этого вещества.
Для слабых учеников (уровень С)
1. Массовые доли углерода, водорода и фтора в веществе соответственно равны: 0,6316; 0,1184; 0,2500. Относительная плотность вещества по воздуху равна 2,62. Выведите молекулярную формулу вещества.
2. Плотность по водороду вещества, имеющего состав углерода – 54,55%, водорода – 9,09% и кислорода – 36,36%, равна 22. Выведите молекулярную формулу вещества.
3. Установите молекулярную формулу предельного углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 22, а массовая доля углерода составляет 0,82.
4. Найдите молекулярную формулу углеводорода ряда этилена, если известно, что массовая доля углерода в нем составляет 85,7% и плотность его паров по водороду равна 28.
5. В 1825 г Майкл Фарадей открыл в светильном газе углеводород состава: С – 92,3%; Н – 7,7%. Плотность его паров по воздуху равна 2,69. Какова молекулярная формула вещества?
Ольга СОКОЛОВА,
учитель химии и биологии
поселок Октябрьский,
Рыбинский район,
Ярославская область

Литература

А.А.Журин. Сборник упражнений и заданий по химии. Москва, “Аквариум”, 1997 г.
Н.Н.Гара, М.В.Зуева. Контрольные и проверочные работы по химии, 10-11 классы, Москва, Издательский дом “Дрофа”, 1997 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте