search
main
0

Цель программы – результат. или Как стать рачительными хозяевами

Какова сегодня формула действий в выработке управленческих решений в тех регионах, которые понимают, как достичь успеха при недостатке бюджетных средств на развитие системы образования? Об этом мы решили узнать у министра образования и науки Республики Мордовия Василия Кадакина и руководителя Департамента образования ЯНАО Николая Попова.

Василий КАДАКИН, министр образования и науки Республики Мордовия:

– В соответствии с законодательством по программно-целевому подходу формируется любой бюджет, и это позволяет нам помогать муниципальным учреждениям поддерживать и развивать общее образование. Используя такой подход, мы ведем целенаправленную методическую и технологическую работу по тому или иному актуальному направлению, подкрепляемую соответствующими финансами.

Если ставим задачу компьютеризировать сельскую школу, то здесь решается много проблем, например, обеспечения муниципальных школ компьютерами, переподготовки за счет республиканского бюджета преподавателей, оснащения медиатеками и всеми программными материалами. Выделить средства на все это с регионального уровня на уровень муниципальный возможно только в случае составления и разработки программы. Сосредоточивая кадровые, научные силы, ориентируя людей на эту работу, основываясь на положениях Бюджетного кодекса и подкрепляя ее финансово, мы решаем и важную идеологическую задачу – развиваем систему образования на всех уровнях.

Закон, который вступит в действие с 1 января 2006 года, запретит одному уровню бюджета прямые финансовые вливания на другой уровень. Но это не будет запрещено, если есть программа, утвержденная депутатами. Программно-целевой метод позволяет весьма грамотно строить государственную политику в области образования и выявить наиболее перспективные направления.

Мы живем и работаем по республиканской программе развития образования на 2003-2006 годы, в следующем году она заканчивается. Сейчас мы думаем о разработке новой. Кроме того, у нас есть несколько весьма актуальных программ: программа информатизации, «Одаренные дети», в рамках которой мы за счет республиканского бюджета организуем работу по многим направлениям на муниципальном уровне. Программа «Дети Мордовии» дублирует программу «Дети России» по многим направлениям социальной защиты, но и имеет свою республиканскую специфику. Программа «Энергосбережения» не относится к отраслевым, но один из ее разделов относится к образованию – мы оказали помощь муниципальным образовательным учреждениям в переводе практически всех котельных с твердого топлива на газ, приобрели оборудование, во всех подведомственных учреждениях установили счетчики учета теплоэнергоресурсов.

Программно-целевой метод позволяет нам продвигать многие приоритетные направления развития отрасли, мобилизуя ресурсы, в том числе финансовые. Все это не только от нехватки средств, но и потому, что нужно все делать рачительно и по-умному. Ведь собираясь приобретать что-то для своего дома или что-то делать в нем, мы обдумываем, что нужно и можно сделать в первую очередь. Кроме того, мне кажется, программно-целевой метод помогает поднять авторитет образования в глазах общества.

Николай ПОПОВ, руководитель Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа:

– Думаю, весьма отрадно, что мы не пытаемся решать все проблемы образования, а действуем планомерно и обдуманно, используя в выработке решений программно-целевой метод управления. Сегодня, например, Департамент образования уже представил окружную целевую комплексную программу развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006-2010 годы, в которой есть две подпрограммы – «Строительство первоочередных объектов образования интернатного типа» и «Меры по развитию системы образования в ЯНАО».

Какие цели мы хотим достичь с помощью программ? Прежде всего – создать условия для развития системы образования и обеспечения прав граждан (и прежде всего в сельской местности, в местах проживания коренных малочисленных народов Севера) на образование, соответствующее мировому уровню. Сформировать комплекс национального образования для северных народов, обеспечить режим развития всех типов образовательных учреждений в соответствии с запросами населения и реальными потребностями рынка труда, а также реализовать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и противодействие наркомании.

Кто-то скажет: цели поставлены в программах весьма значительные и объемные, но откуда взять средства для их достижения? Здесь играет значительную роль программно-целевой метод выработки управленческих решений. Одна из стратегических целей социально-экономического развития округа – обеспечение более высокого уровня жизни населения ЯНАО по сравнению с общероссийским. Преобразования «Стратегии социально-экономического развития ЯНАО» предусматривают качественное усиление подготовки кадров, поэтому уровень государственных расходов на образование на душу населения к 2010 году должен увеличиться до 1,0 тысячи долларов в год, что почти в два раза больше объема финансирования по отрасли «Образование» в консолидированном бюджете на 2005 год. В частности, предусматривается сохранение и модернизация уникального хозяйственного комплекса традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (это еще одна стратегическая цель развития округа). Это невозможно без подготовки подрастающего поколения, воспитания детей коренных национальностей с использованием этнопедагогики малочисленных народов Севера в духе их традиций.

Сегодня идет разговор о том, как мы использовали выделенные нам средства при выполнении программы развития образования округа в 2001-2005 годах. Мы можем сказать, что деньги потрачены с хозяйской рачительностью: построено 10 новых школ и учебных корпусов школ-интернатов, отремонтировано и реконструировано еще 10 объектов образования в сельской местности, улучшено оснащение школ учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения. За 4 года на 30% обновили технологическое оборудование в образовательных учреждениях, провели замену предметов длительного пользования в половине школ округа, оснастили образовательные учреждения компьютерами, другими современными техническими средствами. Создали региональный центр интернет-образования, развиваем дистанционное образование, на 25% сократили количество вакансий педагогов по сравнению с 2001 годом, на 22,4% увеличили прием в 10-е классы, до 79,7% увеличили количество выпускников, поступающих в вузы.

Трудно ли было выполнить все предусмотренное программой развития образования округа? Нелегко, ведь у нас нет налоговых льгот для инвестиций в образование, для привлечения внебюджетных средств и решения материальных проблем, поэтому приходится рассчитывать только на бюджетные средства. Но то, что мы работали в рамках программы развития образования, помогло организовать финансирование ее в основном по защищенным статьям. И сегодня стратегия социально-экономического развития ЯНАО заключается в постепенном увеличении ассигнований из бюджетов всех уровней на функционирование системы образования и на осуществление инноваций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте