Не ошибусь, если скажу, что каждому, кто работает с детьми, приходилось когда-то пройти сложный путь становления, доказывать окружающим (в первую очередь самим ребятам), что он чего-то стоит, а значит, требует соответствующего к себе отношения. И вот тут, как говорится, возможны варианты.
Эту историю рассказал мне один очень уважаемый и солидный чиновник, который теперь занимает весьма внушительную должность.«Когда я только начинал преподавать детям свой предмет, меня как молодого и зеленого никто не слушал. Но ладно бы не слушали! Несколько откровенных оболтусов начали целенаправленно портить мне жизнь, срывать уроки, мешать вести занятия. Это только в теории подобные проблемы решаются с помощью волшебной фразы «надо попытаться найти к ним ключик!», на деле же все мои ключики были им до лампочки. Перепробовал все: пытался поговорить по душам, вовлечь их в общественную жизнь, жаловался родителям, просил помощи у коллег. Но безрезультатно. Коллеги, как оказалось, тоже не могут с ними справиться, а родители заявили, что вы педагог, мы вам доверили своих детей, вот и учите. И неизвестно, чем бы все кончилось, но как-то я встретился со своими бывшими одноклассниками. Я-то после школы пошел в пед, а они – кто в военное училище, кто в коммерцию, а кто в криминал. На встрече, конечно, расспрашивали друг друга, как дела. Ну я и рассказал им о своих проблемах. Ребята посмеялись и обещали помочь. Я их слова воспринял как жест дежурной деликатности, ибо чем они (!) мне (!) помогут? Но буквально через несколько дней произошло чудо: мои оторвы-кровопийцы внезапно исправились. Более того, они не только сами перестали меня донимать, но и стали шикать на других, если те вдруг начинали шуметь. Волшебство да и только! Как выяснилось позже, секрет был прост: в компанию к этим пацанам заявились два моих одноклассника «в авторитете» и популярно объяснили суть вопроса: «Если еще хоть кто-то вякнет на учителя, зароем, это наш человек, поэтому его не обижать!» С этого момента проблем с дисциплиной у меня не было, да и вообще все пошло как по маслу. Понимаю, этот эпизод можно считать черным пятном в моей биографии, однако, скажу честно, если бы не он, я бы тогда просто ушел из школы. И, кстати, больше к услугам «темных сил» я не прибегал. Просто на каком-то этапе их помощь помогла мне встать на ноги. Хотя я об этом стараюсь никому не рассказывать».Какой вывод можно сделать из этой истории? Люди принципиальные, категоричные наверняка скажут, что это не педагог, такому не место в школе, ему надо было бы действительно уйти тогда, ибо, если не справился с классом сам и воспользовался помощью каких-то братков, ты не достоин носить гордое имя учителя, ты его позоришь!Возможно, это и так. Но, как говорится, кто без греха, пусть первым бросит в меня камень. Великий Антон Семенович Макаренко тоже рассказывал, что был вынужден однажды ударить своего воспитанника. И именно после этого остальные подростки вдруг изменили свое отношение к колонии и ее правилам. Да и к самому педагогу. Хотя сам он своим поступком никогда не гордился и считал его большой ошибкой.Как говорил основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола, «цель оправдывает средства… если эта цель – спасение души». Возможно, эта фраза в данном случае очень уместна. С одной оговоркой: мы не знаем, что было бы с душами всех вышеупомянутых персонажей, если бы в свое время они поступили иначе. А пока с ними все вроде бы в порядке.
Комментарии