Тема “О том, как человек ранит природу”
На этом уроке ты:
обсуждаешь последствия отрицательного воздействия человека на природу;
узнаешь о науке экологии, ее проблемах и их решениях;
убеждаешься в необходимости ответственного отношения человека к окружающей среде.
Мы с тобой подошли к выводу, что в природе все компоненты связаны друг с другом. Некоторые знания об этом ты уже получил на уроках природоведения, естествознания, биологии, из книг, журналов, телевизионных передач. Поэтому попробуй выполнить следующее задание. На рисунке определи и обозначь стрелками все известные тебе связи между объектами живой и неживой природы.
После выполнения задания нетрудно прийти еще к одному важнейшему заключению: природа хорошо знает, куда все девается.
Главные понятия темы:
ответственность;
гармония природы;
экология.
Но дело, однако, в том, что ничего не исчезает, а происходит круговорот, обмен веществ и энергии. Конечно, в жизни эти взаимодействия, взаимопроникновения очень сложные, тонкие, не всегда различимые на глаз. Эту взаимосвязь доступно определить в полной мере только ученым-специалистам. Человек находится внутри этого круговорота. Очень важно, какую он при этом играет роль. Существует особая наука экология, которая помогает человеку определять эту роль.
Экология – это наука о взаимосвязи и взаимодействии растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой.
Важнейшие компоненты природы:
солнце,
вода,
атмосфера,
земля,
почва,
растения,
птицы,
животные,
насекомые,
грибы,
бактерии.
К сожалению, выводы, которые делает эта наука о состоянии природы, вызывают тревогу. И причины, конечно, в том воздействии, которое оказывает на нее человек, чье поведение в природе сильно отличается от поведения всех других живых существ. Человек своей деятельностью вмешивается в природу и оказывает на нее давление.
Каково же воздействие человека на важнейшие компоненты природы, о которых шла речь на предыдущем уроке?
Вывод неутешителен – только солнце пока не зависит от человека. Оно пока для нас светит по-прежнему ярко.
Погаснет ли Солнце? Современная наука располагает подтверждениями, что процессы излучения энергии на Солнце, которые позволяют ему гореть, подобны реакции термоядерного оружия. Через 150 млрд. лет масса солнца уменьшится только на 1%, если процесс будет продолжаться в том же темпе, что и сейчас.
Мы уже заметили, что чистой и пресной воды на Земле мало. По предположениям ученых, вода может быть и на других планетах, но только в твердом или парообразном состоянии, однако добраться до этих планет еще только предстоит будущим поколениям землян. Хозяйственная же деятельность современных людей такова, что объем чистой пресной воды на нашей планете неумолимо сокращается. Загрязнять воду и бесцельно тратить ее (например, оставляя дома капающий кран) – значит отнимать ее у других живых существ.
Это интересно
Как относились в древности люди к природе? Нарушали ли они ее? Ученые говорят, что да, но в такой степени, что природа успевала восстанавливаться. Древние люди умели беречь природу. Например, на священное животное накладывали табу (запрет) – значит ни убивать, ни наносить ему какой-либо вред, ни употреблять его в пищу было нельзя.
Заводы, фабрики, дороги, туннели, гидроэлектростанции, нефте- и газопроводы – все это проявление человеческого давления на природную среду. Признаки современной цивилизации – сжигание горючих веществ, отравляющих атмосферу, заболачивание одних районов и обезвоживание других, уменьшение территорий, занимаемых лесами, а вместе с ними и растениями, и животными. Сейчас давление человека на природу в России превышает норму в 7 раз (если все факторы собрать воедино), а в маленьких Нидерландах – в 425 раз.
Самым страшным является не загрязнение отдельных природных объектов, а нарушение равновесия, баланса. Лес, луг, болото, водоем – все это природные сообщества, обитатели которых тесно связаны между собой.
Нарушение этих связей ведет к гибели всего сообщества.
Возьмем простую цепь питания, одну из множества, существующих в природе:
энергию солнца, неорганические и органические вещества
преобразует растение
его съедает заяц
его съедает волк
его разрушают бактерии и грибы
Затем процесс повторяется снова. Эту цепочку нигде нельзя нарушить, увеличивая или уменьшая любое звено. Иначе цепь разорвется, разрушится. Растение, животное, насекомое комфортно чувствуют себя в своем природном сообществе, но, попадая в другое, могут вести себя самым невероятным образом – стать “хищником”, сильно расплодиться, уничтожая другие организмы. Такие случаи имели место и описаны биологами (попробуйте подыскать примеры).
Случаются и более опасные вещи, когда при нарушении природной среды рождаются животные-мутанты, уроды. Трудно предугадать последствия таких явлений. Ясно одно – ничего не должно быть слишком мало или слишком много, а чего – сколько, знает сама природа. Человек должен это осознать.
Тема “О происхождении человека и его месте в природе”
На этом уроке ты:
знакомишься с версиями происхождения человека;
сравниваешь человека с животным;
ставишь перед собой нравственный и философский вопрос о предназначении человека на Земле;
задумываешься над вопросом о роли человека в природе.
Достойны восхищения достижения современной человеческой мысли. Космические аппараты летали к Венере и Марсу, а сам человек побывал на Луне. Человек расщепил мельчайшую частицу – атом и извлек из него энергию. Человек стремится управлять природой Земли и не только выводит новые сорта растений и виды животных, но реализует и новый способ размножения – клонирование, которым природа в отношении живых организмов не пользуется. И все-таки самой большой загадкой остается сам человек. Люди продолжают искать ответы на три главных вопроса. Как появился человек? Чем он отличается от всех других живых существ? Зачем он живет на Земле?
Ты родился от мамы и папы. А от кого родился самый первый человек? Он родился или произошел? Каким образом выглядело это начало? И почему оно было именно таким?
По вопросу о происхождении человека на Земле современная наука имеет такие же теории, как и по вопросу о происхождении жизни. Существуют три главные версии:
1. Человек имеет сверхъестественное происхождение.
2. Человек имеет космическое происхождение.
3. Человек – продукт сложного и длительного эволюционного развития жизни на Земле.
Основные понятия темы:
биологическая, или природная, сущность человека;
духовная сущность человека.
С фрагментами древних мифов о сотворении мира ты познакомился на первых уроках. Во всяком случае имел возможность убедиться в том, что происхождение всей природы и человека – это единый процесс. Правда, боги и духи различных народов творили в разной последовательности и из разного исходного материала. Остался не совсем для нас понятным и способ творения. Но на то они и боги! Однако ты можешь разделять любую точку зрения.
С эволюционной теорией происхождения человека ты знакомишься на уроках истории и биологии. Эта теория основывается на учении Чарльза Дарвина и показывает длительный путь борьбы человека за свое выживание, существование и развитие. Древнейшее высокоразвитое человекообразное существо не имело ни острых зубов, как у тигра, ни быстрых ног, как у антилопы, ни огромной физической силы, как у мамонта. В беспощадной борьбе за жизнь наши прапрапредки вынуждены были взять на вооружение иные, более действенные и более тонкие способы защиты. Человек развивался, совершенствовался.
Менее известна по школьным учебникам, но описана в научно-популярной литературе космическая версия происхождения человека. Число ее сторонников растет. Дарвиновская теория сохраняет много белых пятен, остаются неясными целые исторические периоды, а переход с одной ступеньки развития человека на другую иногда выглядит слишком резким, а значит, необъяснимым.
Неандерталец – первобытный человек, живший на Земле около 1000000 лет назад. Первые находки его останков найдены в долине Неандерталь (Германия).
Кроманьонец – древнейший человек, который жил на Земле около 40000 лет назад. Назван по имени грота во Франции, где были сделаны первые находки его останков.
Антропология – наука о биологической природе человека.
Сенсация – необычайно сильное впечатление, произведенное каким-либо событием, известием.
Генетика – наука о законах наследственности.
Вполне возможно, что неандертальцы имели на теле волосяной покров. Кроманьонцы уже не просто шили одежду из шкур, но и украшали ее орнаментами, знали цифровой счет, солнечный и лунный календари. Как утверждают археологи и антропологи, кроманьонцы были умны и красивы.
Российский ученый В.В.Яворский предложил свое интересное объяснение таким скачкам в эволюции. Человек произошел не прямо от обезьяночеловека (общего предка человека и обезьян), а с помощью “прививок”, которые время от времени производил внеземной высший разум тем существам, которые жили на Земле. Прививки, которые делают вам врачи, преображают ваш организм, делают его устойчивее. Нечто похожее происходило и с предком человека.
Вероятнее всего, первая такая “прививка” была сделана около трех миллионов лет назад. В результате появилось существо, чьи останки найдены Л. Лики в Восточной Африке. Это существо ученые назвали “хомо хабилис” – “человек умелый”. Следующая была произведена 200-300 тыс. лет назад; в результате появился кроманьонец – современный человек.
Гипотеза космических “прививок” поразительно соотносится с сенсационным открытием генетиков американского университета Беркли. Они исследовали мельчайшую часть клетки, отвечающую за воспроизведение потомства, и пришли к выводу, что все земное человечество независимо от места проживания, расовых и других признаков происходит от одной-единственной особи женского пола, то есть от одной матери для всех людей. (Может быть, этот образ и вошел в Библию как Ева – первая женщина на Земле?) Вот как много непознанного и интересного заключено в простом вопросе – как появился первый человек!
Однако ни одна из версий не отрицает природную, биологическую сущность человека, ставящую его в один ряд с животными. Но кто из нас не обидится на фразу: “Ты – животное!” В ответ хочется сказать: “Да, но…” Кстати, а как ты продолжишь мысль: “Люди – разновидность животных, но…”?
Что касается различий животных и людей, попробуем сообща их определить. Исторически человек выделился из царства животного мира прямохождением, развитием руки и умением сделать орудия труда, что в свою очередь свидетельствовало об определенном этапе в развитии его мозга. Человек осуществлял трудовую деятельность в коллективе, что способствовало появлению речи.
Конечно, сравнение можно было бы продолжать и дальше. Но согласись, чем больше развиты вышеназванные качества у людей, тем разительнее их отличие от животных. А главное из них – это абстрактное мышление и духовное начало.
Независимо от того, какую версию происхождения человека ты признаешь, так или иначе другой наиважнейший вопрос: “Для чего человек родился и живет?”
Ответ на этот вопрос ищут все люди и каждый человек в отдельности. попробуем начать ответ на него с определения места человека в природе и его предназначения в ней. Является ли человек царем природы? Да, человек – это великое творение, самое высокоорганизованное животное. Однако должен ли он повелевать природой, покорять и преобразовывать ее?
Мы подошли уже к выводу, что вмешательство человека в природу пока было только губительным для нее, а значит, и для него. Если человечество хочет выжить, для него пришла пора изменить способ собственной жизнедеятельности ради блага природы нашей планеты.
Задания и упражнения
I. Ответь на вопросы по содержанию урока:
1. В чем заключаются главные версии происхождения человека?
2. Что объединяет и что различает эти версии?
3. Что остается необъяснимым в происхождении человека?
4. Что выделило человека из царства животного мира?
5. Каковы существенные отличия человека и животных?
6. Какова роль человека в природе?
II. Поясни мысль и докажи, что…
Человек остается большой загадкой;
Человек имеет природную (биологическую) сущность;
Человек имеет духовное начало.
III. Вспомни ситуации, когда тебя сравнивали с каким-нибудь представителем животного мира. С каким и почему?
Как современные ученые определяют основные различия между животными и людьми? Вот некоторые выводы. Объясни и прокомментируй их.
Животные
Руководствуются инстинктом;
мыслят конкретно;
издают звуки и понимают только свой язык;
каждый вид имеет свою природную среду;
нет осознания времени;
не осознают свою личность;
не знают правил нравственности;
не хоронят мертвых.
Люди
Приобретают навыки, умения, способны к творчеству;
мыслят абстрактно;
владеют речью, могут изучать разные языки;
живут почти при любых условиях окружающей среды;
понимают ход времени и истории;
способны к самопознанию;
обладают нравственными качествами личности;
испытывают уважение к умершим.
Марина СУББОТИНА,
учитель граждановедения
Нижний Новгород
Комментарии