Радуется сердце каждого из нас при виде семилетки, за маминой рукой тянущегося «первый раз в первый класс»… Но вот что характерно. Идут годы, и подмечает внимательный взгляд, чем старше становится школьник, тем заметнее: что-то неладно в этом человеке…
Современная средняя школа недорабатывает… Умея более или менее хорошо наладить работу младшей и основной ступеней, на старшей ступени она подчас оказывается беспомощной. Со вступлением школьника в так называемый трудный возраст для него открывается принципиально новый этап человеческого становления. Естественно предположить, что и организация данного этапа должна отличаться точно таким же характером, но этого не происходит. Она по-прежнему сводится лишь к освоению внешних интеллектуальных форм. Старшеклассник формируется и формируется без конца. И все ждет, когда же ему предложат решение собственно содержательных задач (например, постижения истины собственного существования). Интуиция подсказывает ему, что именно такого рода задачи нужны ему сейчас как воздух. Ну сколько же можно развивать рассудок? Пора бы взяться и за разум, без овладения которым полноценной подготовки к взрослому существованию не получится: «Рассудок не достигает природы… Лишь высший разум» (Гёте). Совсем недаром, конечно, обозначение нашего биологического вида производится через определение «разумный» (Человек разумный). Здесь, кстати, содержится указание не только на важнейший титульный признак человека, но и на главную модель его бытия. (Главную по сравнению с другой, определяемой как Человек рассудочный.)Для полноценного существования человека обе этих модели в равной степени важны и необходимы. Поскольку природа его двойственна. «Я царь – я раб – я червь – я Бог» (Г.Р.Державин). «Червь» и «раб» – в мире объективном, «страдательном», «царь» и «Бог» – в мире субъективном, «действительном». Затерянный в разнородном и многовидовом мире объектов, человек ощущает себя песчинкой. Вследствие нецелостности страдает, мнит себя игрушкой в руках судьбы, переживает свое положение как неустойчивое. Короче говоря, в объективном мире ему приходится только существовать.Иное дело – мир субъективный, который он возводит вокруг себя самого как центра, ядра и который (в силу этого) обретает целостность, устойчивость и управляемость. Здесь у человека появляется уже возможность свободного бытия. Потому что через творение субъективного мира («Бог») он выходит из сферы необходимости в царство свободы («царь»).Получается, что взрослому человеку разом суждено жить не в одном, а в двух мирах одновременно – объективном и субъективном. Причем каждый из них имеет свою точку отсчета, свой полюс. (Чтобы вообразить себе это было легче, следует произвести аналогию с построением глобуса: две точки – Северный и Южный полюса, – от которых сферически «расходятся» два полушария поверхности Земли, чтобы по линии экватора «спаяться» в одно целое.)Взрослый этап жизни может быть истолкован как возведение объективного и субъективного миров человека. Если первый, объективный, мир строится с опорой на модель Человек рассудочный, то второй, субъективный, мир – на модель Человек разумный. Соединение данных миров в одно целое мыслится обычно в форме ответа на вопрос о мировоззрении человека. Решение сводится к выбору главной модели бытия. В принципе полноценное существование обусловлено выбором модели Человек разумный. Предпочтение модели Человек рассудочный может быть оправданно лишь в такие исторические моменты, которым свойствен кризис социальных отношений. Приготовление к взрослому существованию осуществляется в двух направлениях. Одно, стартуя от объективного полюса, развертывается с опорой на модель Человек рассудочный и называется социализацией. Другое, берущее начало от полюса субъективного, опирается на модель Человек разумный и называется индивидуализацией. В процессе социализации школьник развивается в типичного представителя рода человеческого. В ходе индивидуализации – познает самого себя как личность.Конечно, было бы замечательно, если оба этих направления развертывались параллельно, начиная с первого класса. Однако одновременное течение обоих процессов практически недостижимо. Причина состоит в том, что индивидуализация возможна лишь после социализации, на основе достигнутых в ней результатов. (Социализация служит своего рода пропедевтикой индивидуализации.) Потому что открывать в себе особенное школьнику намного сложнее и труднее, нежели общее. («Легче познать всех людей вообще, чем одного человека в частности». Ф.Ларошфуко.)Короче говоря, главным направлением становления школьника индивидуализация может сделаться лишь на рубеже старшего подросткового и юношеского возраста, чтобы затем сохраняться в этом качестве в течение двух-трех последних лет пребывания человека в школе. Нормальное человеческое становление в юношеском возрасте предполагает приоритет индивидуализации, а недоработка современной школы в том и заключается, что наладить этот процесс она не в состоянии. Создается впечатление, что с двойственностью природы человека педагогическая наука вообще не желает считаться. Педагогическое обеспечение процесса индивидуализации школьника фактически отсутствует. Нет ни специально разработанной для старшего звена школы педагогической теории, ни реализующего ее образовательно-методического комплекта (учебников и проч.). И (как следствие) нет планов работы учителя по организации личностного самоопределения школьников. Короче говоря, педагогический процесс в старшей школе вместо того, чтобы перейти на новое качество, остается таким же, каким был в младшей и основной, то есть выше уровня, обеспечивающего социализацию человека, не поднимающимся. Школьник на все одиннадцать лет как бы застревает на данной стадии человеческого развития.Способность к одухотворенному человеческому существованию должна закладываться в школе. Где же еще? В отдельных, очень редких случаях старшеклассник может организовать свой учебный труд так, чтобы овладеть этой способностью самостоятельно. Но подавляющему большинству школьников нужна педагогическая помощь. Ее-то он чаще всего и не получает. И до тех пор, пока получать не будет, массового явления людей, способных к одухотворенному существованию, ждать нечего. О каком же переходе к инновационному обществу тогда можно вести речь?!В современной средней школе на поток поставлен выпуск внешне интеллектуально развитого, но внутренне довольно заурядного человека. Вместо тонкой, гуманистически развитой индивидуальности мы имеем на выходе или буржуазного индивидуалиста, согнувшего руки в локтях, изготовившегося к броску за собственной «успешностью», или обывателя. Такого рода результаты, по всей видимости, и дают право утверждать, что современная средняя школа поражена формализмом, до отдельного школьника, до модели бытия Человек разумный руки у нее так и не доходят! Главная надежда любого народа – духовный потенциал конкретного юного человека – оказывается брошенным и, похоже, никому не нужным.Михаил БАБИНСКИЙ, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, кандидат педагогических наук
Комментарии