В рамках участия в инновационной площадке «Разработка новых методик и технологий повышения качества общего экологического образования» педагогический коллектив Московского детского эколого-биологического центра (МДЭБЦ) ведет разработку и апробацию инновационного содержания и технологий в учебных объединениях, организацию и проведение круглых столов, педагогических конференций и семинаров по обмену опытом работы, городских и региональных конференций, олимпиад, профильных экологических школ, природоохранных акций для обучающихся, подготовку школьников к участию во всероссийских и международных конференциях, форумах, олимпиадах, конкурсах.
Педагоги МДЭБЦ в соответствии с требованиями ФГОС разработали образовательную программу «Учусь познавать окружающий мир», предназначенную для младших школьников, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования. Цель программы – реализация развивающего потенциала новых образовательных стандартов на основе экологического материала через формирование ключевой компетенции «умение учиться», создающей потенциальные возможности успешности обучающихся. Основной формой проведения учебных занятий стала экологическая игра. Играя, дети познают мир и взаимоотношения между людьми и живыми существами, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Таким образом, формирование основ компетенции «умения учиться», экологической компетенции по программе «Учусь познавать окружающий мир» рассматривается как первая ступень для последующего саморазвития обучающегося как субъекта экологически ориентированного поведения в социоприродной среде.Центр активно участвует в проведении педагогических семинаров, конференций, круглых столов для педагогов. В 2013 году состоялись выездной круглый стол «Разработка модели организации эколого-оздоровительной экспедиции на проектно-исследовательской основе», семинар «Экологическое образование в системе дополнительного образования детей», конференция «Инновационный потенциал дополнительного образования в реализации новых задач государственной экологической политики», на которой обсуждали актуальные проблемы формирования экологической культуры в рамках социального партнерства, подвели итоги заочного городского конкурса инновационных экологических проектов в системе дополнительного образования. Городской конкурс проводился в четырех номинациях, в трех из которых победителями стали проекты, выполненные педагогами МДЭБЦ: «Разработка занятий по программе «Учусь познавать окружающий мир» для младших школьников в рамках ФГОС» (авторы – Г.Фролова, Л.Винникова, А.Кабанов), «Психологический тренинг как средство психокоррекции тревожности у младших школьников» (автор – О.Иванова).Большую работу проделал Центр по организации и проведению городского конкурса социально значимых проектов по ресурсосбережению, городской экологической олимпиады «Природа России», городского конкурса экологических проектов, городской «Зеленой олимпиады»; он стал организатором региональных этапов Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2013», Всероссийского конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли». Большой вклад внесли педагоги и тьюторы центра в организацию и проведение теоретических и практических занятий по подготовке школьников к региональному этапу и Всероссийской олимпиаде по экологии, заочной и очной экспертизе экологических проектов старшеклассников школ города.Администрация и методисты центра ведут большую работу по повышению экологической компетентности педагогических кадров: ежегодный конкурс педагогического мастерства «Педагог года», мастер-классы, открытые занятия по обмену опытом работы. В июне команда педагогов и обучающихся приняла участие в выездном международном семинаре (Германия) для ознакомления обучающихся с системой формирования экологической культуры европейских стран. В соответствии с календарным планом городских массовых мероприятий центра и в рамках плана инновационной деятельности центр провел природоохранную акцию «Поможем малым рекам!» по очистке от мусора берегов малых рек Чертановки и Самотеки.Одним из важнейших направлений деятельности стала трансляция опыта работы учреждения: проведение курсов повышения квалификации «Теория и методика дополнительного экологического образования для устойчивого развития» (Д.Моргун), «Теория и практика проектно-исследовательской деятельности школьников» (Г.Фролова), «Технологии ресурсосбережения в средней школе» (Ю.Байков), а также выпуск в 2013 году методических сборников, конспектов учебных занятий и психолого-педагогических тренингов для дополнительного образования», методических пособий.Галина ФРОЛОВА, заместитель директора МДЭБЦ
Комментарии