Почему птицы не остаются на юге, а всегда возвращаются в родные края? Интересный вопрос. Наверное, есть что-то, что притягивает их, несмотря на тяготы далекого путешествия. Некий инстинкт. Именно инстинктом я бы объяснила стремление выпускников нашей школы вернуться в стены альма-матер уже в новом качестве.
Разговаривая с коллегами, которые уже давно или совсем недавно окончили лицей, я задавала им тот самый вопрос, что стоял и передо мной: почему захотелось связать свою жизнь именно с 1502‑й? Ведь работа учителя не самая легкая. Ответ прост: ты возвращаешься туда, где тебе хорошо, где ты смог себя реализовать, где есть люди, которые являются для тебя во многом примером. И это действительно некий инстинкт, который помогает нам на протяжении долгих лет сохранять дух школы, наши традиции.
Я не знаю более верного критерия для определения благополучия школы, чем количество вернувшихся выпускников, занявших свое почетное место у доски. В нашей школе таких на данный момент 60 человек, такой цифрой может похвастаться далеко не каждая организация. Из вчерашних лицеистов вырастают одни из лучших преподавателей физики и других естественных наук, для нас это особенно ценно, поскольку для профильных инженерных, медицинских, физико-математических классов мало знаний на простом школьном уровне. Также значительная часть выпускников идут в гуманитарные вузы на факультеты филологии, истории. Возвращаясь, они успешно работают и вносят свой вклад в развитие школы, понимая, как можно интереснее и с большей пользой преподавать гуманитарные дисциплины в нашей сложной школе. Также лицеисты становятся педагогами дополнительного образования и создают уникальные программы кружков и секций. Нередко приходят былые призеры и победители ВОШ и готовят будущих успешных олимпиадников. Многие выпускники стремятся к нам, еще будучи студентами, и начинают как педагоги-организаторы, тьюторы, вожатые, благодаря этому в школе создается тесная связь между детским и взрослым сообществами. Чаще всего это именно те люди, которые еще лицеистами активно развивали школьное самоуправление, создавали новое и, что называется, радели душой за школу. Со временем такие приверженцы 1502‑й становятся частью управленческой команды: это и руководители корпусов, и советники, и заместители директора. Ведь это очень ценно, что люди, знающие изнанку школьной жизни с позиции ученика, теперь могут влиять на то, чтобы менять ее к лучшему. И именно благодаря этому традиции не только сохраняются, но и распространяются на все корпуса нашей немаленькой школы.
Сейчас у нас работает не одно поколение выпускников. Но что еще важнее – наши бывшие ученики приводят к нам своих детей. Это помогает построить мост «школа – ученик – родители», у которого очень мощная опора – 1502‑я. Это как внутренний код, пароль, по которому ты узнаешь людей, близких по духу и уму.
1 сентября на большой площади перед школой всегда мало свободного места, здесь собираются школьники, их родители, учителя, выпускники с самодельными табличками своего класса. В конце праздничной линейки ученики, поющие гимн лицея, создают живой коридор, сквозь который проходят все классы. Так, касаясь ладоней ребят, каждый словно получает заряд энергии, которая нас всех объединяет. Но момент, когда вслед за последним зашедшим в школу классом сквозь живой коридор, не сговариваясь, идут оставшиеся на площади родители, выпускники прошлых лет, не передать словами. Это не включишь в сценарий. Такие моменты рождаются только благодаря центростремительной силе – нашему любимому лицею.
Екатерина КАРАСЕВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1502 «Энергия», выпускница 2005 года
Комментарии
Артем ЕГИЯНЦ, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями школы №1502 «Энергия», выпускник 2018 года:
– В штатном расписании общеобразовательных организаций появилась должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Появление новой должности – это ответ на вызовы времени, особые актуальные воспитательные задачи в условиях активизации детского и молодежного движения в нашей стране и значимости вовлечения в орбиту общественной жизни как можно большего числа юных граждан.
Каждому школьнику в любом возрасте в рамках многогранного «Движения первых» можно найти увлекательное дело, полезное, интересное, значимое и для ребенка, и для общества. Приобщить детей к общественной жизни, сформировать в них ответственную и активную жизненную позицию, помочь открыть и развить свои индивидуальные интеллектуальные, творческие, спортивные, коммуникативные и многие-многие иные способности – это одна из задач школы, которую теперь и призван помочь эффективно решить особый человек в школе – советник. Кстати, как же верно отражена его роль в школе в наименовании Общероссийского конкурса «Навигаторы детства»! Навигация в ее изначальном и традиционном смысле – это благоприятное время для судоходства, а также наука, мастерство кораблевождения, построения маршрута с учетом всех теоретических и практических обстоятельств. А что же тогда навигация в воспитании? Это педагогическое мастерство взращивания юных капитанов, встающих к штурвалу своих кораблей. Непростая задача советника – создать в школе особую территорию круглогодичной «навигации», активности детей, их вовлеченности в кружки и секции, конкурсы и фестивали, проекты и олимпиады, походы и путешествия, экскурсии и волонтерское движение, активную внеурочную жизнь не только в школе, но и за ее пределами. И задача советника – выстроить это пространство в школе не только вместе с педагогическим коллективом, но и с детьми, сделав ставку на детское самоуправление в ученическом коллективе, сотворчество взрослых и детей. Тогда управление превратится в соуправление, отвечающее как запросам и потребностям, интересам детей, так и миссии школы воспитать достойных в широком смысле этого слова граждан.
Надежда КАШКАРОВА, старший методист по воспитательной работе школы №1502:
– В прошлом году, когда в нашей школе встал вопрос о том, кому мы можем доверить такое непростое дело, управленческой командой было принято решение: это точно должен быть свой человек, кто хорошо знает жизнь школьников изнутри. Наш выпускник, который, еще будучи учеником, зарекомендовал себя как лидер класса, активный член ученического самоуправления и несколько лет назад вернулся в родные стены, чтобы работать на благо нашей школы, – Артем Ашотович Егиянц. Мы спросили его, каково это – быть советником директора по воспитанию. «Я занимаюсь воспитанием школьников и получаю огромное удовольствие от своей работы. Точно знаю, что вложу в нее все свои силы, знания и искренние чувства. Я уже активно начал разрабатывать программы и мероприятия для учащихся, плотно работаю с ученическим советом, наши идеи с ребятами по развитию школы безграничны. Мы с огромным удовольствием и желанием начали принимать участие в федеральных проектах «Движения первых». Моя цель – стать для ребят настоящим наставником в их начинаниях», – ответил Артем Ашотович.
Помочь, поддержать, научить, посоветовать, направить, объяснить, предложить, убедить, поверить, замотивировать, остановить, подтолкнуть, подсказать, подкорректировать, заинтересовать, увлечь, проанализировать, оценить, подметить, выявить – все это задачи советника по воспитанию. И хорошо, когда у штурвала корабля школьного самоуправления стоит именно тот, кто эти задачи не только понимает, но и профессионально берется их решать.
Комментарии