Школа №1989 «Центр образования» сотрудничает с «Лабораторией путешествий» с 2013 года. За это время наметилось несколько направлений сотрудничества, в которых наша школа принимает активное участие: летние, весенние и осенние образовательные программы; образовательные проекты; волонтерская работа обучающихся.
В первый раз наши ученики участвовали в проектах «История великих открытий» (осень 2013-го – 24 человека, весна 2014-го – 24 человека, осень 2014-го – 13 человек); «Открытие» (весна 2015-го – 18 человек). Участие в данных мероприятиях проходило на базе комплекса высотных тренажеров и препятствий, расположенных на территории учебно-реабилитационного молодежного центра «Алмаз» Российского государственного социального университета. Именно тогда, когда ребята вступают в диалог, формируются личностные навыки (напомню, что по ФГОС приоритет отдается именно личностным результатам, которые являются следствием приобретенных навыков и умений): умение дружить, поддерживать друг друга, общаться, решать совместно важные вопросы, хранить историческую память, ценить труд и вложенные усилия другого, понимать ценность человеческого общения.ГБУ «Лаборатория путешествий» при поддержке Департамента образования города Москвы реализует летние, весенние и осенние образовательные программы и мероприятия на территории Краснодарского края (Мостовской район) – программа «По следам древних цивилизаций», Республики Карелия (Муезерский район) – пройдя отборочный тур, обучающиеся старших классов стали участниками проекта «Стратегия проектирования» и смогли на практике придумать, разработать и реализовать свой собственный проект «Долго Карелия будет нам сниться»… Ребята не только учились проектировать, быть более организованными и самостоятельными, добиваться поставленных целей. Они прошли курс туристской подготовки, научились ориентироваться на местности, работать в команде, узнали много интересного на различных тренингах, мастер-классах, тематических играх. Ознакомились с традициями карело-финского этноса и фактами из истории о событиях Северной войны, Финской кампании и Великой Отечественной войны, а также с особенностями флоры и фауны Карелии. Специальные веревочные курсы сплотили команду и помогли каждому ребенку раскрыться, стать увереннее и поверить в себя.«Лаборатория путешествий» разрабатывает и реализует проекты и мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств, социально значимых компетенций, формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, социализацию детей средствами активного туризма. Центр имеет многолетний опыт организации и проведения оздоровительно-спортивных, образовательных, культурно-досуговых, туристско-краеведческих мероприятий, проектов и программ для детей и подростков, в том числе для ребят с ограниченными возможностями.Участие в образовательном проекте «Формула успеха. Управление временем» помогло ребятам взглянуть на часы – и в буквальном, и в переносном смысле – иначе. Они учатся ценить каждую минуту и узнают, как сделать так, чтобы время не утекало сквозь пальцы, а использовалось рационально: они ставили цели и достигали их, принимали решения лично и вместе с командой, распределяли ресурсы и планировали свое время. Участие в проекте помогло развить такие качества характера, как самоорганизация, самодисциплина, концентрация и сосредоточение внимания. Основная часть программы – это четырехдневное пешее путешествие по осенней тайге с сибирскими хаски – уникальной породой собак, которую отличает исключительная доброжелательность к людям. У каждого участника будет такой пушистый напарник, который поможет преодолеть все трудности и препятствия «экспедиции». Однако прежде чем отправиться в поход, ребятам предстоит основательно подготовиться.По итогам данного образовательного проекта наши ученики, учителя и родители принимали участие в детском спортивно-развлекательном празднике «Большое Приключение» в Сокольниках. В общей сложности в этом мероприятии прошедшей осенью принимали участие обучающиеся 5-10-х классов, учителя, родители и старшеклассники – волонтеры.Был реализован проект «По пути с хаски» при поддержке Департамента образования и Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Участниками проекта стали дети с ограниченными возможностями здоровья. Ребята нашей школы приняли участие в проекте в качестве волонтеров. Совместно со специалистами ГБУ «Лаборатория путешествий» они знакомили участников со сферами взаимопомощи человека и собаки, рассказывали о видах и породах собак, разрабатывали с детской группой идею мультфильма и воплотили ее в жизнь. Следующей ступенькой для наших волонтеров стали VIII Открытые соревнования по зимнему туризму на Кубок мэра Москвы среди обучающихся специальных (коррекционных) учреждений. Уникальность соревнований состоит в том, что в них дети с ограниченными возможностями здоровья гармонично взаимодействуют с учащимися обычных школ. Мероприятие представляет собой пример процессов инклюзии, которые успешно идут в московских школах. На сегодняшний день в волонтерском центре «Лаборатории путешествий» занимаются 9 человек. Ребята учатся быть полезными своей стране, своему городу и приобретают бесценный опыт позитивной коммуникации от специалистов «ЛП».Умение сделать выбор в нужный момент, выделив главное, и взять на себя ответственность за свое решение так необходимо подросткам, ведь это зачастую определяет, насколько они будут самостоятельны, самодостаточны, уверены в себе, жизнестойки и в конечном счете счастливы. У современных ребят возможностей выбирать намного больше, чем у их сверстников 10-20 лет назад. Однако обилие вариантов не только не упрощает выбор, а зачастую только сбивает с толку. Необходимо, чтобы ребята научились не просто самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, но чтобы они умели это делать вдумчиво и осознанно. Лично мне этот опыт работы дал возможность найти единомышленников из других образовательных организаций, сформировать у обучающихся знания о тех или иных исторических событиях, происходивших в этих местах, мотивировать ребят к учению (желающих отправиться в путешествие очень много!) и, главное, повлиять на активизацию интеллектуально-творческого потенциала учащихся, развитие их инициативности и формирование чувства гражданственности, понимания национальной идентичности и значимости участия в волонтерской работе!Татьяна КОЗИК, учитель истории и обществознания школы №1989
Комментарии