Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического – умственного и личностного – развития учащихся.
Продолжение. Начало в №№ 39-42
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В.Давыдовым эмпирическим.
Обобщая работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Э.В.Ильенкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В.Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим.
При этом В.В.Давыдов опирается на исходные положения Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Д.Б.Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
Концептуальные основания технологии РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Гипотезы
Идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения.
Возможности ребенка к обучению (и, следовательно, к развитию) огромны, но не используются в традиционной технологии.
Детям с дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия, они принимают их и осваивают раньше, чем научаются действовать с их частными проявлениями.
Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.
Принципы
Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л.С.Выготский).
Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).
Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
Приоритетная цель – формирование способов умственных действий (СУД).
Дидактика
Содержание:
– Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.
– Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).
– Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения.
– Содержательные обобщения. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
Методика:
– Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
– Принцип проблемности как условие мотивации.
– Восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета.
– Принцип моделирования. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.
Обучение как активный деятельностный процесс:
– Понимание учебной деятельности ребенка как деятельности по самоизменению.
– Выделение в структуре учебной деятельности четырех компонентов – учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.
– Принцип диалога-полилога.
– Концепция коллективно-распределенной учебной деятельности, переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.
Особенности содержания
Построение учебного предмета моделирует содержание и методы научной области, организует познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
Повышается теоретический уровень образования, который предлагает передачу детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Теоретические знания (ЗУНы)
Развивающий характер обучения в технологии Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. В основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри системы абстрактных элементов.
Содержательные обобщения. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:
– наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
– понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);
– теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.
Содержательное обобщение – постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.
В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений.
Способы умственных действий (СУДы)
«Способы деятельности» – ключевой психолого-педагогический элемент технологии. По В.В.Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические.
Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов для абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление – начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф. Энгельс).
Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. При этом, естественно, рассудочная логика входит в диалектическую как в логику более высокой формы.
Суть теоретического мышления, по В.В.Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.
Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов (выступающие как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям). В связи с этим способы умственных действий в технологии Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова имеют характерные отличия от формально-логического истолкования.
Содержательный анализ – способ обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта; он направлен на поиск и вычленение существенного отношения среди привходящих и частных его особенностей.
Содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.
Особое значение в технологии Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике – это вычленение существенных признаков в объектах и объединение объектов по этим признакам, подведение их под общее понятие.
Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию.
Теоретическое, содержательное обобщение, по В.В.Давыдову, осуществляется путем анализа некоторого целого в конкретном множестве, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.
Восхождение от абстрактного к конкретному – это использование содержательного обобщения, как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии фактического учебного материала. Способ развития мышления школьников – прежде всего дедуктивный.
Содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований собственных мыслительных действий.
Самоуправляющие механизмы личности (СУМы)
Из всех СУМов (потребности, способности, направленность, Я-концепция) ставка делается на познавательные потребности и способности личности; они стимулируются, формируются, развиваются в разнообразных вариантах их удовлетворения. Кроме того, формируется положительная «Я-концепция»: применяется личностный подход, постановка ребенка в положение субъекта, стимулирование успеха.
Особенности содержания обучения в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Русский язык. Задача начального обучения русскому (родному) языку – формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.
В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.
Математика. Основное содержание этого курса – формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Генетически исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, – отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).
Особое место отведено текстовым задачам, формированию рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения математической структуры задачи и ее моделирования с помощью специальных знаково-символических средств.
Литературное чтение. Цель его – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.
Формирование техники чтения – не самоцель, а средство эстетического развития школьников. Формирование литературного творчества младшего школьника – ведущая задача («от маленького писателя к большому читателю»).
Коллективно-распределенная деятельность: в реальном детском взаимодействии происходит освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.
Окружающий мир. Основная задача курса «Окружающий мир» – формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.
Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курс «Окружающий мир» является логика «развертывания» знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.
В предлагаемом курсе основная цель – не построение картины мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
В курсе «Окружающий мир» важнейшей учебной задачей является открытие и использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.
Продолжение следует
обучения в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Комментарии