2007 год – юбилейный для Научно-методического центра Центрального окружного управления образования: методической службе округа исполнилось 15 лет. За этот достаточно долгий срок многое в системе образования Центрального округа изменилось, и, безусловно, методическая служба тоже не стояла на месте: НМЦ развивался, его структура была значительно модифицирована в соответствии с требованиями времени и социальным запросом.
Досье «УГ»Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Научно-методический центр Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы было создано в 1996 году в результате реорганизации окружного методического кабинета, основанного в 1992 году. С 2004 года Научно-методическим центром руководит лауреат премии мэра в области образования, лауреат конкурса «Учитель года Москвы» Марианна Владимировна Лебедева.
Основная цель деятельности Научно-методического центра – оказание качественной адресной научно-методической поддержки педагогическим работникам и образовательным учреждениям ЦАО в области развития качества образования и повышения педагогической компетентности. Достигается она благодаря организации профессионального общения педагогов, предоставления им полного доступа к актуальной информации, а также реализации обширного спектра образовательных и консультационных услуг, оказываемых Научно-методическим центром.
Каждый заместитель директора НМЦ курирует группу структурных подразделений, которые решают поставленные перед ними вопросы. Такая структура была выстроена для решения комплекса постоянных, глобальных задач, ориентирована на определенный контингент работников образовательных учреждений (целевые аудитории) и уже положительно зарекомендовала себя на практике.
Сегодня структура Научно-методического центра включает в себя такие группы структурных подразделений, возглавляемые заместителями директора НМЦ, как группа предметных лабораторий, группа аттестации, группа структурных подразделений воспитания и дополнительного образования, группа структурных подразделений экспериментальной деятельности и ЕГЭ.
В группу предметных лабораторий входят три структурных подразделения: предметов социально-гуманитарного цикла и естественно-математического цикла, а также иностранных языков. Эта группа ведет целенаправленную планомерную работу по внедрению современных образовательных технологий в практику работы учителей-предметников, освоению новых педагогических технологий и методик работниками системы образования. В ЦАО уже сложилась система тематических семинаров, «круглых столов» и мастер-классов для учителей-предметников, в работе которых принимают участие лучшие педагогические и научные кадры округа и города.
Большое внимание методическая служба округа уделяет работе с одаренными и высокомотивированными детьми, которая, в частности, заключается в проведении олимпиад и конкурсов, способствующих развитию детского творчества и социализации подростков.
В группе аттестации тоже три структурных подразделения: аттестации педагогических кадров, лицензирования и аттестации образовательных учреждений, мониторинга. Для повышения качества образования и преодоления неуспешности обучающихся, а также для изучения степени готовности образовательных учреждений к государственной аттестации, определения уровня базовой подготовки обучающихся эта группа аттестации ежегодно проводит педагогический мониторинг. Одним из самых больших достижений группы аттестации стало внедрение в работу электронного мониторинга и аттестации с использованием дистанционных технологий. Этот проект группа реализует совместно с Московским центром непрерывного математического образования.
Особое внимание группа структурных подразделений воспитания и дополнительного образования (в группе соответственно два таких подразделения) уделяет работе с молодыми специалистами, ежегодно пополняющими педагогический корпус ЦАО. Деятельность Совета молодых специалистов Центрального округа признана одной их лучших в городе, Научно-методический центр регулярно проводит окружной профессиональный конкурс молодых учителей «Поколение будущего», праздник посвящения в учителя «Первые шаги», заседания клуба молодых учителей, педагогические гостиные.
Конкурс молодых учителей ЦАО «Поколение будущего», один из главных окружных профессиональных конкурсов, успешно проходит в Центральном административном округе уже четвертый год и способствует выявлению талантливых молодых педагогов, повышению престижа профессии учителя, а также созданию условий для дальнейшего профессионального роста начинающих специалистов. За время существования конкурса в нем приняли участие более 250 молодых специалистов. Только в 2007 году в «Поколении будущего» участвовали 72 конкурсанта из 35 образовательных учреждений округа.
Социальный запрос к образованию в центре Москвы очень высок, поэтому образовательные учреждения округа находятся в постоянном поиске, работая в режиме эксперимента и инновации. Уникальность Центрального округа в том, что он представлен в шестнадцати из восемнадцати существующих направлений экспериментальной и инновационной работы по Москве. Группа структурных подразделений экспериментальной деятельности и ЕГЭ успешно ввела в практику методическую поддержку экспериментальной деятельности, а также организовала постоянно действующий практико-ориентированный семинар для заместителей директоров по экспериментальной работе.
В 2007 году группой структурных подразделений экспериментальной деятельности и ЕГЭ в округе сформирован состав уполномоченных, организаторов ЕГЭ и руководителей ППЭ, что позволило создать кадровую базу для проведения единого государственного экзамена.
Информация
к сведению
Выпускники ЦАО в этом году показали высокие результаты при сдаче ЕГЭ: 100 баллов набрали 37 человек, оценку «5» получили 2438 человек.
Группа структурных подразделений начального образования и дошкольного воспитания (тоже два структурных подразделения), оказывая помощь учителям, разработала и внедрила в практику работы социопсихосоматическую карту учащегося начальных классов, позволяющую определить механизм влияния различных факторов на успешность ребенка, на уровень его обученности, сформированность умений и навыков, на развитие. Центральный округ стал базовым по организации уроков здоровья в начальной школе, и именно благодаря четко скоординированной работе группы сложилась система успешного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и начальных школ округа на уровне родительской общественности, через систему консультационных совещаний педагогов. В этом году структурное подразделение начального образования начало разработку совместного с Институтом психологии РАН проекта «Динамика научения в негативной и позитивной эмоциональных ситуациях»; в настоящий момент проект проходит апробацию на базе школ ЦАО, со следующего года он будет реализован в опорных школах округа.
Группа структурных подразделений Центр информационных технологий самая большая группа НМЦ, в нее входят структурные подразделения таких служб, как административная, повышения квалификации, техническая, разработки и внедрения инновационных проектов, проектной и научно-исследовательской деятельности, информационно-методической поддержки образовательных учреждений, а также пресс-центр, подразделение образовательных телекоммуникаций и СМИ.
Центр информационных технологий Научно-методического центра выполняет функции ресурсного и аналитического центра, осуществляет мониторинг состояния, результатов и перспектив развития информатизации образовательного процесса, организует сетевое информационно-коммуникационное обслуживание образовательных учреждений округа, занимается обработкой информации. Важным направлением деятельности центра стало развитие проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся округа. Одна из ярких составляющих этой работы – конкурс ученических проектов на грант префекта ЦАО, ставший частью программы работы с одаренными и мотивированными детьми. Школьники Центрального округа – лауреаты гранта – совершают увлекательные образовательные поездки в страны Европы.
Центр информационных технологий проводит активную работу по формированию и развитию информационного пространства, обеспечивающего на современном уровне взаимодействие между участниками образовательного процесса и общества. В частности, ЦИТ занимается администрированием интернет-портала Центрального учебного округа (www.couo.ru). Материалы портала имеют информационный и образовательный характер, тут представлена вся необходимая справочная информация о системе образования округа.
Кроме того, Центр информационных технологий занимается координацией в образовательном пространстве округа работы с инновационными проектами, в частности такими, как «Комплектование ДОУ», «Школа информатизации», Школьный офис» и другими.
В январе 2006 года в составе Центра информационных технологий был создан Пресс-центр ЦОУО, призванный формировать положительное общественное мнения о деятельности системы образования ЦАО. За время существования пресс-центру удалось достичь высоких результатов в области освещения мероприятий системы образования округа в средствах массовой информации (налажено взаимодействие с 10 телеканалами, 11 интернет-порталами, 20 печатными изданиями), а также создания творческих продуктов, отражающих деятельность системы образования ЦАО (подготовлено и выпущено в печать 15 буклетов, 37 брошюр и сборников, 10 плакатов, более 20 мультимедийных уроков и классных часов). Мультимедийные уроки, разработанные пресс-центром и используемые во всех школах ЦАО, получили высокую оценку Департамента образования и распространяются в школы города. Важной частью НМЦ стала группа структурных подразделений административно-хозяйственной части, которая занимается финансово-экономической деятельностью и техническим обслуживанием центра.
Особенность структуры методической службы округа – структурные подразделения, подчиняющиеся напрямую директору Научно-методического центра: методики управления образовательным процессом, библиотечного обеспечения образовательного процесса, кино-, видеообеспечения образовательного процесса.
Помимо задач, которые постоянно решают структурные подразделения, в процессе работы методической службы достаточно часто возникают задачи, требующие решения в конкретный момент времени. Такие задачи нередко смежные, то есть для их решения необходимо участие специалистов сразу нескольких структурных подразделений Научно-методического центра. Создавать отдельные структурные подразделения всякий раз, когда возникают такие задачи, нецелесообразно, поскольку неясно, каким видом деятельности будет дальше заниматься подразделение, решившее однажды локализованную по времени специфическую задачу.
В подобных случаях руководство методической службы округа использует в работе принцип так называемой матричной структуры – под решение таких задач в Научно-методическом центре создается штаб, или мобильная (рабочая) группа, в которую включаются представители различных структурных подразделений (то есть объединение происходит под конкретную задачу, после решения которой члены мобильной группы возвращаются к работе над определенным каждому структурному подразделению кругом глобальных вопросов).
Доказательством эффективности такой системы работы стал, в частности, высокий результат округа на городском конкурсе «Учитель года» – за последние 5 лет преподаватели Центрального округа составляют более 20% финалистов конкурса «Учитель года Москвы». В 2007 году заслуженную победу в главном профессиональном конкурсе педагогов Москвы одержала Анна Григорьевна Мехед, учитель школы №2030 ЦАО.
В ходе реализации национального проекта «Образование» Научно-методическим центром в 2006 году также была проведена большая работа по выдвижению лучших педагогических кадров округа на конкурс. В течение всего учебного года несколько рабочих групп методической службы округа проводили консультации для учителей – участников конкурсных отборов на соискание Премии Президента РФ и гранта Москвы. По итогам конкурса 72 педагога из 11 образовательных учреждений округа были отмечены грантами Президента РФ и Москвы в области науки и технологий в сфере образования.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсе среди образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, стали победителями 11 образовательных учреждений ЦАО: лицей №1548, школа №354 имени Д.М.Карбышева, гимназия №1520 имени Капцовых, центр образования №1950, лицей №1574, центр образования №627, центр образования №497, лицей №1581, школа №1221, школа №325 и школа №1262 имени А.Н.Островского.
Комментарии