Кто-то из родителей мечтает, чтобы его ребенок вырос знаменитым, многие желают детям богатства. Папа Эдика Петросяна мечтал, чтобы его сын стал математиком. Сам он был механиком, преподавал автомобильное вождение, любил все, что связано с техникой, и уважал цифры. В свободное время сидел с Эдиком над занимательными задачками из учебников Перельмана (дедушки нашего современника Григория), устраивал интеллектуальные состязания для детей. Дома висела стенная газета папиного производства математического содержания, две-три недели давалось Эдику и его брату, чтобы решить задачи, найти ответы на вопросы; примерно через месяц появлялась новая газета. «Мечта моего папы постепенно переросла в мою мечту», – говорит сегодня Эдик Аветисович, преподаватель математики гимназии Новоуральска Свердловской области, участник Всероссийского конкурса «Учитель года-2012».
Под знаком математикиДетство прошло «под знаком математики». Физико-математическая школа на родине, в Тбилиси. Кружок во Дворце пионеров. Из журнала «Квант», который семья начала получать по подписке, когда Эдик учился в шестом классе, мальчик узнал про Всесоюзную заочную математическую школу при Московском государственном университете (сейчас она имеет статус всероссийской и многопредметной), поступил и окончил ее. Высшее образование получил в Днепропетровском государственном университете.Но математика – только одна сторона нынешней профессии. Как же сложился его роман с педагогикой? Эдик Аветисович улыбается: «Когда меня спрашивали на последнем курсе, куда пойду после вуза, дежурной фразой была такая: «Куда угодно, только не в школу». Зарекался несколько раз – и вот уже около тридцати лет работаю в педагогике! Было время, когда я думал начать работать в научно-исследовательском институте, но чисто научная деятельность казалась однообразной. Думал: начинать нужно с чего-то более конкретного». Классическое образование предполагало изучение педагогических дисциплин и включало практику в школе. Попробовал себя в качестве вожатого в пионерском лагере, в школе №16 Днепропетровска преподавал математику. Там встретил замечательного учителя, человека с сильным характером. Инвалид без обеих ног, он, стоя на костылях, проводил урок за уроком. Помимо волевых качеств на практиканта произвело впечатление то, как этот человек умел самую сложную тему, например пределы, которую и многие студенты-математики понимают не до конца, растолковать ученикам средней школы, да так, что они запоминали полученные знания на всю жизнь.Искал себя, думал, как выстроить судьбу, – и все-таки решил стартовать в образовании. «Мне повезло, я попал в очень слабую школу», – вспоминает Эдик Аветисович. И естественно, вызывает этим вопрос: «Почему – повезло?» Отвечает: «Считаю, начинать надо там, где можно себя проявить и проверить, то есть в условиях повышенной сложности».Тбилиси – многонациональный город, его районы сильно различались социально-экономической ситуацией. Петросян оказался в учебном заведении, где занимались дети из относительно бедных, часто неблагополучных семей. «Я чувствовал, что эти дети обделены вниманием родителей, их финансовое положение не очень крепкое». Контингент был достаточно трудный. Еще одна проблема: не все в Грузии даже в советское время владели русским языком, и в седьмом-восьмом классах многие еле-еле читали и писали по-русски. Вот тут и пригодилась математика: ее язык универсален. Через несколько лет молодого талантливого педагога пригласили в специализированную физико-математическую школу. Но свой класс он не бросил, довел до выпуска. «Первый твой класс – как первая любовь. У меня сохранилось особое отношение к первому выпуску. Это ребята 1972 года рождения, сейчас взрослые люди, мы до сих пор общаемся. Для меня же этот опыт стал важной жизненной школой: если с непростыми учениками сумел найти общий язык, добиться хороших результатов, значит, я на верном пути. Понял, что мне нравится и получается быть учителем».В начале 90-х в жизнь многих людей вмешалась политика. Экономическое положение Грузии резко ухудшилось, отсутствовали свет, тепло, учительской зарплаты не хватало на самое необходимое. У Эдика Аветисовича появилась семья, ответственность за которую заставила его перебраться в соседний Ставропольский край. Некоторое время жили в Ессентуках. Однажды на отдых приехали друзья с Урала и предложили: давайте к нам. Нужны учителя, тем более учителя-мужчины. Так определилась его судьба. В августе 1996 года семья переехала в Свердловскую область, младшей дочери шел 19-й день. С тех пор, вот уже 18 лет, Петросян работает в гимназии города Новоуральска.«Правильное решение то, что оптимально для вас»Жизнь в «закрытом городе» имеет как ряд преимуществ, так и некоторые недостатки. Плюсы раньше были очевиднее. Молодая семья сразу получила служебное жилье, пособие на рождение ребенка. В городе функционировали бесплатные молочная кухня, телефон, внутригородской транспорт. Расстояния невелики, атмосфера тихая, спокойная. Сегодня в Новоуральске тоже чувствуется хозяйская рука, идет активное строительство дорог и зданий. Но градообразующее предприятие «Уральский электромеханический комбинат», которое давало мощный импульс всем сторонам жизни города, резко сократило число сотрудников. Многие, особенно молодые, ищут работу в Екатеринбурге, и по утрам на трассе, ведущей в областной центр, порой выстраиваются транспортные «очереди». Итак, плюс – покой, минус – застой. Условия одни на всех, а результат каждый получает собственный. Как всегда оставаться в плюсе?Например, заниматься любимым делом в коллективе, где тебе комфортно.В гимназии сложился дружный коллектив. О директоре, Людмиле Олеговне Пухаревой, сотрудники говорят: «Хороший администратор и теплый человек – такое важное и редкое сочетание!» Она пользуется любовью у учеников и уважением у сотрудников. Учебное заведение одним из первых в городе перешло на автономную форму хозяйствования, что благоприятно сказалось на финансовом положении педагогов, и теперь делится опытом с другими школами. Стимулирующий фонд выполняет свою функцию не только по названию: каждый учитель знает, что чем лучше он подготовит учеников на олимпиады, чем смелее и охотнее сам будет участвовать в различных конкурсах, проводить внешкольные мероприятия, тем больше он заработает. Особые слова благодарности наш герой хотел бы сказать и заведующей учебной частью Антонине Викторовне Залецкой, учителю-тьютору, которая сопровождала его с самого первого этапа конкурса «Учитель года».Гимназия на общем образовательном фоне выделяется еще и тем, что в ней трудится немало педагогов-мужчин: два учителя по физкультуре, учитель истории, учитель ОБЖ и труда, изо. И учитель математики.- Эдик Аветисович, есть мнение, что чем больше мужчин придет в школы, тем выше станет уровень образования. Неужели гендерный момент играет столь значимую роль?- Мое мнение по этому вопросу сложилось давно и окончательно. Я убежден: учителем должен быть мужчина, а воспитателем – женщина. Хотелось бы, чтобы меня правильно поняли и не обижались. Мужчина и женщина отличаются по устройству своего мышления. Мужчина смотрит вглубь, женщина – вширь. Мужчина резок по природе, ищет короткие пути, умеет добиваться решения поставленной задачи. Он, может быть, в чем-то примитивный и однобокий, но целеустремленный. Женщина наделена природой более разнообразно и щедро, но именно это иногда отвлекает ее от главного. Зато в воспитании широта интересов, тонкость чувств помогают ей лучше понять другого человека. Именно к педагогу-женщине ребенок придет поделиться важным. Знания должен нести мужчина, а духовная составляющая школьной жизни должна лежать на женщине. Особенно это важно сейчас, когда всеобщая компьютеризация приводит к тому, что люди «варятся в своем соку», уменьшилась зона личного общения.- Поговорим о вашем предмете. Математику многие считают самой сложной школьной дисциплиной…- У меня другой взгляд: я считаю математику одним из самых легких предметов. Не удивляйтесь, пожалуйста. В ней все можно построить на алгоритмах: первое – сделай это, второе – сделай следующее, третье действие такое-то… Понятно, это относится к стандартным задачам, обязательным для школьной программы. Есть в математике и нестандартные задачи, их решение требует смекалки, поиска нетрадиционных путей. Я уверен: если математику правильно преподавать, то освоить школьную программу на твердую четверку может любой нормальный здоровый ребенок, она посильна для каждого.- «Если правильно преподавать…» Что вы имеете в виду?- Это значит – убрать все лишнее.- Как скульптор: убрать все лишнее и «достать» из камня скульптуру?- Пусть будет так. Кто учит хорошо (это касается не только моего предмета), тот учит не всему, а главному, убирая лишнее. Чем славились наши педагоги раньше? Тем, что учили так, что ребенок запоминал – стихотворение, правило – на всю жизнь. А сейчас обилие информации, огромный материал, который просто невозможно досконально изучить за то время, что на него отводится. Да и не нужно. Потому педагоги и стараются выделить основное и отрабатывать его. Отрабатывают, жертвуют деталями ради главного.На меня большое влияние оказал мой школьный учитель математики Андрей Константинович Гамазов. Его уроки восхищают до сих пор. Он умел сложное подать просто. Когда я уже сам начал преподавать, меня однажды спросили, по какой системе я работаю. Я ответил: «По системе Гамазова». У меня сохранились конспекты его уроков – это «святые тетради», как математик я вырос на этих школьных конспектах.- Зависит ли подход к обучению от уровня заинтересованности и подготовленности ученика?- У школьного учителя две равноважные задачи. Первая: научить математике любого школьника. Вторая: развить способности одаренного ученика. Это, можно сказать, разные виды деятельности. Не каждый педагог способен выполнить обе задачи одинаково успешно.- Я слышала, что задание С6 в билетах ЕГЭ мало кто из учителей средней школы способен решить.- В этом задании есть подпункты. Первые можно решить на интуиции. Я всегда ребят предупреждаю: не бойтесь С6, пробуйте, особенно если любите нестандартные пути. Могу привести массу примеров, когда обычные ребята, не олимпиадники, получали по несколько баллов благодаря смелости и смекалке. Но вот последний подпункт действительно требует глубоких теоретических знаний и определенной натренированности, которая достигается многолетним участием в олимпиадах.В отношении учителей. Действительно, далеко не каждый школьный педагог способен одолеть задачи уровня С6. И я не все могу решить. Но это и не страшно. Когда мы возим ребят на олимпиады, видим, как порой сами разработчики сложных заданий рассказывают решение по бумажке. На самом высоком уровне даются задачи, с которыми не с ходу справятся и профессиональные математики. Меня расстраивает другое. В олимпиадном движении происходят перемены. В этом году наших ребят лишили возможности участвовать в олимпиадах, дающих право заработать 100-балльный сертификат. Дело в том, что ведущий вуз нашей области, а именно УрФУ, непонятно по каким причинам был исключен из перечня олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении.Эдик Аветисович на многое имеет собственное мнение и не боится его высказывать. Он признается, что раньше был более жестким, но теперь понимает, что ценности и приоритеты у разных людей могут различаться. Это как в математике: одна задача может иметь варианты решения. Ученики порой спрашивают, какое лучшее. «То, которое нашли вы». Путь у каждого свой, и это нормально.Например, участие в конкурсах. Бывают хорошие педагоги, но «неконкурсные», не любящие соревноваться, что же, имеют право. Конкурсы – особый вид деятельности, для которой требуются определенные черты характера и темперамента – смелость, стремление к победе. Петросян по натуре человек целеустремленный. Он считает, что в жизни вообще очень многое зависит от того, как человек ставит цель и какие действия выполняет для ее достижения. Любую жизненную цель можно представить как математическую задачу. Во-первых, она имеет решение. Во-вторых, скорее всего несколько решений. В-третьих, важно выбрать такое решение, которое представляется оптимальным именно вам.Но главным для учителя, считает Эдик Аветисович, была и остается человечность. Педагог должен любить детей. В этом году у Петросяна впервые за долгое время появились «малыши»: обычно он работал со старшими школьниками, готовя их к сдаче экзаменов, сейчас к ним присоединились и пятиклассники. Когда он входит в класс, он готов обнять каждого из них, поддержать, выразить свою любовь. И еще он обязательно объясняет детям: «Не думайте, что я вас учу только математике. Главное, чему я хочу вас научить, – это умению любить, уважать, ценить себя и других людей».
Марина РОМАНОВА, Свердловская область
Комментарии