Проблема оценивания волнует многих учителей. Это понятно. Грамотно организованное оценивание способно:
побудить педагога и учащихся задуматься над повышением качества своей работы;
определить уровень подготовки и способностей учащихся;
показать учащимся и педагогу степень достижения результатов занятий;
предоставить возможность учащимся продемонстрировать свои знания, умения/навыки, ценности;
определить, кто из учащихся должен получить поощрение;
формировать у учащихся мотивацию к учебе;
определить, есть ли необходимость в переучивании или дополнительных занятиях;
предоставить возможность педагогу поставить отметки.
Это одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Она тем более осложняется при использовании интерактивных методов преподавания. Кроме традиционной проверки знаний через тесты, письменные задания и контрольные работы, экспресс-опросы («летучки») и расширенные опросы, ориентированные на знания и понимание, педагогу становятся нужны и другие методы и подходы в оценивании. Современные методы оценивания должны показать уровень овладения интеллектуальными умениями, навыками коммуникации, решения сложных проблем, использования правовых и иных социальных инструментов, умения определить свои ценностные ориентиры. Традиционные методы оценивания, нацеленные на уровень знания и понимания, т.е. усвоения информации, часто не подходят для оценивания названных выше умений, навыков и опыта.
«Шесть великих принципов оценивания»
Два года назад в Будапеште состоялся семинар, посвященный вопросам оценивания в правовом и гражданском образовании, который организовали Институт «Открытое общество» (Нью-Йорк) и образовательная организация Street Law (США). Здесь были учителя и авторы курсов практического права из США и 14 стран Европы и Азии. Тренерами выступили не только сотрудники Street Law, но и признанные в США специалисты по оцениванию – Барбара Миллер (Университет Колорадо) и Дайана Хесс (Университет Висконсин). Ключевой момент семинара – презентация профессора Дайаны Хесс «Пять важнейших принципов оценивания», один из которых – пятый – она назвала революционным для американского образования, желая подчеркнуть его важность. В кулуарах семинара (с легкой руки эстонских коллег) эти принципы стали называться не иначе, как «5» великих принципов оценивания, один из которых революционный». Итак, вот эти «5» великих принципов (в вольном пересказе/переводе):
Первый великий принцип: «Важность»
Для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты (цели) курса, которые стоит оценивать, поскольку оценивание требует времени, сил и других ресурсов. Кроме того, оценивание способно улучшить сам процесс обучения этим знаниям, умениям/навыкам и ценностям, которые выделены как важный ожидаемый результат. Ученики относятся наиболее серьезно именно к тем сторонам обучения, которые будут оценены. Опытные преподаватели отбирают для оценки во всем курсе небольшое число ожидаемых результатов. Например, сама Дайана оценивала только 4 важнейших результата во всем курсе граждановедения, но эти результаты были «сквозными» – проходили через многие уроки. «Не останавливайтесь на мелочах! Оценивайте только важное!» – советует Дайна.
Итак, чтобы применить первый принцип оценивания, задайте себе вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения/навыки, ценности полезными, применимыми в реальной жизни для человека? Насколько часто они нужны в жизни?»
Второй великий принцип: «Адекватность/Validity»
Как мы можем быть уверены, что отобранный нами результат достигнут? Нужно выбрать точный (адекватный) инструмент оценивания, т.е. упражнение для оценки, которое показало бы нам, что ученики овладели необходимыми знаниями, умениями/навыками, ценностями. Например, если ожидаемый результат был «научить учеников пользоваться правами потребителя», то проверочная работа с заданием «перечислить основные права потребителей» не может являться адекватным инструментом оценки, поскольку знание прав еще не означает умения ими пользоваться. Наверное, для проверки этого результата адекватным упражнением было бы задание «разрешить такую-то проблему, используя различные способы защиты прав потребителей», что позволило бы ученикам самим провести переговоры, написать заявление, жалобу или иск в суд.
Итак, задайте себе вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемого учебного результата, овладели нужными знаниями, умениями/навыками, ценностями?»
Третий великий принцип: «Объективность/Reliability»
Оценивание результатов выполнения контрольного упражнения – часто процесс субъективный, относительный. Как сделать так, чтобы разные люди, оценивая одну и ту же (или подобную) работу, могли ставить одинаковые оценки? Объективность (постоянство, надежность, достоверность) достигается путем тщательной разработки очень конкретных критериев оценивания, показывающих уровень работы, который может быть оценен как «отличный», «хороший», «удовлетворительный» или «неудовлетворительный». После того как выработаны эти критерии, появится необходимость создать удобную форму для оценивания работ, которая отражала бы эти критерии.
Вопросы: «Какие характеристики должны иметь отличная и хорошая работы (как результат выполнения контрольного упражнения)? А удовлетворительная работа? Неудовлетворительная работа? Понятны ли эти характеристики (критерии) для других преподавателей и для самих оцениваемых? Достаточно ли они точны, однозначны? Как должна выглядеть форма (бланк) для фиксирования оценки по этим критериям?»
Четвертый великий принцип: «Интегрированность»
Если разработать критерии оценивания какого-то упражнения, то окажется, что они являются одновременно правилами выполнения этого упражнения, т.е. правилами обучения конкретному знанию, умению/навыку, ценности. Следовательно, если вы хотите оценивать по этим критериям, то прежде нужно научить ими пользоваться. «Несправедливо оценивать то, чему вы не учили», – говорит Дайана Хесс. Оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения. С другой стороны, само «контрольное» упражнение является не чем иным, как одним из обучающих упражнений. Оценивание и обучение – это единый процесс.
Вопросы: «Являются ли критерии оценивания правилами выполнения упражнения? Учу ли я тому же, что и буду оценивать?»
Пятый великий принцип, он же «революционный»: «Открытость»
Критерии и стратегия оценивания должны быть сообщены учащимся заранее. Оценивание должно быть открытым. Учащиеся должны знать заранее, что и как будет оценено. Профессор Хесс говорит, что этот принцип «был настоящей революцией, он буквально перевернул систему образования в американских школах». Учителя должны были заранее продумать всю систему оценивания, сообщить ее учащимся, что отрезало пути всякого отступления: ученики могли задать все те вопросы, которые помещены здесь под каждым из принципов оценивания. Учителя уже были вынуждены применять все принципы оценивания. В ходе семинара в Будапеште прозвучали также идеи, обогащающие этот пятый принцип: нужно привлекать самих учеников к разработке критериев и стратегии оценивания. Тогда это делает оценивание «своим» и справедливым для учащихся (но в целом применение всех этих принципов и делает оценивание справедливым).
Педагог может довести до сведения учащихся свои ожидания по-разному. Можно, например, показать подготовленные формы для оценивания и разъяснить, что обозначают каждый критерий и каждый уровень оценки. Можно ограничиться простым рассказом или рассказом с обсуждением. Либо, например, если учащимся предстоят слушания в роли членов парламента, педагог может показать им видеоматериал о реальных парламентских дебатах (или о подобном занятии). Педагог также может показать на примере видеоматериала, как бы он(она) оценил(а) отдельных участников дебатов, используя выбранные критерии. Учащиеся также могут потренироваться в оценивании, используя предложенные критерии.
Итак, «революционный» вопрос: «Как и когда я сообщу учащимся, «что» и «как» я буду оценивать? Могу ли я вместе с учащимися разработать критерии и стратегию оценивания?»
Участники семинара попробовали применить эти принципы к «контрольным» работам своих учеников, которые специально были привезены в Будапешт. Это показало всю сложность этой работы, а также важность ее для качества обучения. Один из участников – автор учебного пособия по праву для школьников – даже заметил, что он понял теперь, что весь учебник нужно переписывать заново.
Участники познакомились также с различными вариантами форм оценивания, которые предлагали точные критерии оценивания. Эти формы часто казались сложными для понимания и применения. Тогда российско-эстонская команда предложила дополнить «пять великих принципов (один из которых революционный)» еще одним. Так родился…
Шестой, «контрреволюционный», принцип: «Простота (гениальная)»
Процесс оценивания и сами формы оценки должны быть просты и удобны в применении и пользовании. Можно вводить критерии оценки постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки. Оценивание не должно отпугивать учителей и учащихся.
«Контрреволюционный» вопрос: «Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для педагога и учащихся?»
На семинаре по оцениванию в Санкт-Петербургском институте права в том же году участники предложили дополнить эти принципы еще несколькими: уважение личности учащихся; нацеленность на их развитие, поощрение и др. Наверняка и вы сможете добавить что-то новое. Тем не менее опыт показывает, что названные выше принципы являются основой для подготовки и проведения оценивания, а также для разработки новых инструментов оценивания. Более того, используя эти принципы оценивания, можно усовершенствовать само занятие. Шаги по подготовке и проведению оценивания вы найдете в рекомендациях по планированию занятия.
Оценивание занятия может происходить всегда, в том числе во время изучения нового материала и выполнения тренировочных упражнений. Однако чаще всего у педагога хватает времени только для оценивания, которое включало бы в себя выставление отметок. Такое оценивание происходит тогда, когда предполагается, что учащиеся уже изучили новый материал и потренировались в его использовании. Часто в таком случае выбирают упражнения, подобные тренировочным, например, учебный суд или общественные слушания, дебаты или составление документов (для оценивания может быть использовано любое интерактивное упражнение и любой метод). При оценивании знаний (качества усвоения информации) и некоторых интеллектуальных умений можно применять специальные опросы и контрольные работы. Как правило, учитель отводит особое время на занятии для оценивания обучающихся (опрос, контрольные работы, проведение «контрольных» упражнений) или предлагает специальное домашнее задание, которое подлежит оцениванию (составление документа, написание доклада, эссе). Иногда следует совмещать оценивание с выполнением «тренировочного» упражнения по другой теме или по отработке иных умений и навыков. Скажем, при тренировке умения проведения собрания или общественных слушаний можно оценивать умения работать в группе, активного слушания, аргументации своей точки зрения и т.д.
В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:
1. Тест. Задание теста может состоять в том, что отвечающий должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов или найти «пару», вписать недостающий фрагмент, поставить предложенные фрагменты задания в определенный порядок и т.д. Достоинство этого метода в том, что, как правило, тесты легко и быстро можно проверить. К недостаткам можно отнести то, что учащиеся могут просто решать тест «наугад»; в тесте можно проверить, как правило, лишь уровень знания и понимания, и иногда – некоторые интеллектуальные умения.
2. Экспресс-опрос («летучка»). Это могут быть краткие устные или письменные ответы (например, по карточкам на знание основных понятий), задания типа «продолжи предложение», «заполни таблицу», «нарисуй диаграмму», «составь схему» и т.д. Такие опросы, как правило, проходят в начале занятий на повторение домашнего задания и могут охватывать всех или нескольких учащихся. Достоинства: не требует много времени для проведения и проверки, акцентирует внимание на ключевых вопросах. Недостатки: не дает полной картины подготовки учащихся, нацелен лишь на уровень знания и понимания.
3. Расширенный опрос. Педагог предлагает учащемуся устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров; при устном ответе педагог (и другие обучающиеся) может задавать дополнительные вопросы; вариантами этого метода являются устный экзамен по билетам, письменная контрольная работа, домашнее эссе и др. Достоинства: дает более полную картину уровня подготовки учащегося, может быть нацелен на все уровни учебных целей, может включать в себя также оценивание некоторых умений: выступать публично, занимать свою позицию и аргументировать ее, отвечать на вопросы и т.д. Недостатки: требует значительного времени как учащихся, так и педагога, не может быть применен для оценивания большинства умений и навыков; часто не позволяет охватить сразу многих учащихся.
4. Игровые методы оценивания. Оценивание часто можно превратить в игру. Например, интеллектуальная игра «Формы государства» и одноименный кроссворд могут быть контрольным занятием. Педагог устанавливает шкалу оценивания. Предположим, правильный ответ на вопрос кроссворда – 1 балл; ответ на дополнительный вопрос педагога – 2 балла; дополнение – 1 балл. На основе заработанных баллов выставляется итоговая отметка.
