Лазейка для Сталина
Зачем директор решил открыть в школе бюст вождя?
В последние месяцы уходящего года политики, удовлетворяя свои амбиции, вылили на страну огромный ушат помоев: от компромата друг на друга и антисемитских бредней до требования вернуть на место памятник Дзержинскому и вновь разрушить Храм Христа Спасителя. Сытые депутаты с экранов телевизоров стращали нас предстоящим голодом и холодом, немощью президента. И никто из них не предложил подумать об учителе, заступиться за его пустой кошелек. Помочь голодающему педагогу, лежащему на полу собственной школы.
В этой череде фактов реваншистского куража политической элиты события в Челябинске остались почти не замеченными центральными средствами массовой информации. Событие в отдельно взятой школе – да кого это нынче волнует? А событие это, как нам показалось, – знаковое: во 2-й челябинской школе-гимназии решили открыть бюст Сталина.
“А нам все равно…”
Директор школы Сергей Вениаминович Алабжин назначил мне встречу в школе “ровно в восемь утра”. Накануне в Челябинске неожиданно грянул мороз в 38 градусов, но на другой день утром мороз упал, а люди, спешившие в школу, еще “не отморозились”. Прятали лицо в поднятые воротники.
Прежде чем войти в школу, еще во дворе, я решил задать один вопрос мамам, папам, бабушкам, спешащим со своими детьми и внуками в школу. Я думал тогда: если двадцать мной опрошенных скажут: “Да, это мы решили поставить в школе бюст Сталина”, тогда будет один разговор с директором, а если скажут: “Нет, не мы”, тогда будет совсем другой разговор. Но, к моему искреннему удивлению, 18 из 20 опрошенных сказали примерно так: “А нам все равно…”
Накануне в гостинице я допоздна читал сочинения школьников области, присланные на конкурс по граждановедению. Я нашел там одну очень важную, как мне кажется, мысль десятиклассника Руслана Курбахтина из Сыртинской средней школы:
“Многого в жизни я не понимаю и не умею и поэтому чувствую себя как на перекрестке: в какую сторону пойти и кто мне встретится сейчас, с каким явлением я столкнусь…
…Немало могут в этом вопросе сделать наши родители. Нам тревожно, неспокойно в этом мире непонятных взрослых людей…”.
Вот с таким тревожным ощущением времени я и вошел во 2-ю школу.
Три года назад она отпраздновала свое 60-летие. Время застыло в ее архитектуре: все в ней широко, и от этого как-то неуютно. Вроде бы и храм знаний, но казенный, бесцветный.
Коридор второго этажа в школе, как я потом узнал, называют “галереей героев”. В высоких нишах четыре гипсовых бюста: маршала Василия Блюхера и маршала Георгия Жукова, командующего 96-й танковой бригадой имени Ленинского комсомола Ивана Шкадова и генерал-лейтенанта Георгия Родина – первого командира Уральского добровольческого танкового корпуса.
Пятая ниша пока пуста. Здесь накануне дня рождения Сталина должны поставить его бюст – пятый “герой”. Ирония судьбы – Сталин и Блюхер рядом. Палач и жертва. Сталин и Жуков тоже рядом – всемогущая посредственность, присвоившая себе военные победы, и истинный полководец.
– Это история – ее надо воспринимать такой, какова она есть. Блюхер – герой гражданской войны, Сталин – герой Отечественной. Вот и вся правда, – назидательно объяснял мне директор школы свое отношение к истории. Про Жукова умолчал: не было победителя – его место за спиной гения Сталина…
Кабинет директора – большой и полупустой, с начальственным столом буквой Т. В таком кабинете сразу чувствуешь себя подчиненным. Еще до прихода в школу мне рассказывали, что Сергей Вениаминович безапелляционен, с “народом” строг и бесцеремонен.
Меня он встретил тоже как “народ”. Сухое “здрасьте, вас слушают”. За длинным столом сидели еще двое пожилых мужчин. Познакомились: ветераны 96-й танковой бригады, активисты школьного музея боевой славы. Школьный музей посвящен боевому пути их бригады.
В разговоре ветераны почти не участвовали, только утвердительно кивнули головой, когда директор сказал, что на бюст Сталина как раз они-то и собирали деньги. И тут директор слукавил. Деньги, как я выяснил, собирали грузинские коммунисты, куда недавно ездил директор по их приглашению. У них, у грузин, опыта возвращения Сталина на пьедестал намного больше нашего: к дню рождения откроют памятники сразу в двух городах – в Зистафони и в Самтредиа.
Не рассказал директор о том, что в день рождения Сталина на открытие бюста в школу собирается приехать делегация грузинских коммунистов и привезти в качестве почетного “сувенира” внука вождя. Еще бы, и в Россию вождь возвращается!..
В школе работает музей боевой славы. Здесь в феврале 43-го года формировалась первая в стране добровольческая танковая бригада. Стараниями нескольких поколений школьников и учителей здесь собраны замечательные боевые реликвии. Я искренне преклоняюсь перед подвигом наших отцов и дедов. Я понимаю, как в тридцатые годы, необходимо сегодня в школе иметь такой музей, музей ратной славы танкистов. Как важно не забывать ныне живущих ветеранов. Ерничать по их поводу – значит не уважать свою историю.
В музее на витрине – три благодарственных письма в адрес школы, подписанных Сталиным.
– Мы обязательно обращаем внимание детей на эти дорогие нам реликвии, – говорит директор. Но опять же, отлично зная историю школы, директор не рассказывает и о другом факте: как в тридцатые годы переводили в другие школы детей, родители которых были репрессированы. Дети врагов народа. Переводили сразу и молча, без каких-либо объяснений. Потому что челябинская 2-я школа была заповедником чистоты коммунистических идей и идеалов. Она и сейчас стремится быть такой. Рядом с письмами Сталина на стене – фотография легендарного гекачеписта генерала Варенникова. Интересно, что же рассказывает директор своим ученикам об этом?
Все встанет на свои места, если скажу: Сергей Вениаминович Алабжин не просто учитель истории и не просто директор школы-гимназии, он еще и первый секретарь горкома КПРФ. Поэтому не думаю, что водрузить в школьной “галерее героев” бюст Сталина – это “безобидная” директорская затея или просто удовлетворение его политических амбиций. Как мне доверительно рассказали умеренные партийцы, вопрос об этом решался в более высоких партийных инстанциях.
Примелькается – запомнится
Сергей Вениаминович – директор со стажем, хотя еще и молод. Свою учительскую карьеру он начал сразу после окончания школы. Стал в ней преподавателем. За четырнадцать лет работы и учебы дорос до директора школы-гимназии. По партийной лестнице он двигался быстрее – за восемь лет от простого “товарища” дорос до первого секретаря Челябинского горкома КПРФ, города более чем с миллионным населением. Значит, в партии его приметили: неординарен и фанатичен.
Немного открывшись после многочасовой беседы, директор “доверил” мне идеологическую подоплеку возвращения Сталина в школу:
– Никто не собирается проводить уроки истории на примерах жизни Сталина. Я этого, как историк, делать не буду, понимая, чем мне это может грозить. Мне достаточно, чтобы ученик за свои школьные годы много раз побывал в музее боевой славы и своими глазами увидел письма Сталина.
Вот они, рядом, к Сталину можно прикоснуться. И насчет бюста: за годы учебы каждый из детей пройдет по коридору мимо вождя тысячи раз. В памяти запечатлится навсегда его образ. Запомнится и Гимн Советского Союза, который звучит, когда принимают детей в пионеры и когда галстуки им повязывают коммунисты. Все это с годами сольется в их сознании в определенный идеал времени.
– Разве можно без идеала? У вас есть другая альтернатива?
Вопрос повис в воздухе.
И все же я не смог на прощание не сказать:
– А вам не кажется, что прежде всего вы нарушаете Закон “Об образовании”? Он запрещает партиям вести свою агитационную работу в школе.
– А я и не нарушаю. Сталин – фигура историческая, и его бюст вправе стоять в школе. Вы понимаете, он же выиграл войну с фашистами!
– Но он же и уничтожил в лагерях 12 тысяч маленьких детей вместе с репрессированными матерями. Хотя бы только этот известный факт не вызывает у вас протеста и гнева? Сегодня генерала Пиночета испанцы требуют к суду за уничтожение тысячи их соотечественников. А мы своему диктатору ставим бюст в школе.
– Вот пусть испанцы сами и разберутся с Пиночетом… Сталин умер, теперь нас рассудит только время.
Чей бюст следующий?
2-я школа-гимназия, которой руководит Сергей Алабжин, железнодорожная. Финансирует ее, как и другие подобные школы по всей стране, МПС. Сейчас МПС большую часть своих школ передает муниципальным властям: нет средств на их содержание. Но когда я полюбопытствовал в Управлении учебных заведений МПС, не передадут ли они 2-ю школу в Челябинске местным властям, они ответили, что будут содержать ее до последнего. “Почему?” – поинтересовался я. Да потому, что эта школа, ничуть не смущаясь заявили министерские чиновники, ведет большую воспитательную работу. После этого последовала тирада выпадов против нынешней власти и всяческих “демократических выкрутасов” в государственной системе образования.
При такой моральной поддержке власти можно надеяться, что через какое-то недалекое время не только бюсты Сталина и музеи в его честь могут появиться и в других железнодорожных школах.
Но вернемся в Челябинск. Мне совершенно непонятна во всей этой истории с бюстом Сталина позиция Челябинского областного управления образования. Да, школу финансирует МПС, а ведь лицензию на деятельность школы-гимназии выдало облоно. И аттестацию учителей проводит оно же. Что же, выходит, поговорят, заполнят всяческие анкеты, бланки, поставят печати и свои чиновничьи подписи, закроют папочку и поставят на полку? И дальше – гуляй, Вася, как знаешь, стриги школьников под горшок или на нужный тебе фасон?
Разве облоно не ответственно за воспитательную работу в школе? Управленцы всячески отмахиваются от этой работы. Мы, мол, отвечаем только за стандарты и инновации:
– Мы к этим школам вообще никакого отношения не имеем. Они ведомственные. Неужели непонятно?
Простите, непонятно!
Между безразличием уставших от жизненных бед родителей, опрошенных мною у школы, и идеологическим оболваниванием школьников, о котором я узнал, побеседовав с директором, – лазейка. Между нежеланием чиновников заниматься воспитанием детей и неразберихой в этом вопросе – тоже лазейка. Лазейка, в которую сегодня можно втащить в школу бюст Сталина. А завтра и еще какого-нибудь вождя?
Игорь АФАНАСЬЕВ
Челябинск
P.S. Этот материал был написан в середине декабря. А 19 декабря, несмотря на несогласие педколлектива школы, на протесты общественности, бюст Сталина был открыт. Промолчали только областные и городские органы образования. Молчание – знак согласия?
Комментарии