С 1 января 2008 года призывники служат всего один год. Но на повестке дня один вопрос: хватит ли времени в частях (подразделениях) ВС РФ на то, чтобы подготовить из студента-выпускника учреждения СПО высококлассного военного специалиста, уверенно владеющего оружием и техникой?
В советские времена срочную службу в частях различных родов и видов Вооруженных сил молодые люди проходили два года (в ВМФ – три года). Этот срок был просчитан военными специалистами Министерства обороны и считался оптимальным для поддержания боеспособности ВС СССР. В Российской Федерации было предусмотрено сокращение в весеннюю призывную кампанию 2007 года срока службы до 18 месяцев, а для тех, кто был призван после 1 января 2008 года, он составил уже 12 месяцев. В период модернизации ВС РФ в части начали поступать новые виды вооружения и техники. Как заявил глава оборонного комитета Госдумы РФ Виктор Заварзин, в 2011 году расходы на оборону России выросли на 17% по сравнению с 2010 годом и составили 1,5 трлн руб. На закупку вооружений российские власти потратят 100 млрд руб. Не секрет, что боевая техника для ВС РФ, в которых в основном используются IT-технологии, с каждым годом становится все более сложной, а срок службы не позволяет военнослужащим в кратчайшие сроки квалифицированно освоить ее. Военнослужащему по призыву согласно законодательству РФ за один год предлагают стать защитником Отечества, овладевшим знаниями, умениями и навыками по военно-учетной специальности. Из 365 дней вычитаем 45 дней на курс молодого бойца (КМБ), три (раньше было шесть) месяца – на подготовку в учебном подразделении, 1,5 – на адаптацию военнослужащего в части (подразделении). Получается, что половина срока службы пролетела. За оставшийся срок необходимо, чтобы наш защитник Отечества прошел программу занятий по боевой подготовке (ОГП, общевоинские уставы, тактическая, огневая, строевая, инженерная и разведывательная подготовки, РХБЗ, вождение). 4-5 раз в месяц заступал в наряд по подразделению и в караул – вот и еще одного месяца нет. Каждую неделю у военнослужащего есть два законных выходных. Солдат не робот, а человек, которому свойственны различные заболевания, болея, он отстраняется от службы и боевой подготовки (в среднем набирается три недели за год). Суммируя общий итог, мы получаем реальную цифру службы – не более трех месяцев! В ходе встречи с военнослужащими 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ Президент России Дмитрий Медведев заявил: «В ближайшие 10-15 лет необходимо использовать совмещенную схему комплектования Вооруженных сил: контрактную и призывную. Это соответствует нашему законодательству, Конституции и морально-правовым основам создания ВС РФ». Вывод: необходимо существенно изменить ситуацию, связанную с подготовкой юношей еще до призыва в ВС РФ.Правительство Москвы, Департамент образования и Военный комиссариат предпринимают кардинальные шаги по изменению допризывной подготовки студентов учреждений СПО к военной службе, обеспечивающие гарантированное, качественное комплектование ВС РФ физически и морально-психологически подготовленными призывниками, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и гражданским специальностям, родственным военно-учетным. 27 сентября 2011 года на заседании Правительства Москвы была утверждена государственная программа на среднесрочный период (2012-2016 годы) развития образования Москвы («Столичное образование»). В подпрограмме «Начальное и среднее профессиональное образование», которая включает 17 мероприятий, прописано как задача: «Создание совместно с подразделениями Военного комиссариата города Москвы центров по допризывной подготовке обучающихся на базе государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования».Сотрудники НИИ развития профессионального образования разработали вариант учебной материально-технической базы центра допризывной подготовки студентов учреждения СПО Москвы, который предполагает включить в себя такие объекты, как: – учебный класс (2-3 аудитории) по основам военной службы (из расчета на учебную группу 25-30 чел.); – классы информационно-технического сопровождения допризывной подготовки студентов колледжа (обучающие компьютерные программы, симуляторы, тренажеры, электронный тир); – стрелковый тир; – строевой плац; – военизированная полоса препятствий; – пейнтбольная площадка;- стадион (футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, комплексный силовой городок, беговые дорожки на 100, 400 м, трасса для кроссовой (лыжной) подготовки от 1 до 10 км.); – спортивный зал (гимнастические снаряды, силовые тренажеры, игровые площадки), – зал для единоборств (бокс, рукопашный бой, самбо); – площадка для игры в бадминтон; – плавательный бассейн;- конференц-зал; – медицинский диагностический и психологический пункт (служба); – музей.Примерная смета финансовых затрат на создание новой базы (постройку зданий, оснащение имуществом, без учета эксплуатации) одного центра составляет около 200 млн рублей. Сумма огромная! В связи с этим мы предлагаем создать центр на уже существующей базе учреждений СПО (электромеханический колледж №55, технологический колледж №21), где есть некоторые финансово затратные объекты. Такой подход позволит в два раза сэкономить средства (около 100 млн руб.), а самое главное, в ближайшем времени приступить к работе по системной и качественной подготовке студентов учреждений СПО к военной службе, решить основные задачи: – формирования морально-психологической и физической готовности к службе в ВС РФ; – специальной подготовки по гражданским специальностям, родственным военно-учетным, с учетом новых подходов к организации этой работы в Военном комиссариате Москвы; – формирования начальных знаний, умений и навыков по основам военной службы; – физической закалки и формирования психологической устойчивости для выполнения воинского долга; – организации профильного и углубленного обучения военному делу студентов колледжей, изъявивших желание подготовить себя к поступлению в высшие военные учебные заведения;- психопрофилактической, психодиагностической, развивающей и психокоррекционной, консультативной работы со студентами, администрацией и педагогическим коллективом образовательных учреждений Департамента образования, родителями и общественными организациями; – подготовки по военно-прикладным, техническим видам спорта; организации военно-патриотического воспитания студентов колледжей; – организации переподготовки, повышения квалификации и методической работы с преподавателями дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы военной службы»; – допризывной и медицинской подготовки.В настоящее время сотрудники НИИРПО разрабатывают проект положения о центре, в котором будут определены цели, задачи, организация, структура, порядок, нормы и правила жизнедеятельности коллектива (правила внутреннего распорядка) с учетом особенностей его функционирования и перспектив развития, права и обязанности членов коллектива. Приоритетным направлением в деятельности центра предусмотрен учебно-воспитательный процесс, который мы предлагаем строить в соответствии с типовыми учебными планами и программами, утверждаемыми в установленном порядке и обеспечивающими возможность подготовки студентов учреждений СПО к службе в ВС РФ. Реализацию этого направления мы предлагаем проводить в форме учебных (теоретических и практических), а также факультативных и дополнительных занятий. Содержание и систему воспитательной работы в центре мы планируем строить на гуманных отношениях к личности, с учетом ее способностей, интересов и здоровья, а к воспитательной работе кроме педагогов – воспитателей центра подключать представителей родительского комитета, воинских частей, государственных и общественных организаций. Для будущей успешной деятельности студентов-выпускников учреждений СПО на воинских должностях в частях и подразделениях ВС РФ педагогами и психологами центра предусмотрен учебный курс теоретических и практических занятий, на которых студенты колледжей должны усвоить закономерности, принципы, условия и факторы формирования военнослужащих и воинских коллективов как активных субъектов воинской деятельности, овладеть теорией и практикой в специфических условиях военной службы. Проблемы, возникающие у выпускников колледжей при прохождении военной службы, особенно в первые месяцы службы, связаны с морально-психологическими нагрузками и стрессами, проблемы с адаптацией к военной службе приводят к самовольным оставлениям воинских частей, случаям суицида, гибели, увечья. Предложенный нами подход к подготовке студентов призван не только сформировать психолого-педагогическую компетентность будущих защитников Отечества, но и способствовать решению морально-психологических проблем, связанных с негативно-стереотипным восприятием службы в ВС РФ. Умение конструктивно решать конфликтные ситуации положительно сказывается на качестве боевой подготовки, улучшает социально-психологический климат воинского коллектива. Для развития физических, морально-психологических, нравственных, волевых качеств обучающихся, необходимых для прохождения военной службы в ВС РФ в учебно-воспитательном процессе, мы считаем нужным использовать: – инновационные военно-спортивные игровые технологии (пейнтбол, мультимедийные тиры); – военизированную полосу препятствий с видеофиксацией о прохождении студентом каждого этапа с целью нахождения ошибок, сравнительной оценки действий; – обучающие компьютерные тренажеры и симуляторы «Вождение боевой техники в различных географических и климатических условиях», «Выполнение стрельб», «Ориентирование на местности»; – компьютерные игры военно-патриотической направленности, такие как «От Кремля до Рейхстага», «Сталинградское сражение», «Битва за Москву», «Тропа генерала», «Зарница», «Город-герой», «Разведчик», «Приказано выжить», «Победа».Ключевыми фигурами в работе центра должны быть квалифицированные преподаватели, специалисты по подготовке молодежи к военной службе – офицеры запаса, имеющие высшее образование, обладающие профессиональными теоретическими знаниями и практическим опытом работы. В работе центра необходимо использовать интересные и разнообразные для студентов колледжей инновационные формы, методы, средства обучения и воспитания, новые возможности, достижения науки и техники. Например, для физической и морально-психологической подготовки студентов учреждений СПО – будущих защитников Отечества и разнообразия проведения военно-спортивной игры «Зарница» мы предлагаем на базе центра создать специализированную военно-спортивную площадку с элементами психологической подготовки (модель реалистического образа тактики боевых действий и возможностей «вероятного противника»), объединяющую в себе пейнтбольную площадку и военизированную полосу препятствий. Необходимость создания площадки обусловлена тем, что предстоящая военная служба требует от студентов колледжей постоянной готовности к выполнению своих обязанностей, не может быть ограничена ни временем, ни пространством, ни климатическими и погодными рамками и требует от будущего военнослужащего крепкого физического здоровья и психологической подготовки. Студенты колледжа, одетые в форму для игры в пейнтбол, под звуки, имитирующие нападение авиации, артобстрел и атаку десанта противника, преодолевая различные препятствия, выполнят задачи военно-спортивной игры «Зарница» (упражнения рукопашного боя с нападающим «противником», оказание первой медицинской помощи, разборка и сборка оружия, преодоление инженерных заграждений, различных этапов военизированной или специальной полосы препятствий). Причем чем правдоподобнее, тем лучше и интереснее. Предлагаемая практическая модель учебной площадки станет практическим вариантом компьютерной игры Counter-Strike.Реализация инновационного проекта по бадминтону, который Министерство образования и науки РФ утвердит в качестве образовательного стандарта для школ в декабре 2011 года, предусматривает массовое введение этого вида спорта в качестве третьего урока физкультуры в новом учебном году, мы же предлагаем на базе центра создать площадку для игры в бадминтон. По словам начальника Управления физической подготовки Минобороны полковника Александра Щепелева, бадминтон – важная составная часть спортивно-массовой работы в воинских частях. При игре в бадминтон задействованы те же мышцы, что при метании гранат, ножей и других предметов. Особенно полезен он будет стрелкам и снайперам, поскольку наблюдение за воланчиком тренирует глазные мышцы, укрепляет сердечно-сосудистую систему и развивает быстроту реакции. Для реализации IT-технологий в деятельности центра для каждого студента учреждения СПО мы предлагаем завести электронный паспорт, где будут учтены основные данные, отражающие реальный уровень готовности студента колледжа к военной службе (успехи и достижения в учебе, физической, спортивно-прикладной, спортивно-технической подготовке, морально-психологические данные, такие личностные параметры, как лидерские качества; коммуникативные качества; стрессоустойчивость, личностные ценности). В этом случае призывным комиссиям военных комиссариатов будет легче определить вид и род войск, в которые наиболее целесообразно распределить выпускников учреждения СПО.Таким образом, деятельность центра позволит решить государственные цели и задачи, направленные на решение комплексной системы допризывной подготовки студентов учреждений СПО к военной службе по призыву в рядах ВС РФ.Роман КУЗНЕЦОВ, старший научный сотрудник НИИРПО
Комментарии