Любимая «Учительская газета» интересна не только днем нынешним, но и как своеобразная летопись образования и педагогики. Просматривая свой архив двадцатилетней давности, нашел публикацию «УГ» за октябрь 1991 г., посвященную Царскосельскому лицею: «180 лет назад…». Ныне ему исполнилось 200 лет.
Луначарский писал, что «как будто бы нарочно для Пушкина изобрел Александр I и его приближенные Царскосельский лицей с его садами, статуями, водами, с его полусентиментальной, полулиберальной педагогикой, с его пылкой товарищеской средой, его веселыми, порой бесшабашными нравами, его сверкающими литературными увлечениями, его близостью к правящим вершинам всего Российского мира и эхом либерального недовольства и прогрессивных надежд дворянства в его аудиториях и дортуарах».В этом высказывании, хотя и не вполне бесспорном в отношении оценки педагогики Царскосельского лицея, точно отмечены внешние и внутренние факторы, которые оказали влияние на идейное и нравственное возмужание Пушкина и его лицейских товарищей.Есть все основания утверждать, что для своего времени Царскосельский лицей был, как бы сказали сегодня, инновационным образовательным учреждением. Но его педагогика и в наши дни заставляет ученых, учителей искать в ней ответы на сложные проблемы современности.Обучение в Лицее разделялось на два курса: начальный и «окончательный», каждый был рассчитан на три года. В программу первого входили традиционные гимназические предметы того времени (кроме политэкономии, статистики, коммерческих наук и технологии); был также введен особый курс изящных наук и гимнастических упражнений. «Окончательный» курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного. Таким образом, Лицей представлял собой учебное заведение, соединяющее в единое целое главные элементы гимназического и университетского курсов, а в своих правах и преимуществах он приравнивался к университетам.Основная цель учебного заведения формулировалась в «Постановлении о Лицее» следующим образом: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». А девизом его преподавателей было: «Подготовь себе ученика, чтобы было у кого учиться».«Постановление» ставило перед педагогами и воспитателями задачу обеспечить своим питомцам прежде всего общее образование как фундамент всякой специальной подготовки. Поэтому начальные курсы Лицея призваны были служить достижению общего развития, и только последние годы курс становился специальным и расходился по двум направлениям. Одни лицеисты готовились к гражданской деятельности, другие – к военной.Отличительной чертой, характеризующей Лицей как новаторское учебное заведение в нравственно-воспитательном плане, были гуманистические основы взаимоотношений. Это уважение к личности другого и воспитание чувства собственного достоинства. Лицей был одним из первых учебных заведений, в котором решительно и без всяких оговорок отвергались телесные наказания.Примечательной чертой Лицея пушкинской поры было неограниченное пользование книгами и журналами без всякого бюрократического контроля, наличие особой библиотечной комнаты для чтения.Педагогический состав Лицея не был однородным. Сила влияния педагогов на лицеистов определялась, как и во всякой школе, прежде всего уровнем их общей культуры, научной образованностью, прогрессивным характером мировоззрения и мерой таланта, доброты, человечности, сочетаемых со справедливой требовательностью к своим питомцам.Способности и познания юного Пушкина, его научные интересы расширялись и углублялись под благотворным воздействием передовых лицейских педагогов. Великий поэт никогда не забывал любимых учителей:Наставникам, хранившим юность нашу,Всем честию, и мертвым и живым,К устам подъяв признательную чашу,Не помня зла, за благо воздадим.Ефим ШАИН, профессор Госпедуниверситета, Тула
Комментарии