search
main
0

Ценность сотрудничества

Поддержка профессионального роста преподавателя в эпоху цифровизации и трансформации образования

Непрерывное профессиональное обучение имеет жизненно важное значение для поддержки учителей в обновлении, развитии и расширении своих знаний, а также для того, чтобы помочь им идти в ногу с новыми исследованиями, практиками и потребностями.

Однако во многих странах растет обеспокоенность тем, что традиционные формы профессионального развития в виде разовых курсов или семинаров не оправдали возложенных на них надежд. Переориентация профессионального развития на наиболее эффективные формы непрерывного обучения и поощрение сотрудничества учителей в школах имеет решающее значение для поддержки высококачественного обучения.

Важным аспектом укрепления профессионализма в системе образования в эпоху цифровизации и трансформации является обеспечение того, чтобы учителя начинали свой путь в профессию с солидной базой знаний с последующей возможностью непрерывного профессионального развития, так как «основным и наиболее важным качеством, отличающим профессию от других видов занятий, является степень квалификации и сложности самой работы». В связи с развитием технологий и информатизацией системы образования достижение профессионального уровня владения сложными навыками и знаниями превращается в непрерывный процесс, основанный на связи содержания начального профессионального и непрерывного образования.

Учебные программы начального образования в вузах и повышения квалификации должны быть последовательными, взаимосвязанными и дополнять друг друга.

Система образования, столкнувшись с нехваткой и оттоком кадров, вынуждена пересматривать и сокращать сроки обучения на некоторых востребованных специальностях, сохраняя при этом качественную подготовку. «Сокращение срока обучения магистрантов по ряду специальностей не только идея властей или вузов, она также отвечает запросу работодателей. Это, в частности, касается магистратур инженерных направлений, информационных технологий».

Для обеспечения качества подготовки в вузах необходимы профессиональные стандарты обучения, которые точно определяют, что требуется и ожидается от учителей, когда они еще только начинают обучение профессии и когда уже готовы начать преподавать в школах.

На школьном уровне учителям также должна быть предоставлена возможность осуществлять качественное непрерывное профессиональное развитие по методике преподаваемых предметов с упором на наиболее востребованные области и с учетом новшеств, обусловленных развитием инновационных технологий.

Бесспорно, первоначальная подготовка учителей и их последующая деятельность по профессиональному развитию являются важнейшими элементами развития профессиональных знаний и навыков, но существует ряд других вспомогательных структур для поддержки процесса непрерывного профессионального роста учителей: введение в профессию, наставничество и сотрудничество.

Программы введения в профессию помогают молодым специалистам ознакомиться с тонкостями работы в школе, перенять опыт преподавания у коллег-профессионалов.

Еще один мощный механизм стимулирования непрерывного профессионального обучения учителей заключается в развитии культуры сотрудничества. Исследования показали ценность сотрудничества в обеспечении возможности обучения для самих учителей, вытекающую из обмена идеями и взаимодействия со сверстниками.

Этот процесс обучения позволяет учителям учиться на опыте друг друга, чтобы совершенствовать свои собственные методы. Сотрудничество также может обеспечить механизм поддержки для учителей, работающих в сложных условиях, благодаря взаимозависимости и помощи коллег.

Многие формы сотрудничества можно разделить на две группы в зависимости от характера взаимодействия учителей: профессиональное сотрудничество, обмен и координация.

По результатам исследования TALIS-2018 очевиден тот факт, что профессиональное сотрудничество остается менее распространенным, чем простой обмен и координация между учителями.

Совместное профессиональное развитие «потенциально является экономически эффективным политическим рычагом для инициирования и расширения культуры сотрудничества в школах, который может быть реализован с ограниченной мобилизацией дополнительных ресурсов».

К сожалению, данные исследования TALIS-2018 показывают, что только малая часть учителей участвовали в совместном профессиональном обучении и в совместной деятельности, а присутствовать на уроках коллег им, очевидно, не позволяет повышенная учебная нагрузка.

Инструментальной формой совместного профессионального развития могут быть профессиональные учебные сообщества. Обобщая литературу, С.Хорд определил профессиональные сообщества как «сообщества постоянного исследования и совершенствования». Они осуществляют коллективную целенаправленную деятельность по профессиональному развитию, предоставляют учителям обратную связь, тем самым положительно влияя на качество обучения и успеваемость учащихся.

В рамках усилий по профессионализации профессии учителя особое внимание также следует уделить поощрению участия учителей в наставничестве и обратной связи на всех этапах их карьеры. Если наставничество необходимо для повышения педагогической компетентности учителей, то «коллегиальная обратная связь от других учителей – это уникальная форма сотрудничества между преподавателями, которая играет жизненно важную роль в улучшении методов обучения». Исследования показали, что предоставление учителям конструктивной обратной связи, основанной на преподавании и обучении в классе, оказывает наибольшее влияние на успеваемость учащихся по сравнению с любым школьным вмешательством.

Введение в профессию, сотрудничество, наставничество и обратная связь являются ключевыми характеристиками эффективного профессионального развития и непрерывного обучения.

Анна ПАСТУХОВА, учитель английского языка Курчатовской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте