Коррупция – явление древнее. История борьбы с ней насчитывает много веков. И, как показывает мировой опыт, самым действенным способом противодействия этому злу является антикоррупционное воспитание, причем с детства.
На вебинаре, состоявшемся в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского, завкафедрой социально-педагогического образования СПбАППО Евгений Барышников напомнил, что проблематике антикоррупционного воспитания уделяется серьезное внимание, но важно, чтобы в каждой образовательной организации существующие подходы, методы, практики были подчинены единой воспитательной цели. Необходимо выстраивать систему гражданского воспитания, а не осуществлять отдельный набор действий.
Система может подразумевать под собой целый комплекс воспитательных мероприятий, социальных практик, социально-педагогическое сопровождение самостоятельных действий учеников, а также комплекс показателей и анализ эффективности антикоррупционного воспитания. При этом результаты не следует оценивать по количеству мероприятий, здесь ценность представляет не столько список проведенных бесед или акций, сколько сформированность основ антикоррупционной культуры, когда коррупция воспринимается как социальная болезнь.
По словам доцента кафедры общественно-научного и культурологического образования СПбАППО Татьяны Полковниковой, системная работа может строиться как в рамках учебной программы, так и во время внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий. Как считает эксперт, ценности присваиваются через социальные практики, а для этого нужна активность самих ребят, например, в рамках проектной деятельности, когда есть мотивация, замысел. В ходе работы над проектом дети не только погружаются в исторические глубины, но и задаются вопросами: «Зачем мы это делаем, для чего?» Кроме того, перед началом работы ребята составляют критерии оценки проекта и прогнозируют вероятность его реализации, что способствует формированию критического мышления.
По мнению специалистов, любую форму работы в рамках антикоррупционного воспитания можно приветствовать, если ее использует увлеченный и компетентный педагог. Одним из таких энтузиастов является победительница регионального конкурса классных руководителей Санкт-Петербурга (2022-2023) в номинации «Лучшая организация антикоррупционного образования, воспитания и просвещения школьников», учитель истории и обществознания школы №87 Петроградского района Олеся Сизова.
Как рассказала педагог, изучая явление коррупции последние несколько лет, она поняла, насколько глубоко та проела общество. Как историку ей обидно за эту трудно истребимую слабость души человека, который из желания сделать свою жизнь легче, наносит вред не только себе, но и обществу в целом.
– Коррупция отражается на жизни каждого человека и не совместима с ценностями правового государства. Я стараюсь говорить об этом с детьми посредством… искусства, – поясняет Олеся Сизова. – Я очень люблю театры, выставки, музеи. Меня с детства знакомили с разными жанрами искусства, и очень грустно бывает от того, когда видишь, что современные школьники порой не знакомы с известными полотнами, с именами великих художников, зодчих, композиторов, писателей. Целые поколения одаренных людей трудились ради того, чтобы мы впоследствии могли видеть, читать, слушать их произведения, осознавать, что они хотели до нас донести, и учились на ошибках наших предков. Для меня как для учителя истории это очень важно. Поэтому, когда я решила принять участие в конкурсе классных руководителей, то подумала: почему бы не показать ту же коррупцию через призму искусства? Мы с детьми знакомимся с произведениями, посвященными этому явлению, а затем обсуждаем, как коррупция влияла на жизнь людей, какие методы борьбы с ней предлагались, каких результатов удалось достичь. Интересные дискуссии, а также объемная картинка получаются тогда, когда мы с ребятами изучаем период царствования того или иного российского правителя и тут же ищем, какое литературное или художественное произведение, посвященное коррупции, в это время было создано.
Меня радует, когда ученики начинают интересоваться этой темой, стараются быть честными и справедливыми по отношению друг к другу. Это зерно гражданственности, ответственности за себя, за друзей, за свое поведение начинает проявляться в мелочах, зреет, восходит и, соответственно, будет давать через время свои плоды. А часть учеников настолько увлеклись темой коррупции, рассматриваемой через призму искусства, что начали писать проектные работы по ней. Ребята стали взаимодействовать со мной как с предметником, а также с другими учителями, чтобы искать в произведениях русской и зарубежной литературы примеры, где бы говорилось об этом социальном зле. Таким образом, у ребят пробудился познавательный интерес, что не может не вдохновлять меня как учителя.
Научившись в школе проявлять свою гражданскую позицию, потом ученики делают это во взрослой жизни, многие из выпускников поступают на экономический, юридический факультеты, факультет международных отношений, журналистики. То есть наши выросшие дети транслируют негативное отношение к коррупции, сформированное в школе, и теперь сами будут передавать другим знания о законе, о порядке.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург
Комментарии