Здоровье не может сводиться только к здоровьесберегающим технологиям. Оно зависит и от системы обучения. Оно бывает нравственным, психическим, физическим. Такова основная мысль, прозвучавшая на дискуссионной площадке «Здоровье как ценность». Хотя, судя по выступлениям, по приводимым цифрам и фактам, оно таковым не является, совершенно обесценено. На первом месте стоят знания, причем любой ценой, даже в ущерб здоровью. Перегрузки, избыточная перенасыщенность ненужными материалами программ и учебников продолжают оставаться, хотя давно уже волнуют педагогическую общественность. Дети мало двигаются – большую часть времени сидят за партой, за домашними заданиями, за компьютером.
Нравственное здоровье школьников зависит от общей атмосферы в школе. А она очень часто неблагоприятна для самочувствия ученика. Раису Магомедову из Москвы волнует снижение уровня нравственности детей и подростков. По ее наблюдениям, на 80% поведение школьников зависит от семьи. Однако родители еще не стали союзниками учителей в воспитании культуры поведения, соблюдения норм общественной морали.Ведущий дискуссионной площадки доктор психологических наук, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов особо подчеркнул, что к группам риска относятся одаренные дети (среди них чаще случается суицид), социально запущенные и с проблемами физического и психического развития.Надо отметить, что на этой дискуссионной площадке, возможно, впервые собрались вместе все причастные к здоровью школьников, все ответственные за него. Это директора школ, учителя, в том числе и те, которые занимаются дополнительным образованием, управленцы, преподаватели вузов, директора комбинатов питания, библиотекари, психологи, социальные педагоги.Интересный опыт представила делегация из Пензы. Здесь работают под лозунгом «Школа – территория здоровья». За последнее время в регионе построено 8 дворцов спорта, 7 футбольных полей с искусственным покрытием, 27 стадионов, 65 бассейнов. На каждого ученика заведен дневник здоровья. Пензенская область одна из первых в стране ввела третий урок физкультуры. Реализуются программы «Цветок здоровья», «Самый спортивный класс».Положительным опытом делились далеко не все, большая часть выступлений посвящалась вопросам, которые остаются без ответа, их только обсуждают, но не решают. Поворотным моментом в значительной степени оказалось выступление учителя из Нижегородской области Андрея Елисова. Он уверен, и это справедливо, что крайне необходима программа, касающаяся здоровья учителей. Именно с них начинается здоровье ученика. Больной, психически нездоровый педагог не сможет создать здоровый климат в классе, не сможет стать примером здорового образа жизни для своих воспитанников. В школе от слова учителя зависит физическое, психическое здоровье учеников. И его поддержали все. В том числе и Александр Асмолов.Была высказана еще одна тревога: из школ увольняют психологов, социальных педагогов и других специалистов, которые играют существенную роль. Кое-где директора школ вместо них берут еще одного завуча, хотя, как правило, замов и без того предостаточно. Создающиеся в городах, районах психологические центры проблемы не решают, так как они утрачивают связь со школами. А школьных врачей и вовсе нет. Дело доходит до того, что заболевшего ребенка нередко «лечат» сами учителя или вызывают «скорую помощь». Число больных детей в школе увеличивается с возрастом: с 30% в младших классах, до 80% – в старших. Основная причина этого заключается в том, что до сих пор в стране нет национальной доктрины здоровья детей. Поднималась и такая тема – ребенок и компьютер. Специалисты приравнивают излишнее увлечение компьютерными играми к наркомании. Часто дети на это тратят до 5-6 часов в день. Родителям следить некогда. Так подрывается здоровье ребенка, причем не только физическое, но и психическое, и нравственное.Многие игры приучают детей к жестокости. Они становятся агрессивными. В связи с этим прозвучало предложение – создать на телевидении канал «Образование» по аналогу с каналом «Культура».Предлагалось разработать лечебную педагогику при совместном участии врачей и учителей. Многие задачи могут быть решены, если в школы возвратят врачей и повсеместно наладят диспансеризацию детей. Что-то уже делается. В Санкт-Петербурге все школьники постоянно наблюдаются в детских поликлиниках. Да и сами ребята не остаются в стороне. 14 октября у Казанского собора они проводят митинг под лозунгом «За нравственное возрождение России».Вторая часть заседания дискуссионной площадки была целиком посвящена питанию школьников. В последнее время об этом заговорили на всех уровнях, тем более что все чаще и чаще происходят массовые отравления детей в детсадах, школах, детских домах и лагерях. И судя по всему, виновные серьезно не наказываются. А питание – одна из важнейших составляющих, которая влияет на детское здоровье. Это наша стратегическая безопасность – таково мнение большинства участников.Думается, что весьма полезным для всех оказался новый подход к организации питания учеников, о котором поведала директор московской школы №1547 Ольга Курочкина. Здесь дети не носят с собой денег, не платят за обед, а расплачиваются с помощью пластиковых карт. Причем родители могут проверить, сколько ребенок потратил на еду, что ел. Теперь нет комплексных обедов. Можно выбирать из нескольких блюд. При этом улучшилось их качество, все готовится из свежих продуктов. Меню составляется с участием школьников. Они учатся таким образом вести свой личный бюджет.Марина Тураева из Ярославля жаловалась, что комбинат школьного питания, который она возглавляет, скоро закроют и что главная помеха в улучшении качества питания – 94-й закон. По нему в конкурсе побеждают те фирмы, которые предложат самую низкую цену за школьный обед. В итоге страдает качество: несвежие продукты, бедный ассортимент. А вот на этом комбинате строго выдерживаются все нормы, еда подается с пылу с жару. Но он гибнет, потому что не выдерживает конкуренции с фирмами-однодневками, которые часто поставляют дешевый фастфуд, вредный для детского организма. Ее коллеги из других регионов сетовали, что подобные предприятия сегодня не принадлежат никакому ведомству, и единодушно просили взять их под крыло Минобрнауки.К сожалению, до сих пор при составлении меню, как правило, учитывается именно стоимость продуктов питания, а не физиологические потребности детей в биологически ценных веществах. Очень часто школы идут, иногда вынужденно, к замене горячего питания буфетом – пирожки, бутерброды, тот же фастфуд, чай.Оснащенность школьных столовых осталась на уровне 70-80-х, а то и 60-х годов. Износ оборудования пищеблоков составляет до 90%. Две трети детей, и прежде всего подросткового возраста, имеют хронические заболевания. Участники дискуссионной площадки предлагали подготовить проект «Школьное питание» в рамках национального проекта «Образование», а также утвердить перечень продуктов питания, которые рекомендуется использовать в школьном питании. Необходимо максимально разнообразить меню, которое сегодня сведено до минимума – исключены самые полезные продукты.Поднятые на дискуссионной площадке проблемы, по мнению большинства его участников, требуют безотлагательного решения, потому что здоровье детей – это здоровье общества, здоровье нации.Из резолюции дискуссионной площадки «Здоровье как ценность»1. Создать проект «Здоровье учителя».2. Не допустить вымывания из среды образования социальных работников, психологов, ввести должность «педагог-психолог». 3. Создать межшкольные центры спортивной подготовки. Разработать проект «Автобус в каждую школу». 4. Ввести в школах должность «врач».
Комментарии