23‑24 ноября многие весьма солидные люди оказались фактически на месте Ульяны Андреевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
– Так что же, выходит, в одно и то же время вы будете участвовать в двух съездах?
– Выходит, в двух…
– И оба математические?
– Оба!
А все дело в том, что profession de foi для математиков – это в том числе оптимизация процессов. Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики проводится Московским государственным университет традиционно, а созвать Международный съезд математиков в этом году впервые решила Академия Минпросвещения России, подготовка к которому началась загодя. Например, специально для него был проведен Всероссийский конкурс мастер-классов, я имела честь быть в жюри и освещать это событие на страницах «Учительской газеты». Совершенно логично было эти две встречи синхронизировать, оптимизировать и дать возможность математикам поучаствовать сразу в двух съездах, которые, кстати, совершенно органично переплелись благодаря слаженной работе оргкомитетов.
Принять участие в этом знаковом событии мог любой желающий, относящий себя к славной когорте математиков. Для этого достаточно было пройти онлайн-регистрацию на сайте съезда и приехать в назначенное время в Фундаментальную библиотеку МГУ, где состоялось пленарное заседание. В зале собрались как школьные учителя, так и преподаватели СПО и высшей школы, методисты, ученые, авторы учебников и учебных пособий.
Работа съезда началась традиционно с приветствия и доклада ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего. Он акцентировал внимание не только на волнующих всех проблемах общего снижения уровня результатов ЕГЭ по математике и количества сдающих профиль, но и на необходимости обновить Концепцию развития математического образования. Сейчас этот основополагающий документ действует в редакции 2013 года, за эти годы многое изменилось, соответственно, нужны и изменения в концептуальных подходах к преподаванию математики. А ведь у тех, кто посвятил жизнь этой науке, как оказалось, нет своего особенного дня! По инициативе Виктора Антоновича съезд выразил готовность обратиться к Президенту России с просьбой учредить День математика, над датой думали недолго – 1 декабря, день рождения великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского!
Тему истории математики подхватил Валерий Васильевич Козлов, заведующий кафедрой дифференциальных уравнений мехмата МГУ, напомнив собравшимся о работе в России великих иностранных ученых прошлого и о славных достижениях российской науки.
Достижения невозможны без подготовки сильных кадров. Именно поэтому важно быть в курсе того, что предлагают современные вузы своим абитуриентам и какие требования к ним предъявляются. Игорь Анатольевич Соколов, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, Андрей Игоревич Шафаревич, декан мехмата МГУ, и Василий Викторович Сазонов, декан факультета космических исследований МГУ, ознакомили с перспективами своих факультетов в свете современных вызовов, с новыми специальностями и направлениями, еще раз отметив тревожную тенденцию снижения уровня подготовки поступающих.
Доклад Александра Вадимовича Булинского, профессора кафедры теории вероятностей мехмата МГУ, вызвал наибольший эмоциональный отклик у зала. Речь шла о методике преподавания, об образовательных стандартах и о засилии канцелярита в методической литературе. В остроумной форме Александр Вадимович сопоставил методы обучения в науке и искусстве и проанализировал, например, определение образовательной среды из официальных документов, сравнив его с сатирической инструкцией к столовой ложке.
Среди докладчиков пленарного заседания были и те, с кем я лично знакома уже много лет. Это, например, Михаил Ильич Случ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года», возглавляющий Ассоциацию учителей математики, который рассказал о математической подготовке в своем лицее «Вторая школа имени В.Ф.Овчинникова». Ректор Адыгейского государственного университета Дауд Казбекович Мамий, известный на всем Юге России своими делами по популяризации математического образования, открыл некоторые секреты результативной подготовки олимпиадников высокого уровня. Ну и известный в математических кругах, и не только, популяризатор науки и создатель сайта «Математические этюды» Николай Николаевич Андреев завершил работу пленарного заседания изящными математическими зарисовками.
Дальнейшая работа продолжилась в нескольких форматах. В различных секциях обсуждали вопросы содержания и методов обучения математике в школах и вузах, а также острые вопросы ЕГЭ и его влияния на математическое образование, кстати, это обсуждение перешло и в работу круглого стола по вопросам итоговой аттестации.
Живой интерес вызвала панельная дискуссия «Приоритеты развития математического образования в контексте обеспечения технологического суверенитета страны», насущным вопросом которой стала необходимость снова «победить за школьной партой» в гонке технологических достижений.
Второй день съезда проходил на двух площадках. В МГУ в смешанном формате с онлайн-подключениями работали три секции: «Цифровизация и новые технологии в преподавании математики», «Содержание и методы обучения математике в школе и вузе, подготовка учителей», «Олимпиады и конкурсы, популяризация математики и проектно-исследовательская деятельность». Всего было заслушано около 50 докладов по этим направлениям.
А вот практико-ориентированные площадки Академии Минпросвещения России были адресованы в основном практикующим учителям. Здесь в очном и онлайн-форматах шли мастер-классы и лекции Международного съезда математиков.
В секции «Академия – педагогам страны» участники съезда узнали о возможностях библиотеки цифрового образовательного контента, о медиапродуктах в помощь учителю, в первую очередь речь шла о сервисе «Опросникум» и микрокурсах, разработанных именно специалистами Академии Минпросвещения России. Для многих учителей услышанное стало открытием, они тут же взяли на вооружение все предложенные идеи!
Оставшееся время работы съезда плотно заняли мастер-классы. Часть из них шла очно, в зале, который прямо в присутствии делегатов съезда получил славное имя Леонтия Федоровича Магницкого, учителя учителей, создавшего первый русский учебник математики. Лекцию о его деятельности и наследии прочитал Виктор Семенович Корнилов, профессор МГПУ.
После такого содержательного рассказа выступать перед залом было бы нелегко, но с таким модератором, как Михаил Сергеевич Попов, ведущий эксперт академии, не было ничего невозможного, а уж его способность внушить уверенность в себе выступавшему я испытала лично на себе!
Интерактивная тетрадь ПИФТ («тетрадь Пифагора» с таблицей умножения и с заданиями к ней), флексагоны, оригинальный авторский геометрический конструктор, а еще открытые задачи, задачи на смеси и сплавы и практические занятия для будущих железнодорожников – все это прозвучало в зале Магницкого. Довелось и мне выступить с мастер-классом, надеюсь, что я нашла в аудитории единомышленников, для которых, как и для меня, главным в обучении математике является желание ее учить!
Параллельно шли онлайн-сессии мастер-классов, их оказалось около 20. Все материалы Международного съезда математиков будут доступны немного позже по QR-коду. Напомню, что перед съездом был проведен конкурс мастер-классов, победители и призеры которого получили возможность выступить на съезде.
А еще за эти два дня двойного съезда математики из всех уголков нашей большой страны получили возможность увидеть старых друзей и коллег, а также приобрести новые полезные знакомства. Каждый из нас почувствовал, что точно не одинок в своем желании вносить свой вклад, пусть небольшой, в математическое образование, и делать это каждый день. Ведь за математикой будущее, и это не просто красивый лозунг, а реальность нашей жизни, для которой математика похожа на гемоглобин в крови, по меткому сравнению Виктора Антоновича Садовничего.
Юлия КАПАЛКИНА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии