Зарождение и становление 13-го Государственного научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации (ГосНИИ МО РФ) выпало на грозный и трудный год Великой Отечественной войны. Сложная обстановка и недостаточное количество самолетов на фронтах требовали неотлагательных мер по восстановлению летательных аппаратов, получивших боевые повреждения на земле и в воздухе. Добавим к этому незаконченное предвоенное перевооружение авиации на новые типы самолетов и проблемы квалификации специалистов полевых ремонтных частей.
Военно-воздушным силам была необходима организация, способная повысить научно-технический уровень ремонта авиатехники. Поэтому постановлением совнаркома N 14213/РС от 3 июля 1942 г. создается Научно-экспериментальная база по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (НЭБ ВВС КА).
Сотворение НЭБа началось практически с нуля. Четыре штурмовика Ил-2, один мотор АМ-35 и один М-11 – вот такой небогатый арсенал поначалу достался создателям базы. Производственные помещения требовали ремонта. Но, несмотря на это, в декабре 42-го началось выполнение нескольких научно-тематических работ. Уже через два года НЭБ получает статус центральной – ЦНЭБ. Значительно увеличиваются штаты научных отделов.
За годы войны специалисты базы отремонтировали 116 самолетов и 484 двигателя, выполнили 280 тематических работ, издали 147 бюллетеней и указаний по технологиям ремонта. Было проведено 13 крупных сборов руководящих работников и специалистов ремонтных предприятий, сотрудники базы совершили около 200 выездов на заводы. Изготовлено 24 наименования технологической оснастки. Цифры говорят сами за себя. И все это выполнено на высоком профессиональном уровне, за что многие специалисты базы были удостоены государственных наград.
Располагавшийся на станции Павшино Калининской железной дороги, в августе 1945 г. ЦНЭБ получает новое место прописки -Калининград Московской области, а через два года переезжает в подмосковные Люберцы. К концу 50-х ЦНЭБ становится крупнейшей научно-исследовательской организацией, тесно связанной со строевыми частями и научно-исследовательскими институтами ВВС и промышленности, высшими учебными заведениями.
Тогда же на базе ЦНЭБ ВВС создается Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (НИИ ЭРАТ ВВС), который через пять лет приобретает статус Государственного научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиационной техники (ГосНИИ ЭРАТ ВВС).
С годами рос авторитет института, заработанный высоким качеством и уникальностью проводимых в нем исследований, их практическими результатами. Огромная заслуга в этом замечательного ученого, лауреата Государственной премии, основоположника методики расследования причин авиакатастроф, в течение пятнадцати лет руководившего институтом, генерал- лейтенанта А.М. Тихомирова.
В 1978 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большую научно-исследовательскую работу в деле развития и освоения техники и вооружения институт награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Сотрудники института принимали участие в оказании интернациональной помощи во Вьетнаме, Египте, Афганистане. Многие из сотрудников награждены боевыми орденами и медалями.
За 60 лет существования специалисты института провели около тысячи научно-исследовательских работ, ежегодно разрабатывается около 30 рационализаторских предложений, получено 575 авторских свидетельств. Государственными премиями СССР отмечено две, а медалями ВДНХ 116 научных разработок. Сегодня в коллективе 13-го ГосНИИ работают четыре профессора, одиннадцать докторов наук, более ста пятидесяти кандидатов наук. Показательно, что в институте функционирует свой докторский совет. Плечом к плечу здесь трудятся ученые разных поколений. Генералы в отставке и доктора наук
В.Н. Писарев, Г.Н. Харитонов, А.Н. Володко, и капитаны, майоры – не только кандидаты технических наук, но и (чем черт не шутит) кандидаты в полковники и генералы… Все это говорит о том, что историю института будет продолжать новое поколение военных ученых. Их трудом будут вписаны новые страницы в славную биографию Государственного научно-исследовательского института Минобороны Российской Федерации.
Комментарии