search
main
0

Cтройте мосты, а не стены. Факультативный курс «Познай себя», раздел «Человеческая индивидуальность»

Интересные, неординарные люди населили наш город, интересные, неординарные люди окружают нас. Будьте же добрее к окружающим! Не стройте стены, стройте мосты!

Занятие №1

Тема «Мое имя – мой характер»

Эпиграф: «Судьба человека, города и даже государства предначертана его именем». (Древняя мудрость).

Оформление: различные визитки.

Учитель: Мы начинаем тему «Человеческая индивидуальность».

Мы обращаемся друг к другу по имени. Каждый при рождении получает имя, которое сопровождает его всю жизнь. Имя записано в паспорте и во всех других документах. Но что оно означает? Знаете ли вы значение вашего имени?

Андрей: Меня зовут Андрей, в переводе с греческого «муж, мужчина».

Азарий: Меня зовут Азарий, в переводе с древнееврейского «Божья помощь».

Дина: «Дин» в переводе с арабского – «вера».

Айна: Мое имя казахское, означает «зеркало».

Сергей: Мое имя произошло от римского родового имени Сергиус – «высокий, высокочтимый».

Олег: Мое имя скандинавское, означает «священный».

Андрей: Моего отца зовут Ахмет, что означает «самый хвалимый».

Юля: Мое имя в переводе с латинского означает «июльская», у меня день рождения в июле.

Учитель: Сколько имен! Все ребята разных национальностей, у всех разные характеры! Мы и роли играем разные: сыновья, дочери, внуки, ученики. Мы частицы Вселенной… Мы такие разные!

Задание. Напишите 20 раз «Я» и рядом обозначьте – кто же вы.

Учитель: Вместе подведем итоги нашего небольшого теста.

I группа – физические данные (рост, цвет волос и т.п.).

II группа – социальные роли (ученики, соседка, сестра).

III группа – черты характера (смелая, добрая и т.п.).

IV группа – планетарные категории (частица Вселенной).

Подсчитайте, в какой группе у вас больше очков.

Сравните:

I группа – рефлексия младших школьников, которые оценивают себя с точки зрения физических данных.

II группа – рефлексия подростков, занятых в этот период поисками личностного смысла.

III группа – юношеский возраст, который дает себе характеристику.

IV группа – рефлексия взрослых, дающих глобальные аспекты, значительное развитие теоретической, абстрактной мысли.

Подведение итогов

Задание. Составьте свою визитку так, чтобы она отражала вашу индивидуальность!

Вот что получилось (см. рис. на стр. 73).

Занятие № 2

Тема «Понять другого человека»

Эпиграф: «Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других – вот залог счастья и успеха в любой области деятельности». (Г. СЕЛЬЕ, канадский медик)

Учитель: На прошлом занятии мы придумали визитки, они перед вами. Выберите понравившуюся и сядьте рядом с ее обладателем. Получились две неравные группы. Вот у нас и две команды.

Задание. В конверте фотография. У первой команды это, к сожалению, преступник, у второй – разведчик. Составьте характеристику по внешним признакам.

Итог: После того как прозвучали предложения, покажите фотографии друг другу. Они одинаковые.

Учитель: Правило первое: желая понять человека, пытайтесь подойти к нему непредвзято!

Задание. Саша, выйди из класса. Ребята, опишите его внешность.

Итог: Саша узнал, что у него «голубые-голубые глаза», а на самом деле серые. В остальном описание совпало.

Учитель: Правило второе: отношение одного человека к другому во многом зависит от того, какое представление сложилось у одного о другом.

Задание. Три активных ученика на сцене. Один громко читает, второй поет, третий жестикулирует. Через 5 минут надо вспомнить, о чем читали.

Итог: Не вспомнили текст даже приблизительно.

Задание: Каждый в классе по команде произносит слово из заданной ему пословицы (у всех одна пословица). Входит ученик и должен понять, о чем ему говорят.

Учитель: Правило третье: учитесь внимательно слушать.

Задание. Спросите Таню о чем-либо личном (Таня разрешила). Посыпались вопросы: «Ты дружишь, ты пишешь дневник?»

Итог: Таня отвечала односложно, замкнулась.

Учитель: Правило четвертое: не проявляйте излишнюю назойливость и неумеренное любопытство. Чем настырнее «лезут в душу», тем больше человек закрывается.

Домашнее задание. Сегодня звучали правила в основном предупреждающие, запрещающие. Придумайте позитивное правило общения, желательно с юмором!

Занятие №3

Тема «Толерантность»

Эпиграф: «При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут». (Гай КРИСИ)

Зрительный ряд: большая схема города.

Литературный ряд: популярные книги психологии.

Музыкальный ряд: легкая классическая музыка.

Домашнее задание: подготовить модель любого городского сооружения.

Учитель: Сегодня мы поговорим о толерантности, выясним: что это? Человеческая индивидуальность – это целый мир. Его надо понять, выстроить.

Саша: Может быть, мы выстроим город?

Учитель: Город – это…

Таня: Проспекты, дома, люди…

Учитель: Не все сразу. Вот выстроим город, затем заселим его людьми. На столах у вас ножницы, бумага, клей, краски. Вот и предлагайте для города свои задумки. Помните: мы строим город Человеческая индивидуальность.

Саша: Главный проспект и назовем Человеческая индивидуальность.

Таня: Это длинное название.

Учитель: Предлагаю Толерантность. Проспект соединит индивидуальности. Толерантность – это терпимое отношение к чужим мнениям и верованиям.

Саша закрепляет на доске название «Проспект Толерантность».

Вася: Я вырезал мост и хочу назвать его Любовь. Она, как мост, соединяет индивидуальности и, думаю, крепится на терпении.

Учитель (помогает закрепить мост): Любите и принимайте других людей полностью, какие они есть.

Таня: Мост перекинут через речку. Какую?

Учитель: Реку назовем необычно – Сублимация. Это «замещающая деятельность», в которой можно реализовать свои стремления, не нашедшие прямого выхода. Извилистая река, «извилистое» решение для индивидуальности.

Катя: А я придумала вокзал Расставание. Не цепляйтесь за отжившую любовь. Не терпите унижения потому, что боитесь остаться в одиночестве.

Слава: Главное – доверие!

Учитель: Площадь Доверия!

Слава прикрепляет круг со словами «Площадь Доверия».

Елена: Мудро! Может быть, аллея Мудрости? Думать, шагать по аллее…

Учитель: Мудрость – это понимание того, что для нас хорошо и во что нам нужно верить, освобождение от всего лишнего.

Елена: Тогда лучше Дом мудрости – Дом административного управления нашего города.

Саша: Я предлагаю переулок Одиночества…

Таня: Тогда переулок будет иметь выход на улицу Дружбы, а с другой стороны – на улицу Любви.

Учитель: Мы выстроили город. Но кто же его жители?

Слава: Мы и будем жить.

Учитель: А жителей мы будем заселять на следующем уроке.

Домашнее задание: подберите материал об интересных, неординарных людях.

Занятие №4

Тема «Белые вороны»

Учитель: На прошлом уроке мы выстроили город, сегодня мы его заселим.

Таня: Мы будем в нем жить.

Андрей: Я всю семью поселю в городе.

Учитель: Хорошо, ты будешь чувствовать себя комфортнее.

Сергей: Город необычный, и необычных людей надо поселить. Я бы пригласил жить в городе людей, которые резко отличаются, выделяются из общей массы.

Учитель: Интересных людей на планете много, они оставляют след, удивляли и удивляют.

Сергей: Их называют «белые вороны».

Учитель: Расскажи, кого ты имеешь в виду?

Сергей: Мы все немного «белые вороны». Я хотел рассказать о нашем земляке. Александр Максимович Матора создал в своей квартире музей камня. Он увлечен огранкой удивительных шедевров природы. Это не драгоценные украшения, это живые срезы опалов, агатов, аметистов, друзы хрусталей. И у каждого камня своя история, характер, образ. В его маленький музей едут увлеченные люди со всей страны. Сейчас его выставка развернута в картинной галерее Магнитогорска.

Елена: А я нашла материал об очень интересной художнице – Наде Рушевой. Ей едва исполнилось 17, когда ее не стало. Осталось десять тысяч рисунков. Ее рисунки (взгляните) выходят далеко за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира.

Наташа: Я тоже нашла интересного человека. Она также наша землячка. Работает бухгалтером, невысокая, незаметная женщина, у нее трое детей. Но, отправив сына в армию, она начала писать ему письма стихами:

Здравствуй, сына!

Я опять пишу.

Тороплюсь с тобою

пообщаться.

Вот уже двенадцать дней

подряд,

От тебя нам писем

не дождаться!

Пусть сейчас ты далеко от нас,

Но душой всегда ты вместе

с нами.

Знаем, что и мы всегда

с тобой,

Не стесняйся в том признаться

маме.

Время полвторого – уже сплю,

А вернее, сидя засыпаю. Пусть

Хоть мысленно, Сереженька,

С радостью я крепко обнимаю!

Учитель: Интересные, неординарные люди населили наш город, интересные, неординарные люди окружают нас. Будьте же добрее к окружающим! Не стройте стены, стройте мосты!

Надежда ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель биологии Фершампенуазской СШ Нагайбакского района Челябинской области, участница конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте