В настоящее время замечена тенденция к увеличению количества детей, которым необходимы особые условия в социальной сфере и сфере образования, – это дети с ОВЗ.
Задержка психического развития – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованных обучения и воспитания. Уровень развития ребенка зависит в первую очередь от атмосферы, которую создают родители в семье. Чтобы воспитать нравственно-волевые черты личности ребенка, нельзя подавлять его «я сам». Нужно разговаривать с ребенком, объясняя, почему вы просите его сделать как можно и нужно, а не иначе. Если вы говорите «нельзя», то нужно объяснять, как правильно это надо сделать или вести себя в данной ситуации.
Когда же ребенок приходит в детский сад, его окружают люди, которых он раньше не знал. Родителям и педагогам нужно объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома. Тогда детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, а произошедшие перемены в жизни ребенка пойдут ему на пользу.
Ребенку с задержкой психического развития требуется еще и специализированное коррекционное воздействие. Именно в этот момент на помощь приходят различные специалисты дошкольного учреждения, такие как учителя-дефектологи, логопеды, психологи и многие другие профессионалы, которые помогут ребенку развиваться правильно. Для детей с задержкой психического развития значимую роль играет учитель-дефектолог.
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание специализированной помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций.
Учитель-дефектолог помогает ребенку войти в нормальную жизнь или хотя бы приблизиться к ней. Ведь, если вовремя начать коррекцию недостатка, от него можно избавиться или скорректировать его. И, конечно же, в этой работе необходимо участие родителей. Поэтому учителю-дефектологу приходится выстраивать отношения не только с детьми, но и с их законными представителями.
Часто это сделать гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растет особенный ребенок. Они упорствуют, пытаются справиться с проблемами в одиночку или вообще не видят существующих проблем развития у своего ребенка. Зачастую у родителей возникают трудности с пониманием особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста.
Возможно, это говорит о неполной педагогической информированности родителей или о невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка. Такое положение вещей усложняет работу учителя-дефектолога. Ведь именно в семье раскрываются индивидуальные способности ребенка, создаются предпосылки для их развития.
Вера родителей в возможности своего ребенка, любовь к нему независимо от его проблем способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении познавательного материала лежит в основе всей коррекционно-воспитательной работы.
Цель этой совместной работы – активизировать внимание родителей к проблемам, имеющимся у ребенка, привлечь их к реализации коррекционных и педагогических задач, которые решают учитель-дефектолог и воспитатель в работе с детьми, делая воспитание и развитие ребенка в семье и в детском учреждении последовательным и эффективным.
Опыт работы с родителями детей с ЗПР показывает, что такие родители гораздо чаще испытывают негативные эмоции (разочарование, раздражение, злость, обиду) по отношению к своему ребенку, нежели родители ребенка без нарушения развития. В поведении таких родителей в большей степени проявляются тотальный контроль за деятельностью ребенка, наказание за незначительные погрешности, игнорирование ребенка.
Они отличаются противоречивым поведением, иногда даже это осознают. С одной стороны, родители жалеют своего ребенка, с другой – постоянно недовольны им. Взаимодействие с родителями такого ребенка часто является проблемой для воспитателей и специалистов, так как эти родители не всегда готовы идти на контакт, даже если они и понимают пользу сотрудничества.
Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в коррекционно-воспитательной работе, начинать общение с ними необходимо с объяснения им положительных особенностей их ребенка, сильных сторон его личности, качеств его характера, на которых могут выстроиться его успехи в дальнейшей жизни. Для этого педагогам надо быть еще и хорошими психологами.
Воспитателям и учителю-дефектологу нужно вместе с родителями найти эти сильные стороны и базировать на них коррекционно-воспитательную работу для достижения более эффективного результата. Данная тактика общения с родителями позволяет сломать барьер непринятия родителями своего особенного ребенка, а иногда и помогает наладить взаимоотношения в семье и между родственниками. Это позволяет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, и дает возможность помогать ему развиваться и адаптироваться в современном обществе.
В ходе общения с учителем-дефектологом родители получают необходимую информацию о нарушении у ребенка, педагогическое просвещение, а также эмоциональную поддержку, сочувствие типа «да, я понимаю, как вам тяжело…», тем самым педагог располагает родителей к себе, а они в свою очередь учатся необходимым приемам обучения и общения со своим ребенком.
В дошкольном детстве основная и ведущая деятельность ребенка – игра. Достаточно часто дети с ЗПР не умеют играть. И задача воспитателей и учителя-дефектолога – научить играть детей, а также их родителей. Иногда родители очень настороженно относятся к этому, но в ходе совместной работы понимают, что именно в игровой деятельности происходят развитие ребенка и лучшее усвоение материала. Тем самым повышается мотивация ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, так как во время игры для ребенка создается психологически комфортная обстановка.
Если семья настроена на сотрудничество с педагогами, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя свободнее и успешнее. Еще один немаловажный компонент успешности коррекционной работы – обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике.
Также для достижения положительного результата в коррекционной работе с детьми можно использовать метод проектной деятельности. Задержка психического развития накладывает специфические особенности на процесс познания и на адаптацию ребенка-дошкольника к социальной жизни.
Дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими. Поэтому важной задачей для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, является вовлечение детей в социально значимую деятельность, которая активизирует познавательные процессы, стимулирует проявление индивидуальности каждого ребенка, а также содействует развитию их коммуникативных навыков.
Метод проектной деятельности, на мой взгляд, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет привлечь родителей к работе над проектом. Работая над проектом с детьми, мы даем возможность родителям не только стать источником информации для своего ребенка и оказания помощи ему и педагогам группы, но и самим стать непосредственными участниками образовательного процесса. Участие в проекте помогает родителям получить новый педагогический опыт и испытать чувство сопричастности успехам своего ребенка. Совместный успех всегда кажется более значимым.
Так в ходе сотрудничества и формируется педагогический треугольник, состоящий из родителя, учителя-дефектолога и воспитателя, а центром этой фигуры является ребенок, так как именно на него направлены усилия всех троих для достижения общей цели. Хороших результатов при таком сотрудничестве можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо растущему человечку, поощряя успехи и поддерживая его в трудностях. В сотрудничестве всегда можно добиться большего!
Елена БОРУТТО, учитель-дефектолог школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова
Комментарии