Люди старшего поколения в молодости жили по принципу «бороться и искать, найти и не сдаваться». К чему сегодня стремятся молодые? Я не говорю о школьниках. Мы сами сузили их цели до получения хорошего балла в ЕГЭ и поступления в заветный вуз. Дальше этой, в общем-то, скажем прямо, невеликой цели они не заглядывают. Переоценка ценностей и пересмотр целей происходят, как правило, позже, во время учебы. Вот тут дороги вчерашних школьников расходятся. Кто-то ищет свою дорогу в жизни, кто-то подстраивается под существующие правила игры и смотрит, как скорее пробиться в дамки и занять ответственные посты, которые обеспечат безбедное и беспроблемное существование в будущем. Приведенные ниже эссе студентов я оставляю без комментариев. Они говорят о молодых больше, чем самый серьезный аналитик.
Шиманский Егор, студент 5-го курса НЛГУ имени Добролюбова (22 года):
В своей жизни я преследую несколько целей. Некоторые из них я считаю первоочередными, остальные второстепенными. Я профессионально занимаюсь бодибилдингом. Этот вид спорта позволяет мне реализовать свои амбиции. Кроме того, занятия позволяют направить физическую энергию в нужное русло. Бодибилдинг – очень индивидуальный спорт, он сильно отличается от командных видов спорта, где приходится полагаться на партнеров и работать в маленькой социальной группе. С первого взгляда можно сказать, что спортсмены бодибилдеры страдают нарциссизмом и что этот спорт кует эгоистичные натуры, и это отчасти правда. Атлету приходится тратить практически все свободное время на тренировки и поддержание правильного режима питания и сна. Также приходится отказываться от привычных для большинства людей способов расслабления, приходится много работать, практически весь заработок уходит на спортивные нужды. Только тогда на выходе, лет через пять, атлет будет иметь более или менее приличную форму. Многим кажется, что это неразумно: слишком много жертв для 5 минут на сцене и, в лучшем случае, для кубка и медальки. Думаю, что на одном эгоизме и самолюбовании такую программу не потянуть, увы. В бодибилдинге я намечаю для себя четкие цели и в течение 7 лет собираюсь реализовать их одну за другой. В ближайшем будущем я бы хотел перейти в более серьезную федерацию бодибилдинга ifbb и там попробовать свои силы, мои цели – стать чемпионом России, после выиграть Европу, получить профессиональную карту и выступать на престижнейших турнирах мира. К настоящему моменту я уже являюсь чемпионом России среди юниоров по бодибилдингу и бронзовым призером России среди мужчин в супертяжелом весе, по версии wbbf. Ближайшие цели на следующий осенний сезон – это золото среди мужчин в супертяжелом весе и по возможности золото в абсолютной категории. Не важно, реализую ли я эти цели в этом сезоне, важно, что я буду делать все возможное для их реализации. Каждый раз, проходя соревновательный сезон, я становлюсь опытнее и сильнее. Самое главное в подобном виде спорта, где достижения нельзя измерить днями и даже месяцами, – это упорство и воля к победе. Как ни смешно это звучит в отношении данного вида спорта, я беру пример со своих предков. Среди моих родственников не было профессиональных спортсменов, но практически все были воинами и защищали Отечество. Мой прапрадед за оборону Порт-Артура был награжден четырьмя Георгиевскими крестами, два прадеда не вернулись с Великой Отечественной войны, а два других прошли по четыре войны. Мой дед Константин во время Великой Отечественной войны был разведчиком. Пример их бесстрашности и воинственного духа помогает мне не опускать руки в тяжелые для меня моменты. Также очень большое влияние на меня оказал мой тренер Вадим Гущин. Тренируясь под его руководством, я смог стать терпеливее и требовательнее к себе, всеми своими нынешними достижениями я обязан ему, моему мудрому наставнику. Высшее образование, престижную работу я ставлю в разряд второстепенных целей. Высшее образование на данный момент считается чем-то обязательным, в связи с этим его уровень неуклонно падает, а денежные затраты на его получение, напротив, растут бешеными темпами. Увы, я не обладаю достаточным количеством времени для игры в примерного студента и предпочитаю формировать свое собственное мнение на определенные вещи. Так как я 4 года учился на факультете международных отношений, всю информацию, которую я получал от явно прозападных преподавателей, приходилось фильтровать через 4 фильтра. Не понимаю, зачем платить 100 тысяч рублей в год, чтобы услышать, в какой стране мне будет лучше жить? По поводу работы. Не хотелось бы показаться максималистом, но хочется процитировать фразу из книги Чака Паланика “Бойцовский клуб”- You are not your job. Не подумайте, что меня интересует только спорт. Я принимаю активное участие в деятельности университетского политклуба, пятый год вхожу в состав совета клуба, но это скорее хобби, чем серьезное увлечение и дело жизни. Но политклуб дал мне хороший задел в жизни – умение формировать свое мнение на вещи весьма неоднозначные, правильно дискутировать с оппонентами, отстаивать свою точку зрения, опираясь на адекватную аргументацию, и уважать чужую точку зрения.
Софья Попова, студентка 3-го курса НЛГУ имени Добролюбова (19 лет):
Сколько раз мы слышали сетования взрослых по поводу подрастающего поколения: «Ленивые, немотивированные, легкомысленные…» Нашим родителям пришлось через многое пройти: они взрослели во время смены эпохи и пересмотра ценностей – от комсомола до перестройки и криминальных девяностых, от веры в капиталистическое общество до дефолта и экономического кризиса, сопровождающихся крупными потерями или просто изменениями. Они пережили светлые надежды и крах иллюзий. За спиной у родителей огромный опыт, долгий трудный путь, результатом которого являются… квартиры, машины и спокойная безбедная жизнь детей. Так многого пришлось им добиваться, так сильно взрослые отдалились от своей юности, что не хотят видеть, что и у молодых есть проблемы, трудности, с которыми бывает сложно справиться в одиночку. Проблемы современной молодежи – проблемы всего общества. В нынешней обстановке молодым людям нелегко выбрать себе правильные ориентиры, обозначить жизненную цель и определить основные ценности. Вы знаете, почему школьники отрицательно воспринимают психологическую помощь, которую им пытаются оказать учителя? Да потому, что взрослые советуют, исходя из своего опыта. Согласитесь, что человек, выросший на книгах Маршака и Заходера, на стихах Агнии Барто, на Робинзоне Крузо, в конце концов, человек, мечтавший стать космонавтом, инженером, врачом или учителем, отличается от молодого человека XXI века. Тот, кто рос в советские времена, когда жвачка в кармане обеспечивала тебе уважение и повышенное внимание сверстников, отличается от того, кто с детства привык считать, что ему все доступно, что весь мир можно увидеть на экране монитора, что ради получения новой информации не надо рыться в книжных формулярах. Учителя и воспитатели закрывают глаза на современные процессы, а сложности у молодых людей возникают как раз из-за них. Сложность возникает при выборе жизненных ориентиров. В имперской России люди верили в Бога, защиту видели в царе. Люди всегда имели четко сформулированные ценности, позиции по тому или иному вопросу. Человеку важно иметь неизменные истины, неизменные хотя бы на протяжении всей жизни. Сейчас стали доступными все религии, все мировоззрения – и выбор осложнился. Вроде мы расширили кругозор, интеллектуально выросли, но смогли охватить все довольно поверхностно, и выделить то главное, что нужно, из огромной массы знаний оказалось проблематично.
Для меня главное в жизни – это постоянное саморазвитие, причем в интеллектуально-нравственном плане. Этот процесс бесконечен, поэтому и привлекателен для меня. Родители не просто так отдают нас в музыкальные школы, в спортивные секции и тому подобные кружки, они пытаются помочь нам найти то, что нас привлекает, к чему мы способны. Каждому человеку нужно найти что-то по душе, что вдохновляет и мотивирует. Каждый раз, узнавая что-то новое, применив полученное знание на практике, я испытываю моральное удовлетворение. Цель нужно выбирать, исходя из собственных интересов и возможностей, хотя определяющим все равно является склонность к той или иной сфере деятельности. Молодое поколение жалуется на слишком сильное давление со стороны родителей, которые пытаются втолковать своему чаду, чем ему следует заниматься. Однако нельзя реализовать себя в ребенке, у него свой путь, и выбор остается за ним. Например, передо мной стоял сложный выбор специальности высшего образования. Поскольку большая часть моей семьи занята в одной сфере, родители надеялись, что я продолжу семейную династию. Однако мне оставили выбор, и никто не пытался решить за меня, чем мне заниматься. И я выбрала ту специальность, которую посчитала наиболее привлекательной. В будущем я хотела бы оставить след в общественной жизни. Не стоит оглядываться на то, чем заняты другие. В обществе царствуют групповые стереотипы и конформизм, нужно найти свою стезю, в которой стать успешным и ценным. Проявив себя, мы получаем подтверждение своих возможностей и свободнее чувствуем себя в будущем. Не стоит забывать, что родители прожили жизнь и у них есть чему поучиться. Однако нужно грамотно использовать их опыт, пропуская его через призму действительности и собственных целей. Не нужно слепо следовать на поводу у родителей, но и не нужно считать их советы архаичными и бесполезными. Они пытаются помочь и порой сами не знают, что посоветовать, но искренне желают лучшего своим детям. Нам дана уникальная возможность приобщиться к культуре других государств. Бывая в разных странах, любопытно наблюдать, чем живут люди, какие у них ценности, чего они ждут от завтрашнего дня… Не стоит заниматься копированием их приоритетов. Нужно почерпнуть положительное и попытаться адаптировать его для себя. Конечно, каждый человек сугубо индивидуален, и не факт, что то, что подходит для одного, подойдет другому. В подобной ситуации можно посоветовать лишь одно: нужно постоянно что-то менять, стремиться вперед, пробовать, осмысливать, отказываться от стереотипов, не бояться принимать вызовы и побеждать.
Андрей Межевов, студент 4-го курса факультета международных отношений НГЛУ им. Н.А. Добролюбова (20 лет):
Пять лет назад, учась в старших классах школы, я и думать не мог, что когда-то меня будет интересовать политика, не только ее всеобъемлющий смысл, но и судьба своей страны, на благо которой я и планирую в дальнейшем работать. Около 12 лет я занимался спортом, собирался после 11-го класса уйти в профессиональный спорт – у меня были неплохие результаты. Но неожиданно в 10-м классе у меня «проснулась любовь» к английскому и французскому языкам, что и повлияло на мои дальнейшие жизненные планы и, естественно, на выбор университета. До конца понять и осознать, чего я хотел на тот момент своей жизни (перед поступлением в университет), я не мог. И с выбором факультета мне помогла мама, за что я ей благодарен.
Поступив в университет, я, как и большинство студентов, понимал, что на первых годах обучения необходимо полностью погрузиться в учебу и только потом искать какую-либо творческую отдушину. В начале второго курса я узнал о существовании на нашем факультете научно-дискуссионного политического клуба «Трибуна». Сначала я стал его участником, затем одним из членов совета и уже в конце второго курса – его президентом. Вот уже полтора года я занимаю эту должность, и мне нравится эта работа: организационная подготовка дискуссий, дебатов или деловых игр, круглых столов или встреч с политиками, которые проходят дважды в месяц. Обсуждаемые темы всегда определяются студентами – членами клуба на еженедельных организационных собраниях, где и происходит распределение функций по каждому заседанию: докладчики, координаторы. Темы всегда актуальны, но научные руководители помогают вывести их в плоскость теоретических обобщений или же расширить проблемное поле, понять глубину и исходные причины и следствия происходящих общественно-политических, культурных, международных, исторических событий. Для этого мы приглашаем на наши дискуссии внешних экспертов – специалистов-практиков из разных сфер: политики, государственной службы, военного дела, полиции, науки. У всех этих людей есть одно общее – активная гражданская позиция. Обсуждая на заседаниях ту или иную тему экономического или политического характера, мы все проявляем нашу гражданскую позицию, показывая свое отношение к России. Нам не безразличен будущий исход политической и социальной жизни в стране. Особую роль, конечно же, в данном процессе играют сами студенты, от которых и зависит будущее страны. В клубе я получаю навыки не только выступления перед самой разной и заинтересованной публикой, но и самого управления процессом организации студенческого движения, что также мне приносит колоссальное удовольствие. Искренне надеюсь и думаю, что это и есть начало в моей будущей карьере дипломата, политика или управленца.
Софья Макарычева, аспирантка Высшей школы экономики (24 года):
Один из моих преподавателей часто говорил: «Цель должна быть у всех. Нет цели только у дураков и мертвых». Легко понимать и ставить цели на относительно короткий период времени. Например, поступить в университет и окончить его или найти интересную работу. Но такие небольшие цели должны являться лишь составной частью глобальной цели в жизни.
Итак, какая же моя цель в жизни? Я не буду писать о великих целях, таких как творить добро, приносить людям радость или изменять мир к лучшему, так как при ближайшем рассмотрении эти цели не являются столь альтруистичными, как звучат. Я хочу всего лишь самореализоваться. Свою самореализацию я вижу в совмещении успешной карьеры и семейного благополучия. Под построением успешной карьеры я подразумеваю то, что хочу стать признанным и авторитетным профессионалом в своей области деятельности, хочу, чтобы мое имя попало в список тех людей, которые привнесли наиболее весомый вклад в развитие отрасли, в которой я сейчас работаю.
Что касается семейного благополучия, то для этого важно, чтобы рядом был человек, на которого можно положиться и который поддержит в трудную минуту, порадуется вместе в счастливые моменты. Ну и дети, конечно же!
В моем представлении для достижения моих целей надо работать и познавать новое в мире, профессии, жизни. Нужно слушать себя. Нельзя ни на секунду переставать совершенствоваться. Нельзя останавливаться. И забывать о своей цели. Если есть цель, то всегда будут находиться ресурсы для ее достижения, даже оттуда, откуда этого не ожидаешь. А единомышленник всегда найдется.
Лидия Ерофеева, студентка 5-го курса заочного отделения НГГУ имени Лобачевского (22 года):
Что такое вообще цель? Сама по себе, отдельно от жизни конкретного человека? Это то, что превращает нашу жизнь в определенную систему, заставляет жить и действовать так, как нужно, для того чтобы добиться того, чего хочется, достигнуть желанного результата.
Система и правила. Я их не люблю. Это два слова, которые навевают тоску и, в общем-то, лишают свободы. Будучи еще маленькой девочкой, я пришла к выводу, что для того, чтобы чего-то достичь, надо много трудиться и уж точно от чего-то отказываться. Ни того, ни другого мне не хотелось, а потому и высоких целей, как ни печально, в моей голове так и не сложилось. Учась в школе, я с некоторой долей тайного превосходства слушала встревоженных одноклассниц: «Надо хорошо учиться, иначе в институт не поступлю! А не поступлю – все, будущее закрыто передо мной! Работать мне дворником…» Да, боже мой, так ли уж много зависит от оценок, поставленных в дневник какой-нибудь Марьванной или Еленпалной, одна из которых думает, как бы побыстрее прийти домой и посмотреть любимый сериал, а другая взяла очередной кредит на холодильник и все мысли ее о том, где раздобыть денег до зарплаты… Фикция школьного обучения настолько очевидна, что даже сами ученики все реже определяют золотую медаль как самоцель.
Следуя самой распространенной логике (школа – институт – работа – семья – мирная кончина в окружении внуков), сложившейся у среднестатистического российского гражданина, дальше следует говорить о том, как прекрасно и замечательно поставить перед собой цель поступить в выбранное учебное заведение и учиться в нем. Как благородно и чудесно после этого работать в грязной, не ремонтированной с прошлого века больнице и спасать жизни страждущих. Как великолепно нести в мир знания, как расчудесно писать научные труды о флоре и фауне Прикалаусского района или о философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины
XIX
века, невероятно содержательные и столь же никому не нужные…
Сарказм в сторону. Эти цели действительно по-своему высоки и благородны, в отличие от маргинальных, «карманонабивательных», которые выбирает для себя абсолютное большинство сограждан. Да и тут говорить о распаде общества и о снижении моральных идеалов было бы цинизмом: всякий хочет сытно жить. Логично и понятно все было в русских народных сказках, прочитанных в детстве: богатый – значит плохой, вор и душегуб. Бедный – значит хороший и благородный во всех отношениях. А после восторжествует справедливость, злодея накажут, а добрый бедняк будет купаться в золоте. Увы, сказки с трудом проецируются на нашу реальность. Бедность и равнодушие к материальным ценностям далеко не всегда свидетельствуют о большой и чистой человеческой душе, чаще – о лени и нежелании хоть что-то делать для себя и своей семьи…
В общем, рассуждать о целях и их праве на существование – дело пустое и неблагородное, особенно когда смотришь со своей высокой колокольни сквозь призму некоторого нигилизма и малодушия, вызванного повышенной эгоцентричностью.
Но кто сказал, что границы понятия «цель» должны быть непременно столь очевидными?! Возможно, моя цель – не хорошая работа. Возможно, я не стану второй матерью Терезой, так как я – мизантроп и людей откровенно не люблю (что не мешает мне искренне восхищаться ее подвигами). Моя цель – оставаться человеком. И если нести в мир чистое, светлое и доброе – удел избранных, то быть хорошим человеком может каждый. К сожалению, находясь в болоте своих проблем, мыслей и принципов, мы часто забываем о человечности. Мы разучились видеть и слышать, разучились говорить, понимать и принимать в своей душе кого-то, кроме себя, слышать чью-то боль, кроме своей собственной.
Комментарии