У конкурса “Сто друзей” за несколько лет его существования появились постоянные, верные участники. Один из них – лицей N1 г. Усолье-Сибирское Иркутской области. Каждый год директор лицея Юрий Рябов представляет на конкурс работы своих учителей фактически по всем предметам. Английский язык – не исключение. В этом году к “Ста друзьям” присоединились еще несколько коллективных участников – норильская многопрофильная гимназия N4 и липецкая гимназия N12. Норильская гимназия “командировала” на конкурс работы пятерых своих “иностранцев”. Так держать!
Несколько общих слов о работах учителей иностранного языка, присланных на конкурс. Как всегда, лидирует английский язык (в этом году среди участников ни одного “немца” или “француза”). Как всегда, самая популярная номинация – “Сценарии уроков” и “Организация внеклассной работы по предмету”. Только две работы из пятнадцати претендуют на участие в “Технологиях и методиках преподавания”.
Что необычно в этом году – очень высокая планка, поднятая преподавателями средних учебных заведений, где язык изучается углубленно. В их сценариях уроков, других разработках предполагается свободное общение на языке, используются современные методики преподавания английского языка, включая коммуникативную, аутентичные тексты, современные иноязычные учебники, аудио- и видеоматериалы, предлагается организовать общение с носителями языка. В таких условиях очень непросто назвать лучших конкурсантов. Однако при наличии четко названных критериев – возможно. Основных критериев было два – оригинальность материала и глубина подачи той или иной темы.
Мы, эксперты “Ста друзей”, ждем от вас, уважаемые конкурсанты, открытий, озарений, необычной подачи материала или обобщения своего опыта. Но не всегда наши мечты сбываются.
Один из авторов так представил свой сценарий: “Нестандартный урок в форме пресс-конференции”. Но разве такую форму можно сегодня назвать нестандартной? Вряд ли. Другой пример. На занятии во втором классе детям предлагается таблица с шестью грамматическими схемами, изученными на предыдущих уроках. Это элемент методики, которую использует учитель. Не скучна ли семи-восьмилетним малышам такая подача материала? На том же уроке есть гораздо более продуктивное для данного возраста упражнение “Рисуем мультфильм”: дети должны озвучить нарисованных животных, которые о чем-то “разговаривают” друг с другом.
Несколько слов об уроках, присланных на конкурс.
Зоя ОКЛАДНИКОВА, зам. директора по воспитательной работе СШ N5 г. Алдан Республики Саха, предлагает сценарий урока в седьмом классе по учебнику З. Биболетовой и Н. Добрыниной. Тема “We discuss our plans for the vacation”. Ребята практикуются в монологах и диалогах. Выполняют тест. Сочиняют рекламу туристического агентства. Главное: дети овладевают коммуникативными умениями – важнейшими для изучающих иностранный язык. Единственное, чего не хватает этому уроку – импровизации, “изюминки”, какого-то выхода “за рамки”.
Замечательный сценарий интегрированного урока предложили учителя 1-го лицея г. Усолье-Сибирское Иркутской области “англичанка” Татьяна ЕРШОВА и “географ” Федор АНИКЕЕВ-БОРН. Это заключительный урок по теме “Азия – величайший регион мира”. Рассматриваются четыре азиатских государства – Сингапур, Малайзия, Гонконг, Филиппины. Теоретическая подоплека урока: развитие способов умственных действий (СУД), использование концепции развития системного мышления и компьютерных технологий. Структура урока хорошо продумана: сначала учитель географии знакомит ребят с Юго-Восточным регионом при помощи компьютерной программы. Затем дети систематизируют только что полученные знания, но уже на английском. “Англичанка” замечает: “Вы теперь для меня эксперты по географии”. Теперь можно переходить к ролевой игре и решить, куда поехать отдыхать летом.
Туризм – самая популярная тема для урока! Вот и Наталья ПОЛЕЖАЕВА, учитель иностранного языка гимназии N4 г. Норильска, представила на конкурс план-конспект открытого урока “On the Move. Travelling Around”. Урок – скатерть-самобранка. Здесь есть и повторение грамматики (формы выражения будущего времени), и пополнение лексики, и развитие навыков диалога в игре. Два “агента” предлагают туры по Европе, а еще два – по “Золотому кольцу” России. Удачно сочетается групповая и индивидуальная работа.
Сценарии внеклассных мероприятий порадовали в этом году не меньше, чем конспекты уроков, – это глубокие, содержательные и вместе с тем занимательные материалы, которые делают язык интересным предметом для любого двоечника.
Совместно с учениками 9-го “Л” класса 4-й норильской гимназии подготовила “Литературную гостиную о шотландском поэте Роберте Бернсе” учитель английского языка Марина ЗЕНГЕР. Ребята рассказывают о Шотландии, о Бернсе, его жизни, творчестве, истории создания отдельных стихотворений и читают его стихи. Польза от занятия несомненна. Она удваивается в конце мероприятия, когда ученикам дается задание – ответить на вопросы теста.
Необычный сценарий театрализованного представления по книге Д.Р. Толкиена “Властелин колец” сочинила преподаватель английского языка 1-го лицея г. Усолье-Сибирское Иркутской области Елена ДАВЫДОВА. Елена Николаевна изложила в стихах главу “Совет у Элронда” из первой книги популярной трилогии знаменитого английского писателя. Это внеклассное мероприятие “убивает” сразу несколько “зайцев”: у детей развиваются навыки говорения, повышается интерес к стране изучаемого языка и английской литературе. Наконец, стихи просто веселее учить, чем прозу!
Веселый, оригинальный, хорошо организованный утренник для детей младшего школьного возраста “Hi, English!” предлагает О.Ю.ШИКИР (к сожалению, учительница не указала никаких данных о себе). В легкой театрализованной форме второклассники повторяют материал, изученный за год. Обобщить грамматические правила и лексику детям помогают Мэри Поппинс, пираты и буквы английского алфавита.
Лучшими работами по английскому языку признаны три материала.
В номинации “Организация внеклассной работы” это “Краеведческая программа по английскому языку для пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (подростковый курс)”, созданная учителем английского языка СШ поселка Высокогорск Кавалеровского района Приморского края Еленой ПРИХОДЬКО. Программа рассчитана на младших (4-5-е классы) и старших (6-9-е классы) школьников. Идея не нова – дать ребятам возможность вне учебного процесса, абстрактных учебных заданий и оценок попрактиковаться в английском языке. Однако кто возьмется осуществить проект в поселковой школе, в глубинке?
В номинации “Технологии и методики преподавания” лучшим стал материал учителя иностранного языка гимназии N4 г. Норильска Екатерины ФОМИНОЙ “Методическое пособие по грамматике к УМК “Grapevine-III, OUP”. Разработка может быть использована как дополнение к основному учебнику, так и в качестве самостоятельного пособия для изучения грамматики. Автор обобщила свой опыт работы, собрала самые продуктивные идеи авторов известных оксфордских и кембриджских учебников, использовала лучший аудио- и видеоматериал, справочники и словари. Результат – не заново изложенные правила английской грамматики, а система упражнений. Ноу-хау Екатерины Николаевны – особая структура выполнения условно-речевых упражнений четырех типов. Первый тип упражнений – подстановочные, на запоминание образца, второй – трансформационные, овладение формальной стороной высказывания, третий – репродуктивные, тренировка и отработка грамматических навыков, четвертый – комбинированный, усвоение уже известных грамматических единиц и новых грамматических структур. Алгоритм построен по принципу “от простого к сложному”.
Лариса КУДРЯВЦЕВА, учитель английского языка гимназии N12 г. Липецка, победила в номинации “Сценарии уроков”. Она представила на конкурс конспекты и дидактический материал четырех занятий в 10-м классе – “What causes crime?”, “Media and communications”, “Health care in the USA”, “Young people of Britain”. Технология работы липецкой учительницы хороша тем, что старшеклассники не только погружаются в языковую среду благодаря использованию аутентичных материалов, но и обучаются говорению на языке. Весь урок идет активное обсуждение заявленной темы.
Поздравляем победителей. Лучшие работы будут опубликованы на страницах “Учительской газеты” и журнала “Учитель года”.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии