В настоящее время в нашей стране наблюдается острый дефицит инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров. Это отмечают ректоры крупнейших университетов, этот вопрос поднимается на высоком правительственном уровне. Назрела острая необходимость перевести инженерное образование на новые рельсы. Сложившаяся обстановка говорит о педагогической потребности разработки и апробации методических материалов инженерной направленности для формирования образовательной среды, позволяющей прививать инженерное мышление уже в школе, что позволит вывести образование на качественно иной уровень.
Под инженерным образованием понимается специально организованный процесс обучения и воспитания на всех уровнях общего образования (включая дошкольное) и профессионального образования, при котором формы, методы, содержание образовательной деятельности направлены на развитие у обучающихся желания и возможностей получить профессию инженера, а также развитие инженерного мышления. Инженер – это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства. В настоящее время обеспечить системное решение проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах является одной из ключевых задач образования, в том числе и общего образования. Именно поэтому в последние годы изменились социальные требования общества к знаниям, навыкам, личностным качествам и компетенциям, которыми должны овладеть выпускники общеобразовательных школ.В стандарте среднего общего образования указано, что образовательная программа должна обеспечивать возможность осознанного выбора будущей профессии. Стандарт предполагает, что в старших профильных классах могут быть реализованы даже программы профессионального обучения, дающие право работы по отдельным профессиям в сфере технического и обслуживающего труда.А значит, что образование сегодня должно соответствовать современному уровню развития науки и техники, отвечать задаче развивающегося научно-технического прогресса. Отметим, что непосредственное влияние на содержание общего образования сегодня оказывает и современная тенденция усиления взаимосвязи наук, и их интеграция с производством.Профессия инженера очень разноплановая, а специалисты данного направления востребованы во многих областях. Современный инженер – это не только изобретатель, но и специалист широкого, междисциплинарного профиля. Инженерное мышление – это особая картина мира, это умение видеть мир как систему, проектировать ее элементы и управлять ими.В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также в соответствии с общей стратегией модернизации системы образования разработан проект «Инженерный класс в московской школе». Этот проект – комплексное решение. Здесь важно отметить, что инженерное образование в школе – это не только целенаправленная профилирующая работа по предметам естественно-научного цикла, но и скорее всего возможность «прикоснуться» к данной профессии, «попробовать ее на вкус». Как мы уже говорили, основная нагрузка должна приходиться на старшие классы. Хотя наш опыт доказывает, что данную работу необходимо полномасштабно проводить уже начиная с начального уровня образования.Естественно, что в данной ситуации возникают следующие вопросы: каким образом в организации учебного процесса возможно учесть все аспекты – научные, личностные, педагогические, бытовые? Как выстроить работу, чтобы сохранить интерес к учебе, помочь определиться с профессией и при этом не перегрузить, не переполнить чашу знаниями, сложными и непонятными формулами? Как выдержать элементарные нормы и рамки, в которых находятся учебная нагрузка и расписание? Как выстроить работу с вузами-партнерами? Где найти специалистов и оборудование? Справедливости ради необходимо заметить, что школы не остались без помощи и консультаций ведущих специалистов города. Наш подход в реализации данных задач не новый в практике работы, но в основном школы ориентированы на «сильных» учащихся, а подход, рассматриваемый в данной статье, позволяет привлечь к данной работе обычного среднестатистического ученика. Итак, первым шагом является организация работы как системы последовательных действий. Работа начинается с учебного плана урочной и внеурочной деятельности, разработки предметных образовательных программ, планирования программ элективных курсов, планомерной работы по стимулированию мотивации и профориентации учащихся, планирования системы оценки результатов образовательной деятельности. На данном этапе предусмотрено активное, целенаправленное использование возможностей дополнительного естественно-научного образования и инженерного сообщества города. Вторым шагом необходимо распределить роли. Мы решили для себя, что основой по развитию и формированию инженерного образования станет дополнительное естественно-научное образование. Это продиктовано несколькими особенностями данной системы:1. Наличие необходимого опыта и возможностей в организации и осуществлении проектно-исследовательской деятельности. Именно данный аспект наиболее важен. Проектная деятельность, а именно конкретный проект, выступает тем стержнем, на который будут насаживаться предметные знания. Современному инженеру при работе, учащимся при выполнении исследовательского проекта понадобятся не только конкретные предметные знания по физике или математике, но и знания по экономике, истории, иностранному языку, информатике.2. Наличие необходимой материально-технической базы.3. Наличие специалистов-преподавателей различного уровня, в том числе и действующих инженеров.В-третьих, необходимо не забывать о роли и вкладе инженерного сообщества в воспитании инженеров будущего. Не все возможно решить за счет системы общего или дополнительного образования, их интеграции. Что предлагаем мы: наличие специализированного оборудования, проведение консультаций со специалистами в таких прорывных областях научного знания, как нанотехнологии, космические технологии, мехатроника, авто- и авиапромышленность, электроника, экология, и многих других.Основная задача ученика при обучении в инженерном классе заключается в знакомстве с основами инженерной профессии, расширении кругозора, адаптации к перспективам выбранной специализации, в подготовке к изучению соответствующих профильных дисциплин в высших учебных заведениях. В ходе работы перед педагогами закономерно возникают вопросы: как учащиеся усвоили знания? насколько значимы приобретенные навыки? как они оценивают влияние достижений современной науки и техники на общество и человека? формируется ли в их сознании целостная научная картина мира? какие педагогические условия требуются, чтобы достичь намеченных результатов?Сегодня перечисленные вопросы приобретают новое актуальное звучание. Обучение в инженерном классе позволит конкретно демонстрировать использования достижений естественных наук в новейшей технике и способствовать приобретению необходимых знаний и навыков для своей будущей профессии.Мы искренне надеемся, что наша общая работа по подготовке поколения будущих инженеров обязательно принесет свои результаты и задачи, поставленные на самом высоком уровне государства, будут выполнены. Мы сможем гордиться своим вкладом в поднятие престижа инженерных специальностей. Приглашаем всех единомышленников к работе в нашей команде!Нина РОТОТАЕВА, директор школы №439 «Инженерный лицей «Интеллект», кандидат педагогических наук
Комментарии