search
main
0

Чья власть?

В середине ноября в Москве состоялось расширенное заседание президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. На нем присутствовали руководители территориальных организаций профсоюза всей страны.

Результатом этого заседания стало принятие специального постановления. Мы публикуем его полностью.

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

Центральный комитет

Президиум

Постановление

13 ноября 1998 г., г. Москва, # 19

“О действиях профсоюза с учетом мер, предпринимаемых Правительством РФ и руководителями субъектов РФ по нормализации ситуации в образовании”

Обсудив положение, складывающееся в отрасли с обеспечением текущей выплаты заработной платы и погашением долгов по заработной плате, в том числе за период отпуска, работникам учреждений образования, стипендий студентам с учетом информации, содержащейся в выступлениях заместителя Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко, министра общего и профессионального образования РФ В.М.Филиппова, председателей территориальных организаций профсоюза на совещании, состоявшемся 11-13.11.98 г., президиум ЦК профсоюза отмечает.

Несмотря на продолжающиеся массовые акции протеста, забастовки, голодовки работников образования, положение с оплатой труда в образовательных учреждениях остается крайне сложным.

Общая задолженность по заработной плате составляет около 15,4 млрд. рублей, из них непосредственно работникам (ст. 110100) – 6,1 млрд. рублей в 82 субъектах РФ, в том числе задолженность по заработной плате за 1997 год сохраняется в 13 субъектах РФ.

Долги по начислениям на зарплату (статья 110200) составили на 11.11.98 г. 9,3 млрд. рублей, или 60% от общей суммы задолженности по заработной плате. В ряде регионов долг по начислениям на заработную плату составляет уже около 80% от общей суммы задолженности по заработной плате в образовательных учреждениях, в том числе в республиках Адыгея – 85,5%, Карелия – 86,0%, Северная Осетия – 91,4%, Татарстан – 78,7%, Мурманской обл. – 92,4%, Иркутской обл. – 78,2%, Сахалинской обл. – 77,3%, Камчатской обл. – 75,8%, Эвенкийском автономном округе – 79,8%, Алтайском крае – 79,6%.

Долг по заработной плате работникам вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, составляет около 40 млн. руб., долг по стипендиям – около 70 млн. руб.

Правительство РФ, в подтверждение своих намерений способствовать поэтапной стабилизации положения в образовании, предприняло ряд мер по учреждениям, финансируемым из федерального бюджета:

– своевременно профинансированы расходы на выплату стипендий студентам за сентябрь, октябрь и ноябрь 1998 г., направлены средства на выплату заработной платы работникам за сентябрь и октябрь т.г., Минобразованием РФ расписаны реестры и уже направляются средства на заработную плату за ноябрь т.г.;

– производится погашение допущенной во II и III кварталах т.г. задолженности по заработной плате работникам и стипендий студентам; Правительством РФ высказано намерение погасить задолженность по заработной плате и стипендиям до конца 1998 года;

– отменено постановление Правительства РФ от 22.08.98 г. # 1101 “О мероприятиях по переводу в органы Федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности” в отношении организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, финансируемых из федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 23.10.98 г. # 1239);

– в стадии завершения находится работа по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 17.06.98 г. # 600 “Об утверждении Программы экономии государственных расходов” в части, касающейся учреждений образования;

– продолжается работа по реструктуризации задолженности образовательных учреждений федерального подчинения по оплате коммунальных услуг;

– рассматриваются вопросы об индексации ставок и окладов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и выплате компенсации потерь в доходах работникам в связи с ростом потребительских цен в августе-сентябре т.г.;

– уточняется перечень регионов, не способных самостоятельно из своих бюджетов обеспечить выплату текущей заработной платы и погашение долгов работникам образования, других отраслей бюджетной сферы; вырабатываются порядок и механизмы оказания дополнительной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета;

– принимаются меры, обеспечивающие гласное направление средств федерального бюджета для оказания финансовой помощи субъектам РФ.

По предложению профсоюза, в целях обеспечения контроля за прохождением оказываемой из федерального бюджета финансовой помощи регионам и соответствующего оперативного информационного обеспечения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и общественности на местах, образована рабочая группа из ответственных работников аппарата Правительства РФ, Минфина России, Минтруда России, Минобразования России, Минздрава России и ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также создана с участием профсоюза рабочая группа по контролю за своевременной выплатой заработной платы работникам учреждений, подведомственных субъектам РФ и муниципалитетам во главе с министром общего и профессионального образования РФ В.М.Филипповым.

Однако все эти меры пока не решают в субъектах РФ проблему обеспечения своевременной текущей выплаты заработной платы и погашения долгов по заработной плате работникам образования.

В 32 субъектах РФ задолженность по заработной плате работникам образования (без начислений) составляет от двух до трех, а в 12 субъектах РФ – до четырех месячных фондов оплаты труда.

В сентябре т.г. доходы абсолютного большинства работников бюджетной сферы оказались ниже прожиточного уровня. Во многих субъектах РФ не выплачивается денежная компенсация за книгоиздательскую продукцию, ликвидируются предусмотренные действующим законодательством льготы для работников образования в сельской местности по коммунальным услугам. По-прежнему не решены вопросы выплаты текущей заработной платы и отсутствует ясность по срокам возврата долгов в большинстве регионов.

Люди доведены до отчаяния. Идут остановки занятий в школах – учителя больше не в состоянии терпеть нищенское существование, добросовестно исполняя свои обязанности и не получая оплаты за свой труд. Только в нескольких субъектах РФ составлены согласованные графики погашения задолженности по заработной плате работникам образования.

Многие губернаторы в субъектах РФ в сложившейся ситуации считают, что во всем виноват федеральный центр, не направляющий вовремя плановые трансферты, другие виды финансовой поддержки.

По сведениям, полученным из Минфина РФ, большинство субъектов РФ в сентябре-октябре т.г. получили из федерального бюджета помощь в виде плановых трансфертов, бюджетных ссуд, средств, направленных на оказание дополнительной поддержки депрессивных регионов. Это, с учетом собственных доходов регионов, могло бы позволить обеспечить выплату текущей заработной платы и не накапливать задолженность по ней. Однако за последние два месяца задолженность по заработной плате работникам образовательных учреждений в субъектах РФ возросла на 27%, задолженность перед государственными внебюджетными фондами – на 9%.

Отсутствие гласности, своевременной информации о размерах финансовых средств, направляемых в регионы из федерального бюджета, а также “прозрачности” расходования средств на местах создают предпосылки нецелевого использования средств, принятия субъективных решений о направлениях использования средств главами администраций в субъектах РФ, без участия органов законодательной власти. Этому способствуют и действующие федеральные законы “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” и “О федеральном бюджете на 1998 год”, не позволяющие Правительству РФ определять целевой характер средств, направляемых из федерального бюджета в регионы, и контролировать фактическое их использование. Эти законодательные акты дают возможность главам администраций субъектов РФ перекладывать практически всю полноту ответственности за школу на органы местного самоуправления, фактически ведут к развалу единого образовательного пространства в России.

Имеется большое количество фактов, когда средства местных бюджетов, из которых должны финансироваться школы, используются в виде кредитов, ссуд для финансовой поддержки коммерческих структур и работников аппаратов администраций, на создание внебюджетных фондов. Далеко не все средства, полученные от использования имущества субъектов РФ и муниципальных образований, поступают в соответствующие бюджеты. И все это происходит в условиях, когда работникам образования по нескольку месяцев не выплачивается заработная плата.

Правительство РФ уже в течение двух лет не выступает с законодательной инициативой по внесению изменений в вышеназванные законы, затягивает доработку и внесение в Федеральное Собрание РФ проекта Федерального закона “О государственных минимальных социальных стандартах”, принятие которого могло бы создать правовую основу для нормативного финансирования образовательных учреждений, позволило бы придать более объективный характер порядку определения необходимых средств на нужды образования в бюджетах всех уровней и выделению целевых средств из федерального бюджета для выравнивания возможностей обеспечения конституционных и законодательных гарантий предоставления образовательных услуг гражданам в субъектах РФ и их муниципальных образованиях.

Знают об этом и депутаты Государственной Думы РФ, но не торопятся выступить с законодательной инициативой.

Президиум ЦК профсоюза отмечает, что в стране изменилась расстановка политических сил, резко возросла борьба за власть в ожидании предстоящих выборов. Ответственность за социально-экономическое положение в стране возложена на Правительство РФ.

После 17 августа т.г. страна вступила в жесточайший финансово-экономический кризис, продолжается развал банковской системы. По заявлению вице-премьера Правительства РФ В.И.Матвиенко по состоянию на конец октября т.г. задолженность по выплате пенсий составила 30,5 млрд. рублей, по заработной плате бюджетникам – 20 млрд. рублей, по выплате детских пособий – 23 млрд. рублей. При этом налоговые доходы в IV квартале т.г., как ожидается, составят максимально 60-70 млрд. рублей, а потратить необходимо около 130 млрд. рублей, включая текущую выплату заработной платы и погашение долгов работникам учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, стипендий студентам. Аналогичное положение складывается и в регионах.

Все это усложняет борьбу за восстановление законных прав работников отрасли, тем более что социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся после проведения Всероссийской акции 7 октября т.г., показала, что решить проблемы работников образования в отрыве от всей бюджетной сферы в настоящее время практически невозможно.

Президиум ЦК профсоюза считает, что в условиях системного кризиса для стабилизации положения в образовательных учреждениях России необходимо безотлагательно реализовать комплекс чрезвычайных мер, связанных как с решением неотложных проблем финансирования образования, соблюдения трудовых прав работников отрасли, так и с внесением принципиальных изменений в действующие бюджетную, финансовую, административную, уголовную и другие области действующего законодательства.

Учитывая катастрофическое, на уровне социального бедствия, положение с оплатой труда работников образования в большинстве регионов России, президиум ЦК профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Призвать работников образования провести в декабре 1998 г. коллективные акции с требованиями:

1.1. в адрес органов местного самоуправления:

– обеспечить своевременные и полные текущие выплаты заработной платы работникам образования, начиная с ноября т.г.;

– определить конкретные сроки погашения задолженности по заработной плате, в том числе за период отпуска, по выплатам денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию работникам образования, по согласованию с профсоюзом;

– принять меры для обеспечения гласности при использовании средств местных бюджетов;

– при формировании местных бюджетов на 1999 год предусмотреть увеличение расходов на образование, в том числе для погашения задолженности по заработной плате, социальным выплатам и повышения ставок и окладов работников образования с января 1999 года не менее чем в два раза;

1.2. в адрес органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ:

– принять согласованные решения: по консолидации в бюджет субъекта РФ всех внебюджетных фондов, созданных с участием бюджетных средств, а также средств, полученных от использования имущества, принадлежащего субъекту РФ; по запрещению использования бюджетных средств на предоставление кредитов, ссуд коммерческим организациям, другим юридическим лицам при наличии задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы в субъекте РФ;

– обратиться к Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ с предложением о внесении изменений в федеральные законы “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”, имея в виду закрепление права на централизацию в бюджете субъекта РФ средств, необходимых для оплаты труда, обеспечения социальных льгот и выплат работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из местных бюджетов, сохранив за органами местного самоуправления обязанности по финансированию текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательных учреждений, а также предусмотреть для органов власти субъекта РФ право контроля за направлением расходования целевых бюджетных средств органами местного самоуправления;

– обеспечить гласное использование всех средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета;

– при формировании бюджетов субъектов РФ на 1999 год предусмотреть увеличение расходов на образование, в том числе для погашения задолженности по заработной плате, социальным выплатам и повышения ставок и окладов работников образования с января 1999 года не менее чем в два раза;

1.3. в адрес Правительства РФ – разработать и выступить с законодательной инициативой, в адрес Федерального Собрания РФ – рассмотреть и принять:

– Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год”, предусматривающий: а) увеличение объема финансирования образования, включая выделение дополнительных средств на повышение ставок и окладов работников образования с 1 января 1999 года не менее чем в два раза; б) контроль за использованием средств, направляемых в субъекты РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также целевой характер части этих средств, направляемых для обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере образования на всей территории России;

– поправки к федеральным законам “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”, предусматривающие централизацию в бюджетах субъектов РФ средств, направляемых на оплату труда, обеспечение социальных льгот и выплат работникам учреждений образования, финансируемых из местных бюджетов;

– федеральные законы “О государственных минимальных социальных стандартах” и “О федеральных нормативах финансирования образовательных учреждений”;

– поправки к действующему законодательству, предусматривающие усиление ответственности руководителей субъектов РФ и органов местного самоуправления за выполнение Конституции РФ, федеральных законов, постановлений Правительства РФ, а также по вопросам, касающимся исполнения бюджетов;

– поправки к Бюджетному кодексу РФ, имея в виду: а) обязательность включения в соответствующие бюджеты средств от использования имущества субъектов РФ и муниципальных образований; б) запрет возможности создания внебюджетных фондов с привлечением средств бюджета и средств, полученных от использования имущества субъектов РФ и муниципальных образований; в) консолидацию в бюджеты субъектов РФ всех ранее созданных внебюджетных фондов с привлечением средств бюджета и средств, полученных от использования имущества субъектов РФ и муниципальных образований; г) отмену зачисления в доходы соответствующих бюджетов средств образовательных учреждений, получаемых от использования государственного и муниципального имущества и оказания платных услуг, а также отмену изъятия средств, не использованных образовательным учреждением в текущем году (квартале, месяце), и зачисления их в доходы соответствующих бюджетов; д) положения о гласном выделении средств (в любой форме) субъектам РФ из федерального бюджета.

2. Призвать все территориальные, первичные организации профсоюза оказать солидарную поддержку (включая организацию массовых акций солидарности, финансовую помощь) коллективам образовательных учреждений, проводящим забастовки в защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

3. Обратиться к региональным отделениям Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ с предложением организовать всестороннюю солидарную поддержку коллективов образовательных учреждений, проводящих забастовки и другие акции в защиту своих законных трудовых прав.

4. Обратиться в соответствующие комитеты Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, к руководителям обеих палат Федерального Собрания РФ с письмами, разъясняющими предложения профсоюза по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

5. Руководителям территориальных организаций профсоюза проинформировать руководителей органов государственной власти субъектов РФ о сути данного постановления президиума ЦК профсоюза и с участием членов ЦК профсоюза провести разъяснительную работу в коллективах образовательных учреждений.

Обратиться к руководителям территориальных объединений профсоюзов с предложением оказать поддержку в реализации во властных структурах субъекта РФ основных положений данного постановления.

6. Предложить Министерству общего и профессионального образования РФ, руководителям органов управления образованием в субъектах РФ выработать рекомендации в адрес подведомственных образовательных учреждений по обеспечению гласного распределения средств внебюджетных фондов, созданных в учреждениях.

7. В случае невыплаты в установленные сроки, начиная с ноября 1998 года, работникам образовательных учреждений текущей заработной платы и непогашения задолженности по зарплате в соответствии с утвержденными графиками призвать коллективы образовательных учреждений к участию во Всероссийской акции работников образования в январе 1999 года.

8. Контроль за реализацией данного постановления возложить на председателя профсоюза Яковлева В.М., заместителей председателя профсоюза Меркулову Г.И., Павлихина В.С.

Председатель профсоюза

В.ЯКОВЛЕВ

Наш комментарий

Сегодня уже всем ясно: центр и власти на местах обвиняют друг друга в нелюбви к народу. Москва периодически все же отправляет в регионы трансферты, предназначенные только для образования, но… Они теряются. Где?

И ни один ведь губернатор пока еще не отчитался перед народом, на что именно использован очередной трансферт. Мало того, появились губернаторы, “искренне” поддерживающие забастовки учителей, от всей души “сочувствующие” им. Правильно, дескать, бастуете, правильно требуете от Москвы.

Но позвольте! Кто из них опубликовал в местной газете, куда и сколько потрачено денег? На какие, скажем, средства отремонтирован очередной участок дороги? А может, учительские деньги на этом-то участке и закопаны? Или другой пример: строятся и ремонтируются в городах здания прокуратур, милиции, военкоматов. Сами по себе новые здания и другие хорошие дела – это замечательно, никто не спорит. Но почему за счет учителей? А личные особняки? Ведь все также продолжают расти – и никакой кризис им не помеха. Чьи они? Рядовых учителей, что ли, месяцами не получающих зарплату?!

Так, может быть, хватит? Хватит воровать на наших глазах! А нам хватит позволять им это делать!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте