search
main
0

Царицынский рецепт

Несомненное достоинство педагогического сообщества Москвы – работа с молодыми педагогами. Тут важно делать все, чтобы общение, повышение квалификации, профессиональный рост превращались в процесс увлекательный и интересный. Об этом заботятся в Южном округе.

Зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного посещения? Как происходит взаимодействие посетителя и музея? Что и как воспринимает посетитель, как работать с детьми и взрослыми в музее, чтобы конечные цели были достигнуты? Поиск ответов на эти вопросы становится особенно актуальным сегодня. Музей, социальная роль образовательной функции которого неуклонно растет, включается в педагогический процесс, приобщая посетителя к окружающему миру прежде всего через памятники, несущие в себе огромное общечеловеческое и личностно важное содержание.

В Южном округе, в живописном месте среди прудов и рощ, расположился Музей-заповедник «Царицыно». В XVIII веке по велению Екатерины Великой известным русским архитектором В.И.Баженовым были возведены дворцы в псевдоготическом стиле. В почти отстроенной архитектором В.И.Баженовым резиденции императрица Екатерина II приказала снести часть построек. Вскоре последовало высочайшее распоряжение – на его месте выстроить новый дворец. Создание проекта и строительство были поручены другому архитектору – М.Ф.Казакову, но и это произведение известного московского зодчего постигла печальная участь. В советское время усадьба была определена в ведение Главнауки, а оттуда – в музейный подотдел Московского отдела народного образования, который в 1927 году открыл в Царицыне художественный музей, с 1928 года тот включал в себя и краеведческий отдел. Однако в 1937 году музей был закрыт. Новая музейная жизнь у дворцово-паркового ансамбля началась в 1984 году, когда было принято решение создать в Царицыне Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В начале 1990-х музей был переименован в Государственный историко-архитектурный, художественный ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», став музеем архитектуры на открытом воздухе. В 1994 году музей открылся для посетителей. В настоящее время идет грандиозная по своим масштабам реставрация Большого дворца, благоустройство территории и парка, таким образом, Музей-заповедник «Царицыно» становится одним из крупнейших музейных комплексов столицы.

В 2004 году Правительство России приняло решение – передать музей под управление Правительства Москвы. Мэр Москвы Ю.М.Лужков не замедлил с программой дальнейших действий. Музей-заповедник превратился в крупнейший на юге Москвы историко-культурный, музейно-выставочный, природоохранный, досугово-рекреационный и туристический комплекс с общей площадью свыше 700 гектаров.

Музей-заповедник «Царицыно» имеет широкие возможности для изучения материального и духовного наследия предыдущих поколений, на котором происходит формирование художественной культуры, развитие творческих способностей и воспитание молодого поколения.

Каждый месяц музей проводит занятия в рамках культурно-образовательного проекта «Учительская гостиная» не только для молодых педагогов ЮАО, но и педагогов других округов Москвы, который решает задачи социальной адаптации молодых специалистов, знакомит их с культурным наследием страны и повышает профессиональный уровень.

«Учительская гостиная» дает возможность прочувствовать и окунуться во времена великих правителей, узнать больше о тех временах, а самое интересное – принять в этом участие. Проект призван привлечь в музей молодых педагогов и ознакомить их с разнообразной музейной деятельностью. Организация образования педагогов – тематических занятий, экскурсий, вечеров, культурно-образовательных программ, участие в музейных презентациях и вернисажах – не только способствует развитию их творческого потенциала, расширению кругозора, но и повышает квалификацию педагога.

Организаторы мероприятия – сотрудники Музея-заповедника «Царицыно» и Южное окружное управление образования – провели уже несколько занятий. Среди них: история строительства резиденции, осмотр интерьеров парадных залов дворца, посещение Кухонного корпуса, Большого дворца, Кавалерского корпуса, рассказ о придворном архитекторе Василии Ивановиче Баженове, о великой императрице Екатерине II. Здесь нам представилась возможность окунуться не только в Екатерининские времена, но и примерить на себя эту «нелегкую участь» – быть правительницей. Ведь не каждый день тебе предлагают надеть мантию, а в руки взять скипетр и державу.

Тема последней экскурсии звучала так: «Кушать подано, Ваше величество. Придворный парадный стол XVIII века». Именно с этих слов началось занятие, на котором нас ознакомили с особенностями составления меню, порядком подачи блюд парадного стола, с основами придворного застольного этикета XVIII столетия. Само слово «этикет» французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времен короля Людовика XIV. В 1717 году по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало», в ней были даны советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Нам же было предложено узнать о секретах сервировки царского стола и самим поучаствовать в этом. Нас вовлекли в интереснейшую игру, раздав исторические роли и нарядив гофмаршалом одного из нас. Как вам известно, гофмаршал – это дворецкий, придворный чин III класса в Табели о рангах, введенной в России в 1726 году. Он ведал делами по довольствию царского двоpa, организации приемов и путешествий, руководил придворными служителями, содержал стол императорской семьи. Задачей нашего гофмаршала было вовлечь всех молодых педагогов в эту игру. Таким образом, появились почетные гости, придворные архитекторы, художники-декораторы и официанты. Придворные архитекторы самостоятельно выстраивали праздничный стол, художники-декораторы занимались украшением стола, а официанты сервировали и составляли композицию меню парадного стола.

Почетным гостям была отведена особая роль. Кавалеры учились ухаживать за дамами, придерживаясь общих для всех правил. Далее почетных гостей пригласили к столу, ознакомив их с правилами застольного этикета: как правильно сидеть, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, какой тост должен быть произнесен первым и сколько их всего, какие блюда подаются и в каком порядке. В заключение такой игры организаторы Музея-заповедника «Царицыно» всем участникам раздали рецепт супа XVIII века – супа с раковыми шейками: «Отварить 50 хорошо промытых живых раков в мясном бульоне. Очистить лапки и клешни, хорошо изрубить их и смешать с таким же количеством телячьего фарша и раковым маслом. Начинить фаршем раковые панцири. В мясной бульон положить разных белых кореньев (сельдерей, петрушка, пастернак) и, немного проварив, нарезать их мелкими кусочками. Отварить фаршированные раковые черепки, распределить по тарелкам. При подаче добавить кусочки отварной осетрины или белуги. Раковое масло: скорлупу вареных раков истолочь в ступке, положить в кастрюльку со сливочным маслом и поджарить на легком огне, пока масло примет цвет раков. Затем полученную смесь процедить через холщовую салфетку в воду. Когда вода охладится выбрать масло, распустить на легком огне, чтобы выпарить остатки воды, и заморозить в той же посуде».

Елена БАЙКИНА, заместитель председателя Совета молодых педагогов Южного округа, педагог-психолог Центра образования №1428

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте