search
main
0

Центр притяжения

Дворец пионеров «Воробьевы горы»: 85 лет на службе детства

Крупнейшее учреждение дополнительного образования в России – Московский Дворец пионеров, открытый в переулке Стопани в 1936 году, а в 1962 году переехавший в новое здание на юго-западе города, – отметил в 2021‑м двойной юбилей: 85 лет со дня основания и 60 лет с момента открытия комплекса на Ленинских, ныне Воробьевых, горах. Сегодня здесь работают 58 человек, каждый из которых уже более 30 лет посвящает себя детям и детству.

– Дома, дворцы, центры детского творчества – это, пожалуй, самое ценное, что родилось в системе дополнительного образования. Они раскрывают перед ребенком огромный спектр возможностей, собранных под одной крышей. Это очень перспективное, не утратившее своей актуальности и спустя многие десятилетия социальное явление, – отмечает Светлана Костьева, более 10 лет проработавшая заведующей центром культурологического образования.

По мнению Светланы Михайловны, коллектив единомышленников – это школа мастерства для педагога. В таких коллективах рождаются и передовые мысли, и передовой опыт, в них возможен эксперимент, который позволяет работать на опережение.

Особо Светлана Михайловна отмечает специфику деятельности методистов:
– Такие специалисты самообучаются в процессе работы. Для этого необходимы профессиональные объединения по обмену опытом, взаимное посещение событий, занятий, мероприятий с обязательным последующим анализом, описанием и распространением лучших наработок. В 70-80‑е годы прошлого века во дворце работало более 40 методических объединений по разным видам деятельности (от методики организации работы с пионерским активом до профильных). Объединение собиралось раз в месяц постоянным составом участников. Это значит, что к каждой встрече надо было готовить новые и разнообразные современные материалы.

Наставники же, считает Светлана Михайловна, из числа самых опытных и успешных педагогов необходимы как связующее звено между молодыми энтузиастами и взвешенным, мудрым подходом в работе с детьми:
– Это сложно, не всегда получается, но, когда совпадают устремления, интересы, личностные аспекты, результат есть.

– В дополнительном образовании педагогами всегда работали не только мастера своего дела и прикладной специальности, имевшие за спиной богатый профессиональный опыт и личные достижения, но индивидуальности, способные привлечь к себе, заинтересовать ребенка и помочь ему выявить собственную уникальность и выбрать будущий жизненный путь, – говорит Виктор Соболев, заслуженный учитель Российской Федерации, ранее занимавший пост первого заместителя директора Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах.

Во Дворце пионеров разработана и внедрена система методического обеспечения и сопровождения образовательных программ любого характера и уровня. Это позволяет педагогам дворца и города повысить эффективность своей работы, создать авторские программы, расширить педагогический опыт, модернизировать и актуализировать программно-методический учебный комплекс, вновь стать центром притяжения для учреждений города по методическим вопросам. Сформирован новый уровень подхода к подбору, а главное – к расстановке кадров, основанный не только на уровне и характере квалификации, но и на индивидуальных качествах.

– Эта система, естественно, неидеальная: были и просчеты, и ошибки, но главное, что она носит динамичный и перспективный характер, – подводит итог Виктор Ермолаевич.

Дмитрий Монахов, с 2001 по 2011 год занимавший пост директора Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, подчеркивает:
– Главные результаты и достижения дополнительного образования детей отложены во времени. Мы начинаем ощущать их в тот момент, когда бывший кружковец, получив набор знаний и практик других образовательных институтов, увеличивает достижения той или иной отрасли – технической, естественно-научной или гуманитарной. Примеры тому – Ролан Быков, Сергей Никоненко, Тамара Синявская, Владимир Васильев, Наталья Санько, Александр Леонтович, Людмила Касаткина, Наталья Гундарева, Ольга Кабо, Марина Кошевая, Дмитрий Рогозин и многие другие выпускники Московского Дворца пионеров.

По мнению Дмитрия Львовича, главные результаты и достижения не могут сложиться без участия молодого человека в дополнительном образовании в атмосфере, способствующей развитию мотивации к познанию и творчеству.

Делится своими мыслями о роли наставничества и Тинатин Эгнаташвили, ветеран ГБПОУ «Воробьевы горы», старший методист центра экологического образования, заслуженный работник культуры Российской Федерации:
– Думаю, что на первом этапе педагога необходимо ввести в общий процесс. Не наседая на молодого человека, ознакомить его с историей и традициями центра и учреждения в целом. Далее включить нового работника в образовательный треугольник взаимодействия «педагог – ученик – родитель». Дать возможность педагогу осмыслить существующие процессы, проанализировать и предложить внести свои изменения, нововведения. К примеру, у нас в центре экологического образования проходят малые педсоветы, где все преподаватели обсуждают образовательный процесс – программное поле, методическую и дидактическую работу, подходы и способы решения возникающих вопросов. Это дает возможность внедрения новых моделей развития и образования детей, в которые вовлекаются как наставники, так и молодые педагоги.

Что же касается личных качеств наставника, по мнению Тинатин Давидовны, он должен иметь очень высокую предметную квалификацию, быть хорошим исполнителем, иметь организационные способности и, что немаловажно, высокие человеческие и моральные качества.

85‑летняя история развития учреждения сформировала бренд «Московский Дворец пионеров», узнаваемый не только в стране, но и за рубежом. Ветераны являются наставниками педагогических работников системы дополнительного образования страны и региона. Бережное сохранение истории Московского Дворца пионеров, уникальности и преемственности педагогических технологий, лучших традиций в воспитании и наставничестве – это тот фундамент, который позволяет новым поколениям педагогов не только состояться в профессии, но и стать успешными, а значит, стать немного счастливее.

Оксана АНШУКОВА, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте