Проблема образования одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями очень быстро меняющегося мира. Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Несомненно, что требуемые условия заставляют педагогов выстраивать линию развития любого ребенка, обязательно принимая во внимание следующие позиции: создание моделей образования, направленных на полноценное развитие личности в максимально возможном диапазоне ее ресурсов; предоставление возможностей для целенаправленного образования ребенка, имеющего ярко выраженные способности в той или иной области знаний; полное использование интеллектуального потенциала личности в профессиональной деятельности.Эти задачи являются общими для образования всех групп детей, но особую актуальность они приобретают по отношению к тем детям, чей интеллектуальный и творческий потенциал в будущем составит основной капитал государства.Безусловно, в системе образования Красноярского края есть большое количество образовательных учреждений, деятельность которых направлена на поддержку талантливых школьников. Это и школа-интернат для одаренных детей «Школа космонавтики» (официальный сайт – www.spaceschool.ru), и кадетские учебные заведения (www.kkk-lebed.ru), и мариинские гимназии (http://kmariinka.ru), и заочная естественно-научная школа при Сибирском федеральном университете (www.zensh.ru), и краевая летняя школа (www.klsh.ru), и многие другие. Но одно лишь наличие этих уникальных учреждений не позволяло целевым образом выявлять, эффективно организовывать сопровождение одаренных детей и добиваться весомых достижений учащимися.По инициативе губернатора Красноярского края Льва Владимировича Кузнецова было принято решение приступить к созданию общей межведомственной системы работы с одаренными детьми. В результате постановлением правительства Красноярского края от 23.11.2010 №586-п была утверждена долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы (с полным текстом можно ознакомиться на сайтах www.consultant.ru; www. krao.ru). Программа рассматривает различные меры по работе с одаренными детьми, а не только поддержку детей, которые достигли или могут достигнуть наивысших результатов. Также программа нацелена на то, чтобы приблизить качественную образовательную услугу к месту проживания ребенка и предоставить возможность детям из отдаленных территорий и сельских местностей развивать свои способности в специальных учреждениях для одаренных детей.В настоящее время создано семь межрайонных и два городских ресурсных центра в крупных городах края – Красноярске, Норильске, Канске, Ачинске, Минусинске, Енисейске, Лесосибирске, Дудинке, Туре, основной задачей которых является выявление уникальности и построение траектории развития одаренного и мотивированного ребенка с использованием всех имеющихся ресурсов. В центры приобретено учебное и исследовательское оборудование, которое позволяет по-новому организовать работу с одаренными детьми. Данное оборудование очень активно используется педагогами общеобразовательных учреждений для организации исследовательской деятельности с учащимися.На базе межрайонных ресурсных центров проводятся круглогодичные школы интеллектуального, спортивного и творческого роста по пяти направлениям: естественно-научному, физико-математическому, гуманитарному, спортивному и художественно-эстетическому. Для этих школ создаются специальные программы, позволяющие в интенсивном режиме ознакомить детей с новыми открытиями в науке, культуре и спорте, раскрыть для детей их новые потенциальные возможности.Организованы лекции ведущих ученых Красноярского края по актуальным научным темам. В режиме видеоконференции дети, проживающие в различных территориях края, слушают лекцию, задают вопросы, общаются с лектором.К этой работе привлечены лучшие учителя и преподаватели вузов: Сибирского федерального университета, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, Сибирского государственного аэрокосмического университета и др. Межрайонные ресурсные центры стали основными площадками для различных мероприятий с одаренными детьми и их педагогов. Специалисты центров ведут консультации для детей, родителей и педагогов по направлению детей в различные учебные программы, на выездные состязания, для участия в краевых мероприятиях, для поощрения и поддержки детей и педагогов.Появление межрайонных ресурсных центров на базе педагогических колледжей позволило обучать будущих учителей на практике: студенты колледжей, являясь волонтерами во время проведения интенсивных школ, работают с яркими, мотивированными детьми и получают незаменимый практический положительный опыт. Для координации работы межрайонных ресурсных центров и систематизации всей работы с одаренными детьми Красноярского края на базе Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования создан краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми.Специалисты краевого ресурсного центра администрируют работу портала и базы данных «Одаренные дети Красноярья», где публикуется вся актуальная информация по организации работы с одаренными детьми для педагогов, родителей, учащихся. Адрес сайта: www.красталант.рф либо www.krastalant.ru.Также, используя различные ресурсы (личные консультации, консультации по телефону, разработку и распространение методических рекомендаций, ответы на вопросы на портале), специалисты центра помогают детям, родителям, педагогам подобрать наиболее приемлемые варианты обучения и развития ребенка, демонстрирующего достижения.За полтора года реализации программы появилось много знаковых мероприятий, позволяющих одаренным детям грамотно удовлетворять свои образовательные потребности.Так, дети, признанные лидерами по итогам круглогодичных школ интеллектуального роста, участвуют в слетах лидеров, которые проводятся межрайонными ресурсными центрами в каникулярное время, получают приглашения для участия в летних образовательных программах. Таких программ на территории Красноярского края три. Это краевая летняя школа, в которой принимают участие 200 учащихся, программа по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников для 200 детей и летняя академия для 300 детей, увлеченных исследовательской деятельностью. Также существуют летние программы для детей, демонстрирующих спортивные, туристические, творческие достижения.Заочная естественно-научная школа при Сибирском федеральном университете проводит две ежегодные очные сессии для своих обучающихся.1 сентября 2011 года открыты два физико-математических класса при Сибирском федеральном университете на базе двух общеобразовательных учреждений Красноярска, на следующий учебный год также открываются два аналогичных класса. Преподавание ведется лучшими школьными учителями, кроме того, с учащимися университетские преподаватели проводят занятия в учебных лабораториях СФУ.Для иногородних учащихся предусмотрена интернатная форма проживания в двухместных комнатах в отдельном блоке нового студенческого общежития. Это первый этап создания физико-математической школы-интерната при СФУ, которую планируется построить и открыть в 2013 году.Все конкурсы и мероприятия, проводимые в Красноярском крае, имеют ступенчатую структуру (по принципу Всероссийской олимпиады школьников). Отбор учащихся начинается со школьного, муниципального уровней и далее продолжается на краевом, окружном, федеральном и международном уровнях.Таким же образом формируется и рейтинг учащихся в базе данных «Одаренные дети Красноярья». Каждому достижению присвоена «цена», например, за участие в мероприятии школьного уровня ребенок получает 0,2 балла, за победу на мероприятии всероссийского уровня – 16 баллов. Рейтинг формируется как по отдельным направлениям (интеллект, спорт, творчество), отдельным видам деятельности (области научных знаний, виды спорта, виды творчества и т. д.), так и общий. База данных позволяет выделить лучших педагогов, работающих с одаренными детьми. Их рейтинг суммируется из рейтинга детей, которых они подготовили к состязаниям.База данных стала инструментом работы с одаренными детьми. На ее основании выбираются дети для поощрения, приглашения на мероприятия, направления на состязания. К данным базы проявляют интерес высшие учебные заведения Красноярского края, руководители предприятий, муниципальных образований Красноярского края.Финальным ежегодным мероприятием для одаренных детей стал форум достижений.Около 1000 лучших учащихся из всех территорий края собираются в Красноярске. В первый день форума для участников проводятся лабораторные площадки на базе вузов и предприятий Красноярского края, на которых ребята в сотрудничестве с высококвалифицированными экспертами не только демонстрируют свои знания, но и участвуют в решении актуальных научно-исследовательских задач. Второй день посвящается игровым и развлекательным площадкам, а также подведению итогов и торжественному закрытию форума, на котором лучшие из лучших награждаются призами и подарками.Учащиеся образовательных учреждений края всегда показывали высокие результаты во всероссийских конкурсах, турнирах и олимпиадах на региональном уровне, получали приглашения на финальные этапы соответствующих мероприятий, однако не все имели финансовую возможность выехать за пределы края. В программе заложен механизм, который позволяет любому ребенку получить поддержку и продемонстрировать свои достижения. Рабочая группа по формированию списков участников конкурсных мероприятий за пределами Красноярского края создана с целью проведения отбора обучающихся образовательных учреждений для участия в конкурсных мероприятиях и соревнованиях. Члены рабочей группы неформально подходят к обсуждению кандидатуры каждого ребенка, принимая во внимание все факты: текущие достижения ребенка, актуальность деятельности, которой занимается ребенок, значимость этого направления для Красноярского края, перспективы ребенка. Так, в 2011 году такую поддержку получили 750 учащихся на общую сумму 10 миллионов рублей.Результатом заинтересованного отношения и постоянной поддержки стали яркие и значимые победы красноярских школьников на всероссийских и международных состязаниях: победа театра танца «Орленок» краевого Дворца пионеров и школьников в IX Международном хореографическом фестивале-конкурсе «Танцевальный олимп», проходившем в Германии; первое место команды Элитовской школы Емельяновского района во Всероссийских соревнованиях «Школа безопасности»; победы школьных команд города Ачинска и Ермаковского района в Президентских состязаниях; признание краевого школьного парламента лучшей организацией во Всероссийском смотре-конкурсе достижений детских общественных организаций; победа Владимира Сергеева и Юлии Сковородиной во Всероссийском фестивале научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке»; победа Никиты Астраханцева в олимпиаде «ФИЗТЕХ-2011» Московского физико-технического института.Помимо мероприятий, проводимых для детей, в программе большое внимание уделяется развитию и поддержке педагогов, работающих с этой категорией детей.Подготовлены и реализуются программы повышения квалификации для кураторов работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях и муниципалитетах, педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования. Эти программы направлены на инициирование и поощрение самостоятельной работы учащихся, стимулирование сложных познавательных процессов. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию нетривиального решения, создают индивидуальные программы для одаренного ребенка.Также лучшим педагогическим работникам за высокие результаты в работе с одаренными детьми выплачиваются денежные премии.Такая плановая, целевая работа уже на данном этапе реализации долгосрочной целевой программы позволила улучшить результаты выступлений представителей Красноярского края на мероприятиях федерального уровня, выстроить систему мероприятий, отражающих наиболее актуальные направления в науке, культуре, спорте, для Красноярского края, эффективным образом использовать средства на поддержку учащихся и педагогов. Но не это самые главные достижения. Самое главное, что дети и их родители почувствовали заинтересованность педагогов, ученых, промышленников и представителей власти – реальных заказчиков на их уникальные способности в том, чем они занимаются и в чем добиваются результатов.Елена БАШЕВА, руководитель Красноярского краевого ресурсного центра по работе с одаренными детьми
Комментарии