search
main
0

Чья власть?

Летние каникулы закончились не только у школьников. Скоро на свои рабочие места вернутся российские законотворцы – депутаты Думы и члены Совета Федерации. Что ожидает нас в новом учебном и законодательном году? Наш корреспондент беседует с председателем Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии верхней палаты парламента Валерием Сударенковым, губернатором Калужской области.

– Валерий Васильевич, как вы оцениваете ближайшие перспективы образования?

– Несмотря на меры, предпринимаемые органами власти, ситуация остается очень сложной. Многочисленные усилия по реформированию отрасли принесли разочаровывающие результаты. Образование становится все менее доступным, а качество его снижается.

Однако понемногу положение начинает стабилизироваться. Лакмусовой бумажкой здесь является федеральный бюджет. Если в 1998 году на образование было выделено 17,25 млрд. рублей, в 1999-м – 20,87 млрд., то в проекте федерального бюджета на 2000 год предусматривается цифра 31,46 млрд. рублей. Прогресс есть, хотя, безусловно, это весьма недостаточные суммы.

Если нам удастся поддержать и заинтересованность руководителей всех рангов в результатах работы системы образования, то предстоящий учебный год для школы будет более благоприятным по сравнению с предыдущим.

– Чем в ближайшее время будет заниматься ваш комитет?

– В начале этого года нами совместно с Минобразованием России и родственным комитетом Государственной Думы был разработан план формирования законодательной базы образования на ближайшие годы.

Пока основными законодательными актами, которые регулируют отношения в области образования, являются Конституция, Закон “Об образовании” и Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Они не могут отразить всю гамму вопросов. Законами не регулируются особенности правовых отношений в области дополнительного, дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования. Не установлен статус педагогического работника, недостаточно определены меры по социальной поддержке обучающихся и т.д. В Государственную Думу внесен ряд очень важных законопроектов, в том числе “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья”, “О государственном стандарте основного общего образования”, “О дополнительном образовании”. Однако по целому ряду причин они до сих пор остаются только проектами.

Сегодня наш комитет совместно с профильным комитетом Думы, Минобразованием и Российским союзом ректоров много внимания уделяет разработке Национальной доктрины развития образования. Пока готов только первый, черновой, вариант проекта доктрины. Это неудивительно, так как опыта создания такого документа Россия не имеет, а значение доктрины требует ее тщательной проработки.

Одновременно в текущем году в Думу были внесены два проекта федеральных законов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Закон “Об образовании”. Они направлены на финансовую поддержку отрасли и защиту права граждан на образование.

– Устраивают ли вас как губернатора сложившиеся отношения между центром и регионами?

– Наверное, никого не может устраивать положение постоянного просителя, роль которого отведена регионам. К сожалению, сегодня у нас нет стройной системы ответственности органов власти за образование граждан. Только в отношении основного общего образования закон возлагает ответственность на органы местного самоуправления. Относительно других уровней образования он отсылает к гарантиям государства. Но какой уровень государства (федеральный или региональный) должен предоставить эти гарантии, закон не определил. Это нередко вызывает непонимание между федеральным центром и регионами. Дальше такая неопределенность сохраняться не может.

Подспудно в некоторых “горячих” головах зреет идея передать большинство полномочий в вопросах образования от федерального центра регионам. Ее можно обосновать рядом красивых доводов. Но надо понимать, что образование – это основной связующий компонент, который из разных народов, разных территориальных формирований позволяет создать единое государство. Поэтому я – категорический противник растаскивания образования по “территориальным и национальным квартирам”.

Наталья БУНЯКИНА

Они теперь отовариваются в “Техносиле”

В Москве создан клуб отличников “Парта”. Его офис располагается в Большом Тишинском переулке, дом восемь. Школы Москвы и Московской области, как оказалось, богаты отличниками. Уже поступило 700 заявок на членство в клубе. “Ботаников” не пугает даже сумма вступительного взноса – пять рублей. Зато сколько привилегий!

Привилегия первая. Вступив в клуб, отличник получает скидку на все в магазинах “Техносила”, “Спортмастер”, “Кеттлер спорт” и “Радио пэйдж”. Туристические путевки фирмы “Инна тур” отличникам также продаются со скидкой.

Привилегия вторая. Любой из членов клуба отличников может смело подключаться к сети “Internet”, зная, что компания 2СОМ не возьмет с него плату за регистрацию.

И, наконец, третья привилегия. Если вы отличник и не состоите ни в каком клубе, а вам этого очень хочется – у вас теперь появилась прекрасная возможность получить пластиковую клубную карточку и удостоверение.

Вы, наверное, обратили внимание, что бедным отличникам в клубе делать нечего. А все привилегии – не что иное, как реклама магазинов. Простой арифметический расчет показывает, что лицензионные компакт-диски, а в “Техносиле” других не держат, обойдутся отличнику в 290 рублей (с учетом трехпроцентной скидки). А роликовые коньки в “Спортмастере”, даже предъявив клубную карточку, дешевле, чем за 2450 рублей, не купишь. Бедному отличнику остается только засунуть пластиковую карточку в карман и ходить по вышеперечисленным магазинам, осматривая витрины.

Однако исполнительный директор клуба отличников Борис Демин поспешил уверить меня, что бедность – не порок. Пока клуб только встает на ноги, а когда встанет, начнутся разные мероприятия, слеты, образовательные туры и еще много-много интересного.

Из истории. Клуб отличников основан Центром международных контактов “Парта”, который успешно посылает учиться за рубеж наших мальчиков и девочек вот уже девять лет подряд. США, Англия, Франция, Германия, Испания, Мальта, Кипр, Австралия, Ирландия… География огромна. А цены… Год в США с проживанием в американской семье и учебой обходится родителям малыша в семь тысяч триста. При условии, что ежемесячно малышу выплачивается стипендия в 150 долларов.

Зарекомендовав себя как надежная компания, “Парта” решила обратиться к проблемам отечественного образования и помочь отличникам, открыв для них клуб. Впрочем, финансировать клуб из своего кармана “Парта” не намерена. А посему составлено письмо на имя заместителя министра общего и профессионального образования г-жи Чепурных с просьбой о “привлечении клуба к реализации президентской программы “Одаренные дети”. В случае положительного ответа клуб приобретает организационную поддержку со стороны Минобразования, а также помещение и, что самое важное, финансовую помощь из бюджетных средств, отведенных на реализацию президентской программы.

…В комнату вошел мальчик, за ним шла его бабушка и несла ранец. Мальчик был очень худой и бледный. Вполне возможно, что он не в силах был таскать на себе сумку, набитую книгами. Он опустился на стул и простонал: “Я отличник”.

По всей видимости, у организаторов клуба зародилось подозрение? По справочнику они нашли телефон школы и, созвонившись с директором, убедились, что перед ними настоящий отличник. Ему торжественно вручили пластиковую карту и удостоверение с подписью и печатью. Под конец церемонии мальчик заплакал…

Теперь “ботаникам” Москвы и области не нужно будет прятаться по углам и краснеть перед классом за очередную пятерку. Теперь они смело могут разучивать собственные “кричалки” и собирать тусовки, в которых будут мелькать бейсболки только с логотипом клуба отличников. И это не предел. Организаторы клуба собираются охватить своим движением всю Россию.

– Все ли так хорошо? Может быть, есть какие-нибудь проблемы у клуба? – поинтересовался я у исполнительного директора Бориса Демина.

– Трудно налаживать контакты с директорами школ. Отношение к нам более чем настороженное. И первое, что спрашивают: “Вы коммерческая организация?” Заявляю, что мы организация некоммерческая.

– То есть вы существуете на членские взносы?

– Практически да. Надеемся, что Минобразование положительно отреагирует на наше предложение об участии в программе “Одаренные дети”…

– А зачем вам директора школ? Ведь у вас не “директорский клуб”.

– Для массовости. Есть школы, буквально переполненные одаренными детьми. Например, в 104-й солнцевской 60 отличников, в Малаховской гимназии – 35. А в клуб приходят единицы. Если бы нам удалось наладить контакт с администрацией этих школ, можно было бы выработать программу совместных действий по поддержке юных дарований.

Клубу отличников не первый месяц. Если верить его исполнительному директору, все это время клуб существовал на членские взносы. При количестве зарегистрированных отличников – 700 человек и сумме вступительного взноса – 5 рублей оборотный капитал клуба довольно скуден – 3500 рублей. Вряд ли этих денег хватит даже на аренду клубного офиса. Так в чем же секрет клуба отличников? Может быть, в его цели, которая венчает устав клуба, – поддержать российское образование? Или же в клубных карточках, привлекающих посетителей в дорогие магазины? А может, все дело в президентской программе, открывающей, будто кран, “золотую струю” бюджетных средств?

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте