Использование средств музейной педагогики в образовании создает условия для творческой самореализации личности обучающегося, содействует ее развитию и формированию активной жизненной позиции.
Музей – место проведения экскурсий, выставок, научных конференций, мастер-классов, уроков, квестов, лекций, конкурсов, олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». В школьном музее ребенок может проявить себя в роли экскурсовода, исследователя, художника, переводчика, педагога и раскрыть свои способности.
Экскурсия – основная форма деятельности в музее. В настоящее время практически все музеи отказались от традиционной формы проведения экскурсий, когда ребенок всего лишь пассивно воспринимает информацию. Руководители музеев разработали экскурсии и задания для каждой возрастной категории обучающихся. Прекрасно владея материалом, музейные работники учитывают пожелания классных руководителей, родителей и школьников. Руководители музеев готовят экскурсоводов из активов наших музеев. А ребята из «Лингвистической вертикали» проводят экскурсии на английском языке.
На базе военно-исторического музея боевой славы 138-70‑й гвардейской стрелковой дивизии создан кружок «Юный экскурсовод», который будет работать в стенах музея. В этом учебном году впервые ученики нашей школы примут участие в чемпионате «Московские мастера» в компетенции «Организация экскурсионных услуг».
В наших музеях есть все условия для организации и проведения поисково-исследовательской работы. Это касается прежде всего десятиклассников при подготовке индивидуального проекта. Ребята инженерного класса решили помочь музеям в создании сайта музейного комплекса и активно работают над содержанием виртуальных страниц интернет-ресурса.
Недавно на почту директора школы пришло письмо от десятиклассника кадетского корпуса из Волгограда с просьбой предоставить материалы по теме его исследования о личности Михаила Тимофеевича Зуева, участника Сталинградской битвы, политрука газеты «Патриот Родины» 138-70‑й стрелковой дивизии. Мы гордимся, что благодаря единственному музею в Москве, посвященному боевому пути 138-70‑й гвардейской стрелковой дивизии, у нас есть возможность предоставить ценный материал старшекласснику, которого заинтересовала личность человека, совершившего подвиг во время боевых действий на Сталинградской земле.
Школьные музеи созданы для детей. Сегодня музейное пространство школы представлено тремя военно-историческими музеями, двумя естественно-научными музеями, мемориальным музеем имени Фритьофа Нансена, этнографическим музеем «Сударушка», культурологическим музеем «Русь», историко-краеведческим музеем «Моя Москва», научно-техническим музеем «Компьютерная техника и тонкие технологии».
Не в каждой московской школе есть такое количество музеев. Однако важно не только сохранить музеи, но и заниматься их развитием.
Музей «Сударушка» в прошлом учебном году стал площадкой олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». За три месяца работы в качестве площадки олимпиады его посетили более 800 человек. На сайте олимпиады посетители оставили только положительные отзывы: «Удивительно, музей совсем маленький (занимает всего лишь кабинет), но он довольно интересный, информативный и, главное, понятный для ребенка 1‑го класса. Сотрудница музея – милейшая женщина! Видно, как она искренне была рада пришедшим посетителям, а нас было много. Спасибо за музей и возможность посетить его с пользой!» В одном из отзывов был задал вопрос: «Почему нет возрастной категории «5-7‑й класс»? Мы тоже хотим участвовать». Мы учли потребности и запросы родителей и разработали задания для 5-7‑х классов.
В этом учебном году заявки на участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» подали пять школьных музеев: «Сударушка», «Русь», «Из дальних странствий возвратясь», музей боевой славы 138-70‑й гвардейской стрелковой дивизии и палеонтологический. Палеонтологический музей разработал задания для всех возрастных категорий.
Наши музеи принимают активное участие в школьных фестивалях дополнительного образования, проводят мастер-классы и экскурсии для учителей. В планах по развитию школьного музейного комплекса создание электронного каталога экспонатов. В этой непростой работе по оцифровке бесценных материалов помогают ребята из классов IТ- и медиавертикалей. Мы также планируем в этом году выстроить партнерские отношения с государственными музеями города: Палеонтологическим музеем имени Ю.А.Орлова и Минералогическим музеем имени А.Е.Ферсмана.
У каждого человека есть свое понимание, что такое музей. Для большинства это сбор и хранение вещей в необычном архитектурном сооружении. Если вы хотите узнать мнение детей о музее, задайте им несколько вопросов: «Как часто вы посещаете музеи? Что, кроме истории, можно изучать в музее? Зачем нужны музеи в школах? Каким должен быть музей, чтобы он стал интересным для подростков?»
Татьяна КОЛПЕНСКАЯ, педагог-организатор, куратор проекта «Музейная педагогика» школы №2087 «Открытие»
Комментарии