search
main
0

Центр притяжения . Налоговая грамотность на грядках

Мое знакомство с тамбовским учителем года-2004 Романом Абрамовым сначала было заочным: по дороге в Безукладовку водитель школьного «москвича» рассказывал, как им повезло с директором. И крышу залатали, и ребятишек всех кормят, и вообще: «Сколько его помню, Роман Юрьевич с ними всегда возится. Походы, поездки, мероприятия разные – все время с детьми! И они его любят».

Безукладовская школа – девятилетняя: 79 учеников, 16 учителей и еще восемь человек обслуживающего персонала. Педагоги с высшим образованием, а технический персонал – как минимум со средним. Школа стала центром притяжения для всех образованных безукладовцев. Роман Абрамов директором здесь с сентября 2000 года, и в общем-то, если честно, цели во что бы то ни стало победить на областном конкурсе у него не было. Сначала предложил поучаствовать коллегам-учителям. А когда понял, что они побаиваются, решил убедить личным примером. Действительно, кому еще участвовать в конкурсе «Учитель года» как не директору? В итоге – первое место в районе и выход на областной финал. А все потому, как сам говорит, что на районном этапе увидел очень достойных соперников. Как минимум, еще четверо могли свободно победить. Это соперничество так мобилизовало, так «завело», что в областном финале Абрамов выступил на одном дыхании и в итоге одержал победу.

Еще будучи студентом, Роман Юрьевич пришел работать в Васильевскую неполную школу и сразу «получил» по полной программе: 32 часа в неделю и несколько предметов – химия, биология, география, черчение, музыка, сельскохозяйственный труд! Через год ударного педагогического труда перешел во вторую Токаревскую школу преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности и в одном из классов вел историю. Проработал два месяца и получил новое назначение – заместителем директора по воспитательной работе. К тому моменту Роман Юрьевич продолжал учебу на дневном отделении и перешел на индивидуальный план. Каждую неделю ездил в Тамбов отрабатывать лабораторные и практические. Почему не перевелся на заочное? Считает, что это не дает полноценных знаний:

– Контрольную написал – отослал. А география и биология – это постоянные практикумы и лабораторные, все их надо отработать, и лучше «вживую», под руководством преподавателей. Несмотря на то, что я появлялся в институте раз в неделю и обучался по индивидуальному плану, все остальное оставалось по-прежнему: я также учился, получал стипендию и являлся старостой курса.

В семье Абрамовых педагогов не было, но самому в школе нравилось: ребенком участвовал во всех общественных мероприятиях, был секретарем комитета комсомола и очень любил дни самоуправления. Наверное, все вместе сыграло свою роль. Хотя… Иногда в голове крутилось: а может, поступить в торговое? Ведь прекрасно понимал, что профессия учителя для мужчины – далеко не самая выгодная, особенно с российскими зарплатами. Но начинался урок биологии, Валентина Михайловна Анциперова объясняла новую тему, и Ромка Абрамов уже ни о каком бизнесе не мечтал: с головой уходил в биологию, точнее, учитель его уводил – ненавязчиво и очень искусно, а парень и не сопротивлялся. Примерно так же чувствовал себя на уроке химии у Таисии Алексеевны Козловой и на географии, когда Зоя Васильевна Бударина учила ребят обращаться с географической картой.

– Я потом в институт поступил и увидел, что многие испытывают с этим проблемы: примерно знают, в какой части света находится объект, а чтобы конкретно указать на него, приходится долго искать. А у Зои Васильевны было так: ученик из Токаревки, из обычной поселковой школы, спиной к карте стоит, оборачивается и с лету показывает названное место. И еще у нас были постоянные путешествия. Знали, что как только каникулы, нас обязательно куда-нибудь повезут. В организации поездок нам очень помогал наш классный руководитель, учитель физкультуры Владимир Александрович Малышкин. Благодаря ему я понял, что для учителя-мужчины самостоятельность, умение где-то что-то достать для детей и школы, найти, привезти – качества необходимые. Он с нами не нянчился, мы были самостоятельными и его никогда не подводили, наоборот, любили и уважали.

Стремление к самостоятельности для Романа Юрьевича обернулось тем, что он все-таки закончил заочно торгово-коммерческий московский техникум, посчитал, что еще один диплом будет не лишним. А в полной мере оценил полученные знания, когда стал директором школы: «Это мне помогает сделать любой финансовый документ и в целом вести дела».

Сейчас уроков у Романа Юрьевича немного, всего семь часов в неделю. Все остальное время занимает директорство. Абрамов говорит, что в его ситуации надо выбирать: или уроки вести, или школьное хозяйство. Совмещать и то, и другое на высоком профессиональном уровне практически невозможно. Школой надо заниматься: здание 1980 года изначально предназначалось для детского сада, поэтому по сей день здесь что-то перестраивается – то раздевалку надо оборудовать, то дополнительный вход сделать. Линолеум при входе поменяли, теперь хорошо бы и в коридоре. Косметику в классах наводят силами родителей и за их счет, правда небольшой – на семью рублей по 50 выходит. Школьное здание, столовую, мебель ремонтируют с помощью местного фермера Александра Вострикова, председателя колхоза Игоря Терехова, а также главы Токаревского района Виктора Айдарова и его заместителя по соцвопросам Анатолия Егорова. Директор школы говорит, что любой вопрос, любая проблема решаются за несколько дней. Просить и уговаривать никого не надо: если школе что-то нужно, всегда помогут.

Например, с питанием детей. В Безукладовской школе, впрочем, как и во всех остальных школах района, кормят всех учеников независимо от возраста и социального положения. Исключение только для многодетных семей: таких ребят кормят два раза в день. На первой перемене им дают печенья и конфеты, а на третьей, как всем остальным, – горячий суп, или картошку с сосиской, или пельмени с салатом. Такое отношение к многодетным семьям – инициатива областной администрации: она дотирует питание всех школьников и дополнительно детей из многодетных семей.

В Безукладовке при школе есть участок земли, на котором ребятишки с помощью учителей выращивают овощи для своей столовой. И тут же эксперименты по биологии ставят: какой лук быстрее вырастет – сильно заглубленный или слегка? В школе работают несколько кружков и факультативов: экологический, филологический, «Занимательный английский» (язык изучают со второго класса), туристический кружок, основы информатики, «Элементы комбинаторики», «Основы налоговой грамотности».

Про налоговую грамотность девятиклассникам рассказывает Светлана Вуколова – председатель школьного профкома, учитель истории. Почему для факультатива выбрали такой курс? Потому что на селе люди не знают своих прав, не знают, как себя защитить, и далеко не все разбираются в налогах. А дети должны иметь представление, за счет чего мы живем, за счет чего содержится школа, как строится экономика. Выяснилось, что ребят такие вопросы очень даже интересуют, особенно когда практическая часть вся построена на местном материале. Свой факультатив Светлана Анатольевна ведет второй год, и, как говорит Роман Юрьевич, это своего рода элективный курс, начало предпрофильной подготовки в небольшой Безукладовской школе. Теперь в планах новый курс, скорее всего, это будет математика в сельском хозяйстве.

Без знаний о земле и сельском хозяйстве деревенским ребятам, а следовательно, и сельской школе не обойтись. Кроме того, земля для маленькой школы – возможность выживания и укрепления материальной базы.

– Но чтобы обрабатывать землю, – считает директор, – нужны спонсоры, меценаты, которые помогли бы вначале. В селе таких людей немного, и найти их тяжело. Возможно, будет легче, если у школы появится какой-то новый статус. Например, статус агрошколы. Вы обратили внимание на отношение к селу со стороны государства? Редко по телевидению увидишь состоятельных, удачливых фермеров или крепкое хозяйство. По большей части, если речь идет о деревне, то показывают пьяниц, покосившиеся заборы и непролазную грязь, а если фермера – то в большинстве случаев разорившегося. Складывается впечатление, что это делается целенаправленно, будто специально добивают село. А мы хотим поднять статус крестьянина в глазах детей, ведь им здесь, на этой земле расти, работать и семьи создавать. Наши элективные курсы будут направлены именно на это. Сейчас очень трудно устроиться в городе, особенно решить вопросы с жильем. А мы настраиваем наших выпускников, чтобы, отучившись, они возвращались на родину, в свое село. Качество жизни зависит от них, а еще от их родителей и от школы. Она сегодня – единственный культурный и образовательный центр на селе.

Безукладовка, Тамбовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте