А в средней школе нас научили читать, писать тоже, но ГОВОРИТЬ?! Попросить поесть мы можем, а душу-то выразить как? Не зря В.Ф. Шаталов писал, что ученик в среднем говорит в классе (официально, конечно) 2 минуты в день, 7 часов в год, 70 – за десятилетку. Отличница Маша, вероятно, – больше, но середняк – совсем молчит!
Мне уже приходилось неоднократно слышать о социальной педагогике как о новом разделе науки, но, только познакомившись с работами Н.С.Говорова и его школы, я убедился, насколько это серьезное и полезное орудие по подготовке нового человеческого урожая.
Очень хорошо, что о работах говоровского центра стала писать центральная пресса, но было бы еще лучше, если бы какое-нибудь издательство нашло возможным подробнее показать читателю, в чем суть говоровских методов и какими путями эти методы можно было бы освоить. Совершенно ясно, что по газетным статьям умения и навыки приобрести почти невозможно. Потренироваться, а для начала хотя бы посмотреть хороший учебный видеофильм было бы очень полезно.
В статье есть сильный эпизод, в котором учащиеся учителя оценены как самая интересная и талантливая аудитория. Часто полагают, что трудно найти аудиторию, менее пригодную к обучению, чем преподавательская. Сказываются и достаточно отработанное самомнение, и привычка высказывать неоспоримые мысли, диктовать, а не воспринимать. По-видимому, говоровские приемы действительно доступны и эффективны, если так воспринимаются.
Рэм Федорович ЖУКОВ,
научный руководитель Центра прогрессивных
технологий обучения СПбГИЭА, д.т.н., профессор,
академик Академии акмеологических наук
B вашей газете N 9 от 7.03 с.г. прочла материал Нины Пижуриной “Как высший дар нам речь дана”. Два года назад я, как и автор этой статьи, оказалась на занятиях в Центре “Адаптация и развитие человека”. Я посещала не только лекции Н.С.Говорова, но и занятия с детьми, которые проводили сотрудники центра. Мне понравились принципы, положенные в основу методики социально-педагогического тренинга, а результаты применения кажущейся такой простой методики впечатляли. И я, 25 лет читавшая студентам лекции по геологии, “переквалифицировалась”. Сейчас занимаюсь с учениками I-III, VI и VIII классов. Учителя, с чьими классами я работаю, в один голос говорят, что дети быстро развиваются, свободно держатся у доски. Неумение выразить свою мысль осталось у них позади. Подмечают положительные изменения у своих детей и родители. Но достижение нового уровня учащимися ставит новые проблемы как перед педагогами, так и перед самими детьми. “Обучая, обучаюсь” – вот девиз, который бы хотелось поставить эпиграфом к разрабатываемому Н.С.Говоровым направлению социальной педагогики. Потому что, исходя из его концепции, человек должен учиться всю жизнь, а не терять эту способность где-то в начале жизни. Доказательством справедливости этого утверждения служат группы социально-педагогического тренинга в ДК им.Газа и ДК им.Горького, которые посещают не только дети, не только молодые люди, но и люди среднего и пожилого возраста. Кстати, о таких группах и упомянуто в “УГ” N 9.
В заключение хочется поблагодарить редакцию за публикацию столь интересного материала.
Наталья ПАШКЕВИЧ,
профессор
Hедавно я прочитал в “Учительской газете” N 9 от 7 марта 1995 г. статью “Как высший дар нам речь дана”. Считаю, что это очень нужная статья. Мой 11-летний сын второй год ходит на занятия социально-психологического тренинга в центр Н.С.Говорова “Адаптация и развитие человека”. И результаты очень хорошие. Сын и учиться стал лучше, и дисциплинированнее стал, и добрее, и ребята к нему тянутся, и учебную нагрузку он, в отличие от других, переносит спокойно. Очень жаль, что эти методы не используются в школе, где дети травмируются самим процессом обучения, не учитывающим основные закономерности психического развития человека. Поэтому мне, да и другим родителям, которые водят сюда своих детей, хотелось бы, чтобы разговор о подобном методе продолжался на страницах вашей газеты.
Владислав ВАНЮКОВ
Санкт-Петербург
Прочла в вашей газете от 7 марта (N 9) статью “Как высший дар нам речь дана”. И решила написать о себе. Я пошла к Н.С.Говорову для того, чтобы получить консультацию как у психолога лет десять назад. Он сказал, что дает консультации, но сначала нужно прослушать курс лекций по “Общей психологии”. Я попала на третью лекцию курса из десяти. Я была поражена тем, что мне открылось. Многие вопросы дома разрешились благодаря тому, что я слушала лекции.
Потом начала заниматься практическим тренингом и продолжаю до сих пор. И лекции Н.С.Говорова слушаю постоянно. Все циклы, которые мне более интересны и на которые могу выкроить время.
Это все помогает мне жить. Еще во время войны или, вернее, после войны у меня произошло сильное ухудшение памяти, и я всю оставшуюся жизнь мучилась. Трудно было учиться: книгу прочел – автора не помнишь, посмотрел фильм – содержание забылось… Молодому человеку это стыдно.
Теперь, занимаясь у Н.С.Говорова, поняла, что, если бы я занималась по этим методикам в свое время (с 1946 г.), моя жизнь сложилась бы иначе. Конечно, прошлого не вернешь, но и теперь я очень много получила, занимаясь у Н.С.Говорова. Жить стало легче. Проще найти выход из различных критических ситуаций. Улучшилась память, увеличился словарный запас, изменилось многое – всего не перескажешь.
Хочется отметить, что в говоровский тренинг можно включиться с любого уровня развития психики. Каждый человек, включаясь в тренинг, сам выбирает посильную нагрузку. Человек начинает подниматься “над своим уровнем”. Это чувствует он сам и окружающие.
Думаю, что методики Н.С.Говорова годятся для любого возраста. С их помощью можно оживить, сделать увлекательным, интересным процесс обучения в школе.
Дора Марковна ЛЮБОВНАЯ,
пенсионерка
Ломоносов
Комментарии