search
main
0

Чья власть?

Семь поверженных мужчин

– это удалось сделать на выборах учительнице из Карелии

Учителя должны идти во власть, убежденно говорит Галина ПОГУДАЛОВА, вновь избранная недавно депутатом Законодательного собрания Республики Карелия. Большинство жителей Прионежского района в третий раз отдали предпочтение учителю. “Семерых мужчин удалось обыграть в ходе трех избирательных кампаний”, – смеется Погудалова.

До того как стать законодателем, Галина Николаевна 12 лет была директором сельской школы. При ней Ладвинская школа заинтересовалась педагогическим опытом Караковского: подружились учителя, ученики, ездили друг к другу в гости. Выпускники Ладвинской школы стали получать золотые и серебряные медали, а ведь их не раздавали так щедро, как сейчас. Ребята поступали на самые престижные факультеты.

Все это достойно уважения, но, наверное, не объясняет верности жителей района своему депутату. Тем более что хорошее быстро забывается, а плохого с лихвой хватает. Ни в одном районе Карелии не было за последний год столько голодовок, сколько в Прионежском, – 12. Так протестовали против многомесячных задержек зарплаты работники детских садов, школ, жилищно-коммунального хозяйства…

… Не могу забыть рассказ одной сельской учительницы:

– Удалось занять немного денег, и я сразу побежала в магазин за хлебом. Пришла домой, и дети запрыгали от радости: “Ура! Мама хлеба принесла!” А я им: “Тише! Тише!” Ведь могли услышать соседи, а у них и на хлеб денег давно не было…

Чем же удалось Галине Погудаловой заслужить доверие оказавшихся у последней черты людей? Она непримиримый борец со всяческими льготами и привилегиями для власть предержащих. Год назад буквально вся Карелия бурлила от негодования, когда депутаты приняли Закон о госслужбе. Не сам закон взорвал общество, а его 19-я статья, устанавливающая непомерные зарплаты госслужащим, к которым депутаты отнесли и себя.

– Не может быть такой разницы – в несколько раз! – между зарплатой депутата и того же учителя, – говорит Погудалова. – Считаю себя порядочным человеком, потому голосовала против. Моя совесть чиста.

Когда по осени депутатам начали платить по-новому – 5 с лишним миллионов, Погудалова решила передавать деньги нуждающимся. Помогла Ладвинскому турклубу, на Новый год купила и сама развезла подарки по детским домам района, пожертвовала на восстановление сгоревшей церкви, помогала ветеранам, больным… Она не любит распространяться на эту тему, считая это нескромным. Сказала лишь, что более двух тысяч страждущих обратились к ней за 4 года.

Большой резонанс имела предпринятая по инициативе Погудаловой проверка финансовой деятельности Института повышения квалификации работников образования. Контрольно-бюджетный комитет ЗС и прокуратура выявили там значительные финансовые нарушения.

– Говорят, вы добиваетесь закрытия института?

– Нет. Когда я вижу, как миллиарды бюджетных денег уходят не по назначению, не могу оставаться спокойной. Не получают законно заработанных денег учителя, а в это время строится роскошная сауна. Что же касается непосредственной деятельности института, то я считаю, что учитель – не крепостной крестьянин: он не может быть привязан к одному институту, должен иметь право выбора. Почему мы не используем опыт других стран, где деньги на повышение квалификации закладываются в бюджет, а не закрепляются за каким-то одним ведомством? Учитель сам может решить, где ему учиться. Сегодня много сильных кафедр в вузах, курсов в городах России. Этой проблемой нужно серьезно заниматься.

В Законодательном собрании РК Галина Погудалова была заместителем председателя Комитета по социальной политике, отвечала за дошкольное, школьное и профессиональное образование. Удалось принять немало законов, которые по своей социальной значимости гораздо радикальнее федеральных.

Через Госдуму не получилось провести законопроект о льготном ежедневном проезде к месту учебы тех студентов, которые живут неподалеку от города. А в Карелии добились этого. Теперь студенты оплачивают всего 25 процентов стоимости проезда. И благодаря этому могут жить дома, а не в общежитии.

Сотни писем приходили в Законодательное собрание – от родителей, учителей, школьников – с требованием что-то делать: дети голодают. Тревожила медицинская статистика: в республике по этой же причине резко возросла заболеваемость детей туберкулезом.

Вместе с правительством Карелии решили проблему, и детей стали дополнительно кормить в школе за счет средств республиканского бюджета.

– Я много за последний месяц ездила по району, и все люди в один голос просят сохранить питание детей в школе, – говорит Галина Николаевна. – Конечно, большое дело сделали: теперь каждый ребенок может хоть раз в день нормально поесть. В рационе так необходимые мясо, молочные продукты, овощи. Когда в Петрозаводске проходило выездное заседание Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Госдумы РФ, его председатель Алевтина Апарина предложила распространить опыт Карелии по России.

– Но вас ведь нередко и критикуют за это начинание?

– Критикует тот, кто вообще не занимался этой проблемой и не представляет, насколько это сложно. Например, долго на места идут деньги – надо упрощать систему взаиморасчетов. Чтобы заработал механизм, пришлось очень много потрудиться правительству, министерствам сельского хозяйства и образования, районным отделам образования, Карелпотребкооперации, торговым отделам местных администраций. А депутаты все время держат под контролем расходование денег. Ну а критик не может отрицать такой факт: если год назад в школах питались около 30 процентов детей, то сегодня почти 100.

Погудалова считает, что надо ставить новую задачу – и дошкольникам частично оплачивать питание из республиканского бюджета. Если родителям меньше придется платить за детский сад, больше детей туда придет. Сохранятся кадры, сеть дошкольных учреждений, а малыши пойдут в школу более подготовленными.

Если вернуться к школьному питанию, то надо напомнить, что деньги на него должны выделяться и из федерального бюджета по закону, принятому 1 августа 1996 года и подписанному президентом. В конце прошлого года на запрос Погудаловой в Правительство РФ пришел ответ из Минфина, из которого следует, что экономическая ситуация не позволяет выполнить этот федеральный закон, поэтому Правительством РФ внесено предложение о его приостановлении.

Правда, в ответе есть оговорка: “Вместе с тем следует иметь в виду, что субъекты РФ при наличии источника финансирования могут применять увеличение в соответствии с законом норм компенсации расходов на питание”. И это дало Погудаловой основание разработать проект закона о реализации российского закона о компенсационных выплатах на питание. Принять его предстоит уже депутатам нового созыва.

Немало полезных законов удалось буквально “пробить”. 14 стипендий одаренным студентам будет выделяться ежегодно, и это только начало. Закон о ветеранах труда Республики Карелия поможет получить звание “Ветеран труда” и, следовательно, все положенные льготы тем работникам образования, кто имеет солидный стаж,звания. Галина Погудалова считает, что необходимо снизить нагрузку работникам детских дошкольных учреждений с 36 до 32 часов в неделю.

– Мы поняли, что в этом вопросе помощи в Москве ждать не приходится, – комментирует Галина Николаевна. – И в Госдуме, и в Министерстве труда и занятости против, хотя норма была утверждена еще в 1930 году Калининым. И понятно, почему против: в Москве, Санкт-Петербурге воспитатель выполняет функции координатора – кроме него, есть еще социальный работник, психолог, дефектолог. А у нас, в карельских деревнях и селах, воспитатель один во всех ипостасях.

Депутаты Карелии в своей деятельности по защите образования решили объединиться с соседями и создали постоянный комитет Северо-Западной парламентской ассоциации по науке и высшей школе.

Сегодня у педагогов нет иной возможности защитить интересы образования, если не идти во власть.

– Я объясняла учителям, что не могу разобраться в районном бюджете – просто по закону не имею на это права: органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления. У нас должна быть взаимосвязь депутатских корпусов – от районного звена до республиканского, с выходом на российский уровень. Только так мы сможем продвигать важные законопроекты, контролировать исполнительную власть.

И призыв учителями был услышан. Среди депутатов Законодательного собрания больше стало педагогов-практиков, а в Прионежском районе депутатами местного уровня стали сразу несколько учителей.

Множество наказов предстоит им выполнить. Один из них – строительство школы в поселке Ладва-Ветка. За последние 4 года в Прионежском районе – единственном в Карелии – построили школу и детсад.

Вот и ответ на вопрос, зачем учителям идти во власть.

Наталья МЕШКОВА

Петрозаводск

На фото: дважды избирали тамбовцы Тамару Васильевну Плетневу депутатом Госдумы России. По профессии она учитель, была директором вспомогательной школы-интерната. А в 1992 году стала победителем областного конкурса “Учитель года”. Тамара Васильевна – член Комитета по образованию и науке.

Статфакт

На сегодняшний день в Государственной Думе Российской Федерации заседают 443 депутата. Из них 44 – женщины.

Из 3600 депутатов, заседающих в законодательных собраниях субъектов Федерации, 337 женщин. Ни одна из них не является главой парламента.

Среди руководителей субъектов Федерации только одна женщина – губернатор Корякского АО Валентина Броневич.

В 26 субъектах Федерации женщины занимают должности заместителей губернаторов, глав правительств, краевых и областных администраций.

В новом кабинете министров российского правительства две женщины: министр труда и социального развития Оксана Дмитриева и министр культуры Наталья Дементьева.

Сила женской логики

Любовь Васильевна ОЛЕЙНИК – заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы РФ.

– Чтобы женщина захотела идти во власть, нужно изменить отношение к ней общества. Нужно, чтобы общество поняло: женщина во власти – это благо для страны. Могу привести небезызвестный пример: в Швеции лучшая система социальной поддержки населения. В шведском парламенте, рейгдаге, около 46 процентов депутатов – женщины, в местных органах самоуправления и того больше – 48 процентов.

– А если бы у нас в местных органах самоуправления было столько женщин, неужели что-то бы изменилось?

– Почти уверена – изменилось бы, даже в нынешней кризисной ситуации. Женщины более взвешенно принимают решения, не идут стенка на стенку, умеют проще и безболезненнее находить компромиссы.

– Но судя хотя бы по телепередачам о работе Думы, женщины редко поднимаются на трибуну. Мужчины затирают?

– Женщины-депутаты очень плодотворно работают в комитетах, кропотливо, я бы сказала, въедливо. Мужчины больше любят красоваться, мелькать на экранах, они более политизированы. Вы когда-нибудь слышали, чтобы женщина-депутат бряцала компроматом или собирала их чемоданами?.. Даже сами депутаты-мужчины говорят, что женщины очень благотворно влияют на их воинственность… Женщины не митинговые политики. И не в обиду будет сказано мужчинам – более работоспособные.

– А кто вы по профессии?

– По первой профессии – фельдшер, лечила ребятишек в сельской больнице. По второй профессии – экономист. Девочки-коллеги сказали мне: иди, мол, во власть, у тебя получится, мы тебя поддержим. Я подумала и решила: а что, я хуже справлюсь, чем мужчины? Мужчина, он ведь как, больше работой занят, а про жизнь, про житейские проблемы мало что знает. А я, как женщина, знаю и проблемы быта, и семьи, и с деньгами лучше управлюсь – без фантазий и транжирства. Может показаться – наивные аргументы, но ведь жизнь каждой семьи складывается не из проблем геополитики, а из каждодневных забот, которые кто-то должен ей помочь решать. Этот кто-то и есть человек, которого выбрал сам народ, – депутат.

– Вы уже два созыва депутат Государственной Думы России. И все время работаете в думском Комитете по вопросам местного самоуправления. Как меняется ситуация прихода женщин во власть на местах?

– Мы получаем раз в три месяца информацию о выборах в местные органы власти. Надо сказать с сожалением, роста численности женщин-депутатов в провинции почти нет. А ведь у нас в стране больше половины населения – это женщины.

– Значит, вы призываете небезызвестную “кухарку” прийти в местную власть?

– Именно так. Кто лучше, чем женщина, знает, что и как надо сделать, чтобы, скажем, в поселке чистота была, чтобы водопровод чинили не зимой, а летом, что для школы надо сделать, чтобы детишкам и мамам удобно и спокойно было, как сделать так, чтобы в пекарне хлеб вкуснее пекли. Так что “кухарка” в местном самоуправлении – академик.

– А мужчина?

– Я не хочу делить депутатов на мужчин и женщин. Я о другом – женщин во власти должно быть больше. Государственной Думой одобрена концепция о равных правах мужчины и женщины. Когда работали над ее созданием, то было даже предложение о квоте мест для женщин в органах местного самоуправления и государственной власти. Но как это сделать? Не насильственно же выдвигать кандидатов. От этой идеи отказались. Женщинам надо выдвигать своих представительниц через женские общественные организации. Сейчас много активных женских организаций, вот они-то и должны выдвигать кандидаток и поддерживать их во время предвыборных кампаний. Это более рациональный и эффективный путь женщины во власть.

– Это, естественно, относится и к женщинам-учителям?

– Конечно. Ведь у учителя высокий уровень образованности. Поэтому им легче пройти по ступеням власти. И хорошо, что ваша газета поднимает на своих страницах эту проблему.

– И все же учителя мало пока идут во власть.

– Да пусть не боятся! Есть знание, есть навык общения, есть умение объяснять и убеждать. Все остальное придет с опытом.

Игорь АФАНАСЬЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте