Не всякая реорганизация пединститутов в классические университеты проходит удачно, однако есть положительный опыт, о котором стоит рассказать. Семь лет минуло с того времени, как объединились в Новгороде два старейших института – политехнический и педагогический. Объединились ради создания университета. Город и область нуждались в едином учебном, научном и культурном центре.
Что такое ИНПО?
Процесс прошел небезболезненно. Многие вообще сомневались в необходимости такой акции. Некоторые говорили, что в пединституте есть престижные гуманитарные факультеты, в политех никто не поступает, вот и хочет он за счет объединения привлечь людей. Да и сами участники событий со стороны педагогического вуза не до конца понимали саму идею создания университета. Когда ученый совет принимал решение, “перевесил” всего один лишь голос.
– Я тоже голосовал “за”, – признался Михаил Певзнер, декан психолого-педагогического факультета, профессор, доктор педагогических наук. – Правда, тогда поступок мой был малоосмысленным. Где в этом гиганте, возглавляемом руководителями политехнического института, найдут место педагогические направления? Была боязнь стать второстепенной отраслью. С другой стороны, это опасение и послужило поводом к тому, что мы задумались: если это будет классический университет, то нужно занять в нем свою нишу. На первом этапе создания университета нашей задачей стало сохранить педобразование и в то же время дать ему новый импульс. Одно дело мы – в педагогической среде, другое – в университете. Насколько мы можем быть интересны как ученые?
– Но в пединституте тоже можно заниматься наукой…
– Согласен. Однако ни одного доктора педагогических или психологических наук у нас не было. Не в смысле ненакопленного потенциала, а просто мотивация отсутствовала. Общезначимыми были физика, филология, философия, по ним и защищались. Педагогику, думали, олицетворяет практик, то есть человек, напрямую связанный со школой, и если у него большой опыт, то, безусловно, он может преподавать в вузе. Объединение показало, что не только в столичных центрах педагогика и психология способны развиваться как науки.
Что же представляет собой педобразование после слияния двух вузов? Оно воплотилось в таком структурном подразделении университета, как Институт непрерывного педагогического образования (ИНПО), который полностью отвечает за качество подготовки учительских кадров. При создании университета концепция непрерывного педобразования легла в основу теоретической базы. В разработке ее участвовали и региональный центр развития образования, и ученые, и школы. Одновременно создавалась и теоретическая основа для психолого-педагогического факультета, факультета искусств и технологий, факультета психологии и педагогики развития ребенка.
О том, какие интеграционные процессы происходят в этой ветви университетского древа, я попросила рассказать ректора ИНПО, профессора, доктора педагогических наук Розу Шерайзину.
– С одной стороны, у нас есть свои студенты, которые учатся на факультетах института, с другой – наши кафедры работают во всем университете. В первой ситуации мы готовим специалистов: психологов, педагогов, филологов, во второй наши преподаватели ведут занятия в тех подразделениях, которые связаны с подготовкой учителя или с педагогикой как с общей дисциплиной. Например, в Гуманитарном институте – 3 педагогические специальности, в Академии сельского хозяйства – 2, факультет математики и информатики тоже готовит учителей. Мы отвечаем в этом случае за несокращение педагогики и психологии в учебных планах (они согласовываются с нами), за необходимое количество практических часов. Методический отдел ИНПО, который отвечает за организацию практической части, распределяет студентов по школам. Прочные связи со школами – это то, что нам перешло по наследству от пединститута.
Отправляюсь по цепочке дальше… Бывшее новгородское педучилище, ныне педагогический колледж, – одна из структурных единиц университета. Задаю вопрос директору Евгении Почуевой:
– Что изменилось в училище с получением нового статуса?
– Мы почувствовали себя иначе. Преподаватели захотели учиться. Расширилось информационное пространство. Каждый педагог теперь проходит 4-месячные курсы стажировки. Мы участвуем в конференциях, выдержки из наших выступлений печатаются в методических материалах. Понимаете, есть возможность роста. Учебные планы разрабатываются вместе с университетскими работниками, у нас работают около 50 преподавателей вуза. Студенты нескольких факультетов университета проходят практику в педколледже. Огромным плюсом можно считать то, что мы имеем право пользоваться материальной базой университета: библиотекой, Интернетом, мастерскими, большим фондом наглядных пособий.
Если вести разговор о студентах, то наши ребята имеют возможность поступать сразу на 3-й курс университета. Допустим, совместно с факультетом искусств и технологий мы готовим учителя труда и черчения. На факультете эта специальность звучит “Предпринимательство и технология”. Она намного шире, чем “учитель труда и черчения”. Выпускники поступают в университет и, обучаясь по программам высшей школы, повышают свою квалификацию. Становятся конкурентоспособны на рынке труда. Государственные экзамены в колледже одновременно конкурсные для участия в переводе в вуз, причем в приемную комиссию входят преподаватели соответствующих факультетов.
– Пойдут ли выпускники работать в сельскую школу?
– Уже идут. У нас очень много интересных сельских школ. Таких, которые делятся опытом работы с городскими. И в Боровичском, и в Починосопкинском районах. Идет работа над экспериментами, которые проходят на базе сельских школ. Там тоже необходимы учителя с глубокими знаниями предмета.
– Мы думали об оплате труда учителя, – вступает в разговор Роза Шерайзина. – Выпускник, выходя из стен университета, получает 7-8-й разряды, если отличник – 9-й. На такие деньги сейчас не прожить, во многом это и служит причиной нежелания идти в школу. Мы разработали положение по повышению разряда нашим выпускникам и Комитет по образованию в лице председателя Владимира Аверкина его поддержал. Если, будучи студентом, человек себя проявил: прошел хорошо практику, вел в школе кружок, занимался исследовательской работой, прилично учился, он получает от ИНПО рекомендации. Ученый совет выносит свое решение, и это дает директору школы право повысить ему разряд. А через год такой учитель может уже проходить аттестацию.
Я обращаюсь к директору школы-комплекса “Гармония” Светлане Маловой. Школа сотрудничает с вузом, в ней есть профильные классы, здесь проходят практику студенты университета.
– На ваш взгляд, кто все же больше адаптирован к школе: выпускник педколледжа, доучившийся в вузе, или человек, сразу поступивший в вуз?
– И в том, и в другом обучении есть плюсы и минусы. Студенты педколледжа имеют больше часов для практики (50 %). Они готовят урок вместе с преподавателем, который присутствует у них на занятии. Потом они вместе этот час анализируют. Конспект урока, написанный дословно, обязательно утверждается. Другими словами, педколледж готовит к хорошей традиционной форме урока. Приученные к такому контролю ребята, как правило, более закрепощены, чем студенты университета. Те намного смелее и шире в творческом плане. В методике у них есть слабые места, но зато какая мощная теоретическая база.
– Зачастую из-за “слабого места” педагог перестает быть педагогом…
– Каждый из нас прошел путь от выпускника до учителя, и мы прекрасно знаем, что универсальных людей нет. То, чего не хватает, можно добрать. Этому научит школа. Главное, чтобы сам хотел приобрести такой опыт.
Точки над “i”
Однако вернемся к объединенному университету. Не на пустом же месте возникла идея, отважно претворенная в жизнь. Помочь расставить точки над “i” мог один человек – президент. Не России, а огромного сообщества преподавателей, ученых, студентов и гимназистов. Президент НовГУ – профессор Анатолий Гавриков.
– Идея есть некая абстракция, а вот носитель ее – лицо абсолютно реальное. Когда-то политехнический институт возглавлял Владимир Сорока, удивительный человек, вечный двигатель. Ему и принадлежит идея создания университета. Я тогда был первым проректором, и мы занимались не только написанием формальных нормативных документов, но и изучали историю. Хотели осознать себя. Возможно ли возникновение в провинции университета? Истоки отыскались: 265 лет прошло с той поры, как в Новгороде была открыта духовная семинария. По духу своему, по качеству она представляла собой самое настоящее высшее учебное заведение.
Прежде чем университет состоялся юридически, была проделана кропотливая работа. Мы убеждали друг друга в необходимости объединения. Сомнений было много и одно из них: возможная утрата налаженной системы подготовки педкадров. Первое, с чего начали: задумались, что мы такое на территории региона? Сопоставили себя с отечественным и мировым уровнем и в концепцию развития университета заложили много того, что на тот момент считалось прогрессивным. В ходе реализации своей программы открыли большое количество новых специальностей (сейчас их более 60 и 11 направлений). Почему? Тогда получалось так: в институтах огромные потоки, а по завершении учебы работать негде. Спектр спроса шире, чем спектр подготовки. Мы решили: пусть множество специальностей обслуживает множественный спрос.
Вторым шагом была закладка фундаментальных основ в подготовку по всем специальностям. Сейчас все 62 обеспечены нормативным набором: лицензированы, прошли аттестацию и имеют госаккредитацию.
– Лишился ли пединститут при объединении каких-либо факультетов?
– Вопрос сложный. Надо оценить ситуацию, в которой оказались вузы, пришедшие к идее интеграции. Пединститут к тому моменту сложился как некий прообраз университета. Филология, история вышли за рамки потребностей средней школы и явно тяготели к университетскому уровню преподавания. Естественно-научный блок, наоборот, требовал развития. А политех, в свою очередь, нуждался в гуманитаризации.
Формально пединститут ничего не лишился, но факультеты в том виде, в котором когда-то были, ни один не остался. То, что произошло с педагогическими науками, – это, наверное, удивительное явление. Образование ИНПО – ключевой поворот в системе подготовки педкадров. Мы попробовали создать условия для формирования иных подходов психолого-педагогической подготовки. Преподаватели, ученые не отвлекаются на проблемы, связанные с предметным обучением, то есть специальности типа “физик”, “историк” остаются в рамках других факультетов университета, а психолого-педагогическая подготовка, методология, организация этой подготовки становятся основным содержанием ИНПО. Всю деятельность курирует координационный совет, который возглавляет ректор ИНПО.
Поясню, как осуществляется руководство университетом. Общие задачи входят в мою компетенцию, а то, что уникально и составляет отдельный круг общения, выносится на уровень руководства структур с повышенной долей самостоятельности: институтов и сельхозакадемии. Ректор каждого из них отвечает за качество содержания образования. Любая из структур зависима, и эта взаимозависимость является гарантией того, что мы можем работать как единое целое. Технический факультет преподает физику на всех специальностях, где она есть в учебных планах. Совместная научная деятельность ИНПО и сельхозакадемии идет по вопросу подготовки учителя к работе на селе.
– А учитель-предметник, что будет с ним?
– Подготовка учителя не может быть только практико-ориентированной. Если он умеет самостоятельно мыслить, он обязательно доберет то, чего ему недостает. Глубокая специализация будет достоинством до той поры, пока мы не придем к пониманию междисциплинарных подходов. Нужно всерьез думать о системе открытого образования, которая позволит удовлетворить все многообразие потребностей.
…Итак, все встречи позади. Поездки по школам, общение с выпускниками университета, разговор с председателем Комитета по образованию области Владимиром Аверкиным убедили меня в том, что за 7 лет существования университет стал ни много ни мало “центром новгородской вселенной”. Как выразился Владимир Николаевич: “У нас нет ни одной неудовлетворенной заявки. Я знаю, потребуется на селе учитель, умеющий запрягать лошадей, будет в ИНПО конюшня. Разумеется, он не джинн из бутылки, но на каждое взвешенное решение, сформированное по заказам территорий, есть реакция”.
– Лет эдак через 20 мы поймем, какого результата добились, – подвел итоги нашей беседы президент НовГУ Анатолий Гавриков. – Мне думается, он будет положительным. Хороший учитель в школе – наша общая забота. Он подготовит прекрасного абитуриента, а тот в свою очередь станет отличным специалистом. Это круговорот, витки которого подчинены одной-единственной цели – сохранить высокий уровень российского образования.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Великий Новгород
Комментарии