search
main
0

Центральный предмет

Чтобы забить гвоздь, нужно знать и физику, и математику, и химию

Интерес учащихся ко всем предметам школьной программы – давняя мечта любого учителя. Никому не хочется, чтобы его урок был второстепенным, а мотивация к изучению материала у учеников была ниже, чем на уроках других учителей. Кроме этого, ребята очень часто не видят связи получаемых в школе знаний с реальным окружающим их миром. «Школьная наука часто преподается в сухой и неинтересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен, и не видят связи науки с окружающим миром», – говорил Стивен Хокинг.

Получается, что для успешного и мотивированного освоения учебного материала школьниками необходимо показать не только связь школьных знаний с реальностью, но и связь предметов между собой, захватив по возможности максимум школьной программы. Тут мы и вспоминаем о межпредметных связях, вот только как это эффективно реализовать на практике?

В 2017 году на конференции «День учителя технологии» издательского дома «Первое сентября» учитель технологии школы №293 имени А.Т.Твардовского Владимир Латков высказал необычную идею. По его мнению, центральным предметом школьной программы должна стать технология, а уже от нее необходимо раскинуть «сеть межпредметного взаимодействия». Тогда эта идея показалась мне интересной, и я попробовал ее реализовать.

«Чтобы хорошо знать технологию, нужно хорошо знать и усвоить многие предметы школьной программы: географию, биологию, историю, физику, химию и особенно математику», – слышат от меня только что вошедшие в кабинет пятиклассники. Это их первый урок, именно сейчас важно обозначить вектор дальнейшей учебной деятельности. На первый взгляд это звучит абсурдно! Как помогут химия и физика стучать молотком или закручивать шурупы? Но на самом деле все не так просто.

Уроки технологии должны не только давать учащимся практические навыки, но и развивать логическое и аналитическое мышление, помогать искать выход из нестандартных технических ситуаций. Ученик должен не только знать правила работы, но и понимать, почему иной алгоритм работы не приведет к желаемому результату. Сегодня весь этот комплекс объединяют термином «инженерно-техническое мышление».

Доскональное изучение любой темы технологии вызывает много межпредметных вопросов. Вот пятиклассники знакомятся с металлом. Металл для них – это железо, но откуда там взялся углерод? Конечно, в 5‑м классе невозможно привлечь химию и объяснить сложный процесс восстановления железа из его оксида с помощью угля. Но легко можно привлечь историю и географию.

Как добывали металл в Древней Руси? Перед нами глинобитная печь. Почему была именно такая форма? А как развивался процесс получения железа? Почему Англия вырвалась в лидеры в металлургии и удерживала лидирующие позиции долгое время? Как процесс получения стали устроен в наши дни?

В Интернете есть достаточное количество видеоконтента, чтобы подробно ответить на все эти вопросы. Другое дело, что любое видео нуждается в комментариях и пояснениях учителя, а зачастую и привлечении учителей других предметов. Тут у учителя есть два пути: самому разбирать каждую тему досконально, пользуясь консультациями других учителей-предметников, или проводить часть уроков с привлечением учителей географии, математики, физики, химии и истории. Учитывая количество нагрузки в школе, чаще всего наиболее рациональным представляется первый вариант, хотя возможна организация внеурочных мероприятий и открытых уроков с одновременным присутствием нескольких учителей.

Любая тема технологии легко рассматривается через призму межпредметности. При изучении свойств древесины пятиклассники вспоминают уроки биологии и строение дерева. Семиклассники при выполнении художественных работ с проволокой вспоминают уроки истории и особенности чеканки проволочных денег на Руси.

В 8‑м классе при расчетах настройки параболических антенн на спутник учащиеся внезапно осознают необходимость математики и географии, вспоминают, что такое азимут, и понимают важность тригонометрии. А при объяснении правил вытаскивания гвоздей из древесных материалов неплохо бы вспомнить физику и правило рычага.

Другое дело, что школьные программы по разным предметам не всегда совершенны с точки зрения тематики и возрастных особенностей. Так, изучение азимута на уроках географии происходит в 5‑м классе, когда учащиеся еще не полностью осознают смысл этого понятия. А фактически оно оказывается востребованным только в 8‑м классе, но что это такое, ученики уже вспоминают с трудом.

Доменная печь на уроках технологии изучается в 5‑м классе, а на уроках географии – только в 9‑м классе. Иная ситуация при изучении электротехники. Если в курсе технологии закон Ома и расчет мощности изучаются в 3-4‑й четверти 7‑го класса или во 2‑й четверти 8‑го класса (в зависимости от программы и УМК), то по физике эта тема изучается в 3‑й четверти 8‑го класса.

Отдельное внимание следует уделить взаимодействию технологии с таким школьным предметом, как информатика. 4 января 2021 года стало известно о поручении Владимира Путина усовершенствовать преподавание информатики в школьной программе. С одной стороны, технология тесно связана с информатикой через 3D-моделирование и технологии прототипирования.

Построение 3D-моделей на компьютерах существенно облегчает выполнение данных работ на практике. Развитие технологии прототипирования делает взаимосвязь технологии и информатики еще более прочной. С разработкой новых видов пластика и технологий 3D-печати все больше деталей печатается на 3D-принтерах, и включение подобного материала в школьную программу позволяет давать школьникам актуальные знания и формировать необходимые навыки и умения.

Вот только здесь мы сталкиваемся с проблемой технического оснащения школ. Десятки, если не сотни, статей в Интернете написаны учителями информатики о недостатке оснащенности их кабинетов для нормального проведения уроков. В некоторых школах на подгруппу из 12-15 человек приходится всего 3-4 рабочих компьютера, которые еще помимо этого нуждаются в модернизации.

Надо ли говорить, что при таких условиях оснащение кабинета технологии хотя бы 1-2 компьютерными местами становится для многих школ непосильной задачей. Совмещение уроков и использование кабинетов информатики для проведения уроков технологии не всегда представляется возможным по причине большой загруженности учителей информатики и использования кабинетов в качестве информационных центров для проведения вебинаров, конференций и проведения открытых уроков другими учителями.

С другой стороны, технология знакомит учащихся и с аппаратной стороной компьютеров посредством изучения электротехники и робототехники. Более того, элективные курсы и вариативные часы дают возможность учащимся значительно расширить знания о внутреннем строении компьютеров и роботов, подробно разобрать печатные платы, научиться проектировать и собирать их самостоятельно.

В курсе робототехники школьники изучают алгоритмы и языки программирования для написания простейших программ управления роботами, что является еще одной точкой соприкосновения уроков технологии и информатики.

Мне кажется очень интересным опыт московской школы №293 имени А.Т.Твардовского: часть работы по изучению нового материала на уроках технологии выполняется на компьютерах за счет построения отдельной локальной сети между кабинетами технологии и информатики. Однако подобная работа требует большой вовлеченности как учителей технологии, так и учителей информатики и наличия квалифицированных специалистов для поддержания работы подобной сети.

Таким образом, можно сказать, что хотя межпредметное взаимодействие технологии и информатики является самым перспективным в контексте развития мировых технических тенденций и промышленности, но оно трудноосуществимо по причине недостаточной технической оснащенности школ. Даже при наличии оборудования возникает необходимость его постоянного обслуживания и периодического ремонта. Кроме того, тут мы опять сталкиваемся с несостыковкой программ.

Информатика преподается в ряде школ с 5‑го класса, в других – с 7‑го класса. В то же время простейшие алгоритмы в курсе робототехники изучаются учащимися на уроках технологии уже в 6‑м классе. Ребята узнают о понятии алгоритмов, учатся создавать простейшие алгоритмы и циклы и только на следующий учебный год приходят на свой первый урок информатики.

Заинтересованный учитель информатики может использовать эту ситуацию для создания мотивации у своих будущих учеников, проведя совместный урок с учителем технологии. А если заинтересованности нет?

Технология – это область с огромными возможностями межпредметного взаимодействия, она может быть связана практически с любым предметом школьной программы, может выступать в роли серьезного инструмента мотивации учеников к освоению учебного материала других предметов. Однако организация подобной работы требует большой вовлеченности учителей технологии, четкой и слаженной совместной работы учителей-предметников, их инициативности, больших затрат времени на подготовку и проведение межпредметных уроков.

Все эти факторы сводят к минимуму развитие межпредметного взаимодействия в школах с большой нагрузкой на педагогов. Еще одной проблемой организации подобной формы работы можно считать непонимание учителями возможности создания мотивации к изучению одного предмета посредством другого.

Реализация взаимодействия технологии с другими предметами повышает интерес учащихся и учебную мотивацию. Я ответил для себя на вопрос, что должно быть в центре, но для ряда школ и учителей он по-прежнему остается открытым.

Михаил РАКИТИН, учитель технологии школы №19 Твери, финалиТверист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте