search
main
0

Цели, задачи, работа

В рамках совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» был создан Ресурсный центр «Детский сад – открытая система» в дошкольном образовательном учреждении №2626. Создание Ресурсного центра и организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках экспериментальной работы направлены на решение многоплановых задач организации и функционирования семейных детских садов.

Цели Ресурсного центра:

– обеспечение информационно-аналитического сопровождения деятельности семейного детского сада – структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения;

– разработка механизмов сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, методики, технологии работы семейного детского сада;

– объединение научных, методических и организационных структур, заинтересованных в обновлении содержания и форм образовательной политики Москвы.

РЦ «Детский сад – открытая система» действует по форме специализированных структур, объединяющих заинтересованные педагогические коллективы, в которых открыты такие структурные подразделения. Учитывая, что семейный детский сад – это новая инновационная модель, нуждающаяся в организационно-управленческом и научно-методическом сопровождении, в сетевое взаимодействие определены опорные дошкольные учреждения из каждого округа Москвы. Это 26 учреждений, вошедших в проект «Московское образование: от младенчества до школы», взаимосвязанных единой исследовательской проблематикой по принципу информационно-переговорной модели. При этом эти 26 учреждений должны четко транслировать педагогическую информацию в другие семейные детские сады своего округа.

В Ресурсном центре аккумулируются все инновации, разработанные и апробированные в разных образовательных учреждениях. Мы склонны рассматривать Ресурсный центр как объединение, внутри которого циркулирует информация, а педагоги РЦ постоянно сверяют свои полученные результаты с информацией о новых передовых идеях в стране и мире. Современные условия развития коммуникаций позволяют обмениваться информацией о педагогических инновациях, проблемах и путях их разрешения. Действующий сайт РЦ подтверждает это.

Задача научного руководителя РЦ – формирование банка реальных и актуальных проблем и идей, над разрешением которых работают педагогические коллективы сетевого взаимодействия. Другими словами, исследуемая проблема делится на составные части и распределена между ее участниками. В соответствии с планом работы РЦ каждая из разрабатываемых в конкретном учреждении проблем представляется всем участникам, а после обсуждения в ресурсном центре апробируются во всех ДОУ, входящих в состав РЦ. Таким образом, происходит многократное педагогическое апробирование проблемы на разных площадках и с разными условиями. Важно отметить, что эти площадки сами по себе имеют высокий уровень результатов педагогической работы и условий по направлению, и поэтому научный руководитель сценирует последующие занятия, опираясь на рефлексии предшествующих. Выделяются затруднения, которые испытывали педагоги, строится версия причин таких трудностей (что не понимается, какие знания или умения отсутствуют у самих педагогов и так далее), то есть проводится диагностика их понимания, их способа работы, оснований, которые определяют их действие. Планируются последующие занятия, направленные на разрешение выделенных трудностей.

По истечении некоторого времени мы обсуждаем результаты, вырабатываем единые рекомендации, обобщаем материалы для внедрения в широкую практику работы. Например, в настоящее время все семейные детские сады включились в семейный проект «Знаем, помним и чтим…», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В помощь воспитателям семейных детских садов подготовлены рекомендации, примерные конспекты и практические материалы по темам «Моя семья», «Наша родословная», «Образ моей семьи», «Что я знаю о войне и мире».

Эти практические материалы обязательно носят вариативный характер, что позволяет легко применять их в практике работы разных типов семей. Мы уверены, что такое сетевое взаимодействие будет способствовать развитию педагогической практики семейного и дошкольного образования, более качественному решению педагогических проблем воспитания и обучения дошкольников, совершенствованию профессионального мастерства всех.

Ксения БЕЛАЯ, научный руководитель ресурсного центра, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО

В сетевом взаимодействии мы выделяем три этапа:

Этап ПОИСКА И РАЗРАБОТКИ СЕТЕВЫХ ФОРМАТОВ взаимодействия семейных детских садов.

На этом этапе предполагается сформулировать системные идеи и направления работы в каждом СДС, определить результативность – конкретный продукт, а также разработать регламент встреч с научным руководителем и определить, что будет предъявлено широкой педагогической практике (статьи, выступления, мастер-классы, дни открытых дверей).

ЭТАП РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

На этом этапе разрабатываются и уточняются нормативно-правовая база взаимодействия и методическое оснащение каждого СДС, обучение воспитателей СДС.

Этап РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА сетевого взаимодействия.

Развитие проекта сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений предполагает подключение новых образовательных учреждений, трансляцию полученных результатов, связь с другими ресурсными центрами в рамках проекта «Московское образование: от младенчества до школы».

На каждом этапе проекта развития сетевого взаимодействия СДС необходимо вести мониторинг эффективности с точки зрения достижения поставленных задач и учетом результатов мониторинга вносить уточнения последующих задач и плана действий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте