search
main
0

Царство мысли

Ну как не заинтересоваться физикой, если на уроке учитель спрашивает тебя: «Петя, почему два куска мела нельзя вновь соединить, а два куска замазки можно?». Даже как-то обидно не ответить на такой «элементарный» вопрос. А уж тем более интересно самому сделать открытие, объяснить явление, загадка которого мучает человечество веками. Например, что такое броккенский призрак – легенда Альпийских гор? Или куда пропадают корабли, есть ли на самом деле «Летучий голландец»?

За двадцать лет работы в школе Алексей Иванович СЕЛИВАНОВ понял, как сделать физику «вкусной». И вот результат – все эти годы его уроки с неизменным аппетитом «поглощают», то есть посещают, ученики основной общеобразовательной школы №1 ст. Исправная Карачаево-Черкесской республики.

Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что настоящая школа – это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение – очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувства, творчества, красоты, игры. Наши воспитательные мероприятия чего-нибудь стоят лишь до тех пор, пока они интересны детям. Малейшее равнодушие пагубно. Добиваться того, чтобы учащиеся были неравнодушны ко всему, что происходит в школе и в классе, – в этом залог успеха. Подлинная школа – это царство деятельной мысли. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживавший гордости от того, что трудности преодолены, – это несчастный человек.

Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать детское нежное сердце от зла. Значит, передо мной стоит задача – воспитать независимого и самостоятельного человека. Поэтому убежден, что нужно воспитывать сознательное отношение ребенка к любому поступку не по принципу «можно – нельзя», а по принципу «надо – не стоит так поступать».

Учитель пытается «строить» личность своего ученика. А вот хочет ли ученик стать тем, кого хотел бы видеть учитель? Наверное, в этом и есть главная проблема учительства: как сделать, чтобы ученик не только взял то, что ему предлагалось учителем, но и пошел дальше, сохраняя в душе благодарное чувство за встречу с педагогом, за его ум, терпение, человеческую мудрость?

Дать ученику внутреннюю свободу – это дать ему право на собственные переживания, собственные реакции, право не бояться заявить о своих чувствах открыто, не боясь быть непонятым или наказанным.

«Чтобы стать настоящим человеком, ученик должен прежде всего уважать самого себя, без этого уважения, без любви к красоте в самом себе немыслима человеческая культура, немыслима и нетерпимость ко всему, что унижает человека», – так писал В.А.Сухомлинский.

Учитель, работающий творчески, не будет ждать, пока для него кто-то специально придумает приемы и методы работы, он будет искать их сам. Учитель может действительно называться учителем лишь тогда, когда каждое его действие, каждый урок, каждое мероприятие им самим глубоко продумано, прочувствовано. Свой собственный опыт надо выковать, выстрадать в муках раздумий, трезвом самоанализе, в поисках отдельных приемов своей многогранной работы, в непрерывном обогащении своего опыта свежими идеями, интересными находками.

Когда я чувствую отдачу от моих учеников, то душа моя окрыляется, и, самое главное, начинаю думать над тем, чем бы их заинтересовать на следующих уроках, чтобы отдача была еще больше, появляется стимул для собственного роста.

Вот так несу свой крест через года.

И верю: труд учителя таков,

Что вспыхнет моя яркая звезда

Поступками моих учеников.

И я счастлив, если полезен кому-то, если дарю минуты радости и капельки счастья другим. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самому, творить и побуждать к творчеству, ведь я – учитель, я в ответе за них, за своих учеников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте