search
main
0

Чья власть?

Мобилизованный в политику учитель – это хорошо или плохо?

Об этом рассуждают депутаты-учителя Карелии

Выбор

В наших школах нет российского флага

Bалентина Николаевна Пивненко, председатель Законодательного собрания Республики Карелия, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ (кстати, единственная женщина в российском сенате), по профессии учитель, экономист-социолог.

Помню, показывали по телевидению эпизод: депутат Валентина Пивненко приехала в сельскую школу для разговора с объявившими голодовку учителями и встречена была ими, мягко говоря, неласково. Она единственная из карельских политиков решилась тогда на прямой диалог.

– В школе встречали со слезами, ругали, бывало, и обзывали. Помню, приехала в Шуйскую среднюю школу, а учителя-женщины, которых всех я знаю, лежат в классах на раскладушках, матрасах и прямо на полу. И при этом они вели уроки! Тяжесть у учителей была двойная – унижение, что таким вот образом приходится осуществлять акцию протеста против собственного государства, и физические мучения. Но самое удивительное, что и в таком состоянии этих женщин не покидало чувство юмора: они даже анекдоты рассказывали!

– Политические?

– Нет, самые житейские… Учительская голодовка – это самое страшное. Ужасно, что все это происходило на глазах у детей. Мне удалось выбить для них деньги.

– Удается ли на законодательном уровне решать проблемы образования?

– Убеждена, что у нас должно быть как можно меньше попыток изменить систему образования – она себя хорошо зарекомендовала. Попытки вносить то одну, то другую концепцию реформирования образования, как это имеет место в Карелии, наносят только вред, создают неустойчивость. Мне кажется, вопрос в другом: школа должна иметь достойную материальную базу. Дети должны владеть компьютером, работать в Интернете, иметь возможность для самообразования. И мы, законодатели, и все ветви власти должны сделать все, чтобы школа стала приоритетом в финансировании. Имею в виду не только зарплату, размер которой не просто должен соответствовать прожиточному минимуму, но быть выше. Школу нужно так обеспечить, чтобы учителя не искали мел, краску, не задумывались, будет ли тепло и светло в классе, будет ли все необходимое для урока. Финансирование нужд образования должно быть достаточным даже в сегодняшней ситуации.

В нашей республике проблемы эти частично решены. Впервые за последние годы удалось учителей отправить в отпуск, своевременно выплатив им отпускные. Повышена зарплата – не с 1 апреля, правда, а с 1 июня.

– Критики правительства уверяют, что можно было бы сделать больше, поскольку Карелия от кризиса 17 августа как экспортно-ориентированная республика только выиграла…

– Дело в том, что наша республика имела огромные долги перед банками. Деньги брали под гарантии правительства Карелии органы местного самоуправления, чтобы в 97-98-м годах хотя бы частично выплатить зарплату тем же учителям. Долги надо отдавать, но все же не исключаю, что правительство Карелии за последний год могло бы и больше сделать, особенно в социальной сфере. Я считаю, что социальной политики у нас по существу нет, есть попытки латания дыр.

– Вопрос о долгах по детским пособиям очень волнует учителей. Вам удалось подготовить и провести через Думу закон по детским пособиям.

– То, что это тянулось столько времени на уровне Федерации, – явление страшное. Первый серьезный разговор был в ноябре 98-го года, когда женщины-депутаты Федерального Собрания встречались с Примаковым и Матвиенко. Была создана рабочая группа. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что детские пособия должны выплачиваться людям с ограниченными финансовыми возможностями. Нашли критерий: однократный прожиточный минимум на одного члена семьи – как временная мера на 99-й год. При условии, что субъекты Российской Федерации, которые имеют дополнительные финансовые возможности, могут этот ограничитель и не применять.

– Я так и не поняла, почему этот законопроект так трудно проходил в Думе.

– А я поняла. По вопросам депутатов в Думе, когда я вносила закон в первом чтении, у меня создалось впечатление, что они не очень понимали, о чем идет речь. Закон все же приняли, при этом Минфин заявил, что государство возьмет на себя половину долгов, чтобы помочь территориям. Прошло полгода, но эти обязательства не выполнены ни перед одним регионом. Карелия сейчас выделила на эти цели 50 миллионов рублей – люди хоть что-то стали получать.

– Популярный в Карелии человек – Алексей Захарович Андрейко, многолетний директор Коткозерской школы-комплекса, теперь также депутат, однажды сказал: первое, что мы должны видеть в школе, – российский флаг. Может, мне не повезло, но я ни разу в наших школах не видела этого официального символа государственной власти. Зато в кабинете директора одной сельской школы с изумлением обнаружила на почетном месте портрет Маннергейма.

– Дикость! Я вхожу в комиссию по противодействию политическому экстремизму при Президенте России. На одном из заседаний серьезно рассматривался вопрос о террористических организациях. Приводились примеры, когда они создаются при школах, причем по инициативе учителей. Дети вовлекаются силой давления, угроз, шантажа. У нас в Карелии тоже есть такие случаи. Этим занимаются сейчас соответствующие службы. Это прямая угроза государству. Детям нужно прививать уважение к тому, что они живут в России, к символам государственности – флагу, гимну. Почему-то мы привыкли все хаять, а в других странах уважение к своему государству воспитывается с детства.

Наталья МЕШКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте