В 2015-16 учебном году основной государственный экзамен (главная и самая массовая форма государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов) включал в себя обязательные испытания по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору по двум учебным предметам.
ОГЭ по биологии – один из наиболее популярных экзаменов по выбору. Во-первых, школьники считают биологию наиболее «простым» предметом. Пройденный за 9 классов материал достаточно понятен и имеет не очень большой объем. Во-вторых, многие собираются изучать биологию в профильных 10-11-х классах. В-третьих, биологию необходимо сдавать для поступления в медицинские училища.На наш взгляд, существуют сложности в подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году.В этом году будет увеличена преемственность и взаимосвязь между ОГЭ и ЕГЭ по биологии, а также принципиально изменена структура ЕГЭ. Из нее будет изъята тестовая часть, содержащая задания с одним правильным ответом из четырех возможных. Критики ЕГЭ называют эти задания «угадайками», «которые ничему, кроме расставления галочек, научить не могли». На наш взгляд, это неверно. Тестовые задания позволяли проверить знания по всем четырем разделам школьной биологии, а угадать на оценку «удовлетворительно» и выше было почти невозможно. С другой стороны, эти задания помогали слабым ученикам получить на экзамене удовлетворительную оценку, так как не требовали развернутого ответа на поставленный вопрос. Часто слабые ученики даже не приступают к выполнению третьей части экзаменационной работы, где требуется письменно изложить свои мысли и знания литературным русским языком.Почему же так происходит? На наш взгляд, есть несколько причин. Одна из них заключается в неумении, а поэтому и нежелании слабых учеников мыслить. Мышление – это высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами и явлениями окружающего мира. С помощью мыслительных процессов (анализа и синтеза понятий) выводятся новые суждения, появляются новые знания. Но если у ученика не сформированы биологические понятия, то мыслительные операции с ними невозможны. Выполнить задание, где требуется сравнить биологические объекты или процессы, выявить закономерность, сделать вывод, он не может. Для исправления ситуации требуется планомерная совместная работа учителя и ученика по формированию и развитию биологических понятий и навыков мыслительной деятельности.Замечено, что многие ученики стремятся выполнять сложные задания ОГЭ и ЕГЭ по шаблону, не вчитываясь в подробности задания. Это свидетельствует о неумении работать с текстом, добывать из него информацию, осмысливать прочитанное. Поэтому в материалах ОГЭ уделяется много внимания развитию навыков работы с текстом. Но даже сильные ученики, владеющие биологическими знаниями, часто не могут правильно сформулировать ответ, составить фразу так, чтобы не было разночтений при проверке. Считаем, что подготовка к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ по биологии будет осуществляться более эффективно, если реализуется глубокая и перспективная идея межпредметной интеграции русского языка и биологии, если учитель русского языка организует работу с учетом биологического профиля обучения школьников. Подбор в качестве дидактического материала текстов, которые являются ценностными, значимыми в будущей профессиональной деятельности, существенно мотивирует старшеклассников. Для учащихся, которые выбрали в качестве приоритетного естественно-научный профиль, рекомендуем тренироваться в написании сочинений-рассуждений о биологии как науке, о выдающихся ученых и их открытиях в области ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека. В плане воспитания бережного отношения к природе особенно значимы для школьников небольшие по объему тексты экологического содержания. Анализ сборников материалов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку продемонстрировал, что в них тексты, посвященные проблеме взаимоотношения человека и природы, встречаются редко. Достаточное количество интересных текстов о взаимоотношениях человека и животных, о проблемах охраны природы и исчезающих видов, о выдающихся отечественных и зарубежных ученых, о значении их открытий для человечества можно найти в сборниках для подготовки к ОГЭ по биологии.Именно старший школьный возраст – это период, когда молодой человек должен сделать правильный выбор будущей профессии. Банк текстовых материалов по русскому языку необходимо пополнить новыми материалами на тему «Человек и природа», подобные тексты необходимы выпускникам, желающим связать свое будущее с естественными науками. Отбор текстов для развития речи следует осуществлять таким образом, чтобы эти материалы не только соответствовали профилю обучения школьников, но вместе с тем учитывали их возрастные особенности, круг интересов.Тексты должны быть безупречными в плане языка, доступными, содержательными, обладать аксиологическим содержанием, способствуя обучению и воспитанию старшеклассников. Школьникам будет полезно узнать, что лексикограф Владимир Иванович Даль, писатели Антон Павлович Чехов, Викентий Викентьевич Вересаев, Михаил Александрович Булгаков и другие получили медицинское образование, которое питало их литературное творчество.На этапе подготовки к сочинению-эссе полезно провести терминологический объяснительный диктант, в котором содержатся трудные для написания слова (биологические термины). Выявлению проблематики текста может предшествовать беседа, в которой представлен историко-культурный комментарий, сообщаются сведения об авторе и его тексте. Проиллюстрируем тезисы примером работы с текстом аксиологического содержания для учащихся естественно-научного профиля. Николай БОГДАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета;Владислав ЯНЧЕНКО, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
Комментарии