5. Контрольное упражнение. Контрольным может быть объявлено любое (в том числе и интерактивное) упражнение: например, выступление в суде, подготовка аргументов, выполнение задания в группе, составление документов, написание доклада, эссе-сочинения, реферата, составление портфолио, проведение целого социального проекта (например, проект «Гражданин») и т.д. Достоинства: задействует все уровни учебных целей (по таксономии Блума); проверяет не только знания, но и умения, навыки, ценности; как правило, не отталкивает учащихся, поскольку задания являются творческими и интересными; может дать полную картину уровня подготовки и усвоения материала учащимися. Недостатки: как правило, требует значительного времени для подготовки, проведения и обработки результатов, часто требует от педагога отработки специальных навыков по оцениванию и применению новых форм для оценивания.
6. Наблюдение. Наблюдение является одним из ведущих методов оценивания при интерактивных методах преподавания; педагог выбирает для себя показатели, которые он будет отслеживать в течение занятия, а также учащихся, работу которых нужно оценить. Особую роль при использовании его играют подготовленные формы для наблюдения и оценивания. При выполнении учащимися контрольного упражнения или творческого задания педагог должен также применять наблюдения, чтобы оценить их работу. Недостатки: требует значительной концентрации от педагога, который проводит наблюдение за учащимися и одновременно следит за ходом занятия (либо требует содействия еще одного педагога); не позволяет охватить сразу многих учащихся.
7. Самооценка. Оценка самим учащимся своей работы (своей лично или своих товарищей), а также занятия в целом является ценным методом оценивания. Его применение позволит педагогу многое узнать о себе и об учащихся, а также о качестве учебного процесса. Педагог может применить метод вопросов-ответов или беседы для самооценки учащимися своей работы, может попросить поставить оценки и мотивировать их (например, в случае проверки составления документов друг у друга учащиеся могут поставить отметку в зависимости от полноты использования практических советов). Иногда можно попросить учащихся заполнить специальные формы (или таблицы) по наблюдению и оцениванию. Самооценка применяется и при анализе работы всей группы в целом. Одним из достоинств применения этого метода (помимо уже перечисленных) является то, что все учащиеся могут получить оценку (которая, как правило, не выставляется в классный журнал), а также то, что они начинают понимать трудности оценивания и учатся смотреть другими глазами на свою работу. Недостатки: как правило, не дает возможности поставить отметку, при определенном отношении со стороны учащихся и педагога может превратиться в фарс и формальность.
8. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов). Форма беседы позволяет непринужденно оценить всеми участниками образовательного процесса эффективность занятия и не предполагает выставления отметок. Примеры итоговых контрольных вопросов, заданий и т.д. по курсу «Живое право» приведены на страницах книг для преподавателя к соответствующему тому. Ниже помещены конкретные примеры методов, критериев и форм оценивания, созданные участниками гражданского и правового образования со всего мира. Эти формы могут использоваться не только самими педагогами; их можно ксерокопировать и раздать учащимся для ознакомления, что поможет им при выполнении упражнений и при подготовке к занятиям, а также при самооценивании.
В формах оценивания сначала предлагаются критерии оценивания, а потом и бланки фиксации отметок (баллов). На примере форм 1-3, 8 можно увидеть отличие критериев от бланков оценивания. Некоторые предложенные формы соединяют критерии оценивания и бланк для оценивания.
В зависимости от целей и конкретных методов оценивания можно выбрать шкалу оценки каждого из критериев. Иногда нужно будет применить, например, стобалльную или десятибалльную шкалу. Уровень стартовых коммуникативных способностей учеников можно оценить через категории «высокий», «средний», «низкий». Глубину усвоения того или иного умения, навыка (например, активного слушания) можно отследить, обратив внимание на частоту использования конкретного навыка (например, часто ли учащийся перефразирует и уточняет то, что он услышал от своего собеседника). Тогда оценку можно выразить через категории «всегда использует», «использует достаточно часто», «недостаточно часто», «редко», «не использует». Если вам нужно поставить отметку, то шкала оценки, очевидно, должна переводиться в пятибалльную систему. Например, оценка «использует достаточно часто» может соответствовать 4 баллам.
Аркадий ГУТНИКОВ, Виктор ПРОНЬКИН
Окончание следует
Комментарии