search
main
0

Цель одна, финансирование раздельное. Часть меньше целого, но..

Помните, какой до невозможности занятой казалась маленькая героиня когда-то очень известного стихотворения: драмкружок, кружок по фото, а ей еще и петь охота! В наши дни мама такой девочки наверняка подумывает еще и о художественной гимнастике для доченьки (фигуру улучшает), и об английском языке, который тоже всегда пригодится… Только где на все это время взять, когда с утра до ночи как белка в колесе, а зарплату из-за кризиса опять уменьшили! Знакомая ситуация?

Комментарий «УГ»Константин ВИКТОРОВ, руководитель управления образования городского округа, Воронеж:- На сегодняшний день я не вижу законодательных препонов для работы комплексов, и наше отношение к ним только положительное. Было время, когда некоторые директора высказывались за то, чтобы узаконить и ввести специальный вид для таких учебных заведений, но в итоге остановились на гимназиях и лицеях, потому что законом им не запрещается оказывать услуги дошкольного и дополнительного образования. А так как на сегодняшний день статьи расходов на дошкольное и дополнительное образование финансируются из муниципального бюджета, то и они получают свою часть финансовых средств. Здесь вопросов не возникает. Муниципальный бюджет финансирует свою часть, причем делает это не только для комплексов.Например, в школе №92, которая находится в поселке Шилово, где отсутствуют учреждения дополнительного образования, введены ставки педагогов допобразования, которые финансируются не в рамках субвенций, а в рамках муниципального бюджета. Также и со школой-комплексом, тем более что для местного бюджета нет разницы, финансировать отдельный детский сад или сад в структуре гимназии или лицея. Поэтому финансирование идет в полном объеме.То, что это удобно, когда под одной крышей находятся три учреждения – школа, детский сад и учреждения дополнительного образования, – это однозначно. Есть возможность координации в рамках учебных планов расписания занятий, занятости детей, согласования учебных программ. Я считаю, что это хорошее и перспективное дело.Единственный вопрос заключается , скажем так, в физической возможности существования таких комплексов. Когда в непосредственной близости находятся детский сад, школа и есть условия для работы педагогов дополнительного образования, тогда это можно только поощрять. А если возможности нет, надо стараться изыскивать. Например, мы даже рассматривали идею строительства детских садов на пришкольных территориях. Правда, столкнулись с проблемами: нормы земельного участка школы и прогулочной площадки детского сада строго оговорены. Поэтому пока мы от этого проекта отказались.

Выход есть: приводите ребенка в такую школу, как воронежский учебно-воспитательный комплекс №1. Здесь для детей кроме обычных и гимназических классов работает своя детско-юношеская спортивная школа с отделениями художественной гимнастики, акробатики, тэквондо, вольной борьбы, а также с плаванием, футболом, группами ОФП и ОФК. Плюс к спортивному развитию можно освоить художественно-эстетическое направление, для чего, например, записаться в музыкальную школу, научиться игре на любом из предлагаемых десяти инструментов. Еще в УВК три хоровых коллектива, несколько вокальных и танцевальных ансамблей, студии театральная, декоративно-прикладного и технического творчества, туризма и краеведения – заметьте, все в стенах одной школы. Удобно? Да, очень! Это любой родитель скажет и любой ученик. Вот только развивать такие школы-комплексы, несмотря на их популярность, власти обычно не спешат (в Воронеже их только три: УВК-1, УВК-2 имени Киселева и МОК-2). Почему так? Причин много, главных, пожалуй, две: сложная схема финансирования и отсутствие должной поддержки подобных учреждений на федеральном уровне.

А как живут они сейчас? Об этом я попросила рассказать директора УВК-1 Юрия ДОЛГИХ.

– Юрий Иванович, трудной или легкой оказалась победа здравого смысла?

– В 1990-х годах образовательная система действительно пришла к выводу, что нужно создавать многоуровневое и многопрофильное комплексное образовательное учреждение. И затронуло это всю Россию – до 400 подобных учреждений насчитывалось, только в Воронежской области около 16. А после того как было приведено в соответствие федеральное законодательство, из перечня типов и видов образовательных учреждений понятия «УВК» и «МОК» были исключены. Остались гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов и общеобразовательные школы. Попытка защитить комплексы не привела к успеху, хотя три наших директора – Николай Макарович Есин (УВК-2), Владимир Яковлевич Свердлов (МОК-2) и ваш собеседник – ездили в Москву в Министерство образования и науки, также побывали и в Государственной Думе, но положительного ответа не нашли. В итоге нам пришлось переименоваться, мы добавили к названию слово «гимназия», а другие – «лицей». Хотя в составе нашей школы по-прежнему остаются четыре структуры и это закреплено уставом и не противоречит законодательству, потому что в общеобразовательном учреждении, будь то школа, лицей или гимназия, имеет право быть дошкольное и дополнительное образование. У нас есть детский сад, расположенный отдельно, заведующая садом – мой заместитель, а само учреждение не имеет юридической самостоятельности и называется детским садом УВК №1. Вторая наша структура – гимназия, и еще две – дополнительного образования – художественно-эстетическое отделение и детско-юношеская спортивная школа. Они связаны юридически и общими образовательными целями. Я для себя это определяю как взаимосвязь по горизонтали и по вертикали. По вертикали – дошкольное, начальное общее образование, среднее общее и среднее полное общее, к которым подключаются по горизонтали две структуры дополнительного образования.

– Если говорить о вертикали, насколько решается проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием?

– Благодаря тому, что гимназия и сад – это одно юридическое лицо, я в расчете на то, что учителя, преподающие сегодня в третьем классе, через два года возьмут новых первоклашек, отправляю их сначала в старшую группу, а потом они с этими же детьми занимаются в подготовительной. Причем у каждого учителя есть разработанная и утвержденная институтом повышения квалификации программа. Итог такой работы – хорошо адаптированные к школе будущие первоклассники. Конечно, для тех, кто не посещал садик, существует дополнительная бесплатная и платная подготовка. На сегодняшний день у нас в детском саду более 300 детей, в гимназии 1137 учеников, художественно-эстетическое отделение охватывает около 1700 человек (ребенок может выбрать несколько направлений, например: вокал, танцы и саксофон – есть такие дети), а в спортивной школе занимаются около 400 человек.

– Как финансируется ваша школа-комплекс?

– Прежде всего я хотел бы выразить благодарность и сегодняшнему нашему руководству города и области, и предыдущему, и депутатам городской Думы за то, что с их помощью было обеспечено раздельное финансирование нашей школы. По субвенции у нас финансируется общеобразовательная структура исходя из числа детей, а дошкольное и дополнительное образование городской бюджет взял на себя.

– Как говорится, с этого места, пожалуйста, поподробнее.

– Повторюсь: один я бы ничего не сделал. Нас было трое – директоров школ-комплексов, и успехами, достижениями наших школ мы доказывали необходимость их существования именно в таком виде. Причем достижения не только на областном, но и на федеральном уровне, победы не только в предметных олимпиадах, но и в спортивных соревнованиях и на музыкальных конкурсах.

– Как вам удалось добиться того, чтобы город взял на себя часть финансирования, вы ходили и просили?

– Я приводил людей в школу и показывал, что у нас есть. Кстати, вначале вопросов с финансами не было. А потом началось – и в стране, и у нас: зачем эти или вот эти. А они в школе лишние. Как финансировать? Например, по садику все ясно, сейчас там тоже введено нормативное финансирование, должны быть определенные по численности группы. Но как оплачивать, например, индивидуальные занятия на музыкальном инструменте? Один ребенок – один час, а оплата должна быть такая же, как за класс-комплект или учебно-тренировочную группу. Но все-таки все вопросы были решены.

Прежде всего мы поняли, что надо развести источники финансирования местного и федерального бюджетов. Это было сделано три года назад, когда приняли федеральную программу развития образования. Там было прописано нормативно закрепить за образовательным учреждением статус юридического лица. Централизация бухгалтерского учета законодательно неверна, потому что бухгалтер, не находясь в моем штатном расписании, имеет право подписи. А отвечаю за школу я, но не он.

Если сравнивать доли финансирования, то по субвенции на гимназию выделяется примерно 50 процентов от общей суммы, а остальные 50 идут из местного бюджета – 25 на сад и 25 на дополнительное образование. Садик в любом случае пришлось бы финансировать муниципалитету, даже если бы он и не входил в состав комплекса…

Уже после разговора с Юрием Ивановичем я наконец определилась в процентах на допобразование. Ведь если учесть, что детский сад в любом случае финансируется городом, получается, что расходы на дополнительное образование и на общее сочетаются как одна треть и две трети – 33 и 67 процентов. Заметьте, не надо обслуживать дополнительные здания для спортшколы или музыкальной школы, не надо содержать дополнительные управленческие кадры – все это в школе-комплексе уже есть. У директора пять главных заместителей. Представьте, сколько директоров и замов было бы в гимназии, в отдельно взятом детсаду, в спортивной и музыкальной школах! Кстати, в УВК еще и свой бассейн, который был капитально отремонтирован (благодаря упорству директора) на миллионный грант, полученный школой в рамках КПМО.

Недавно в Воронеже закрыли очередной Дворец культуры. Говорят, по требованию пожарных и всего на 90 дней, правда, тут же добавляют, что уже лет десять, как здание находится в аварийном состоянии. Больше всего этим закрытием возмутились родители детей, занимавшихся в кружках и студиях дворца, – говорят, детей просто выставили на улицу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте