search
main
0

Чужой, выйди вон! Толерантность как основа человечности

Старая добрая Европа обеспокоена. За последние полвека население всех европейских стран пополнилось многими миллионами выходцев с Юга и Востока. Они принесли с собой неевропейские образ жизни, нравы, культуру, обычаи, которые порой не соответствуют привычным для европейцев нормам. Как следствие возникла дискриминация. Все это стало причиной недовольства с той и другой стороны.

Для Европы толерантность – это принцип. Недавно в Страсбурге состоялся семинар, на котором в очередной раз обсуждалось, как изжить нетерпимость и дискриминацию в отношении к мусульманам, добиться того, чтобы все люди жили по законам толерантности, взаимного уважения и равенства прав большинства и меньшинства. Проблема актуальна и для России. Об этом «УГ» напомнила в публикации «Над пропастью нетерпимости стоим мы все» в №32 от 6 августа, где наглядно показана вся острота национальных взаимоотношений, сложившихся в Европе, не исключая и нашей страны.Необъятная и трудная проблема толерантности может решаться эффективно, если начинать с воспитания детей. Терпимость к другим должна стать образом жизни, и это прямая задача школы. Именно в школе складывается терпимое, уважительное отношение к другим людям – основа человечности. В этой нелегкой работе учителям может помочь изданное Советом Европы и ЮНЕСКО пособие «Противодействие нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман. Борьба с исламофобией через образование».Российские школы накопили неплохой опыт воспитания толерантности. Расскажем о некоторых поучительных примерах.В одной школе произошло происшествие, неожиданное и даже из ряда вон выходящее: три девочки-подростка поколотили свою новую одноклассницу. Новенькая, звали ее Настя, была застенчива, держалась в стороне, общение со сверстницами у нее не складывалось. Дело в том, что она несколько лет вместе с родителями жила за пределами России, в одной из западных стран, и с первого класса училась в иностранной школе. Поэтому по-русски говорила с некоторым акцентом. Да и одета она была, на взгляд новых одноклассниц, непривычно. В общем, им Настя решительно не понравилась. В перемену они вытолкали ее из класса, довольно больно ударив несколько раз по спине и по плечу, крикнув вдогонку: «Не смей завтра приходить в нашу школу!» Девочка расплакалась, тут же ушла домой и все рассказала родителям. Завуч предложила классному руководителю Кире Федотовой поговорить с обидчицами, заставить их извиниться. И «дело» закрыть.Но Кира Николаевна решила провести специальный классный час. К происшествию она отнеслась со всей серьезностью – у нее в классе были дети из семей, переехавших в Россию из бывших союзных республик. Попросила четверых своих учеников: украинку, молдаванку, татарку и грузина – прийти на другой день в своих национальных одеждах (костюмы взяли во Дворце детского и юношеского творчества). Каждый из них рассказал о национальной культуре и обычаях своего народа, потом пели, читали стихи на своем родном языке. И хотя все ребята с пятого класса учились бок о бок более двух лет, оказалось, что они мало знали о культуре тех, кто приехал из других стран. А потом состоялась беседа.- Любое общество, в том числе и школьное сообщество, даже небольшой коллектив нашего класса, состоит из самых разных людей, разных национальностей, не похожих друг на друга не только внешне, но и разными взглядами, пристрастиями, манерой одеваться, – начала разговор Кира Николаевна. – Однообразие, в чем бы оно ни заключалось, обедняет общество. Наверное, скучно и уныло жилось бы всем нам, если бы все люди были на одно лицо, с одинаковыми характерами и темпераментами, ходили в одинаковой одежде одного и того же цвета, и у них были бы абсолютно одинаковые интересы.Кира Николаевна привела примеры из литературы. Английский писатель Олдос Хаксли в своем романе «О дивный новый мир» описал общество, созданное путем производства миллионов единообразных близнецов. Но даже в таком обществе штампованных людей не было единодушия, уважения, все друг друга презирали и ненавидели.К концу занятия все вместе пришли к выводу, что индивидуальность каждого человека нужно уважать, нужно принимать каждого члена сообщества таким, каков он есть. Разнообразие обогащает, помогает расширить наши познания о культуре, обычаях других людей. А когда возникает желание понять их, это заставляет восхищаться их оригинальностью, вызывает удивление и любопытство.А в конце произошло то, чего Кира Николаевна больше всего хотела. Три девочки-обидчицы подошли к Насте, попросили у нее прощения. Домой они шли вчетвером.Дети – зеркало наших отношений к другим людям, к иным взглядам. К сожалению, неприятие взрослыми людей, которые от них значительно отличаются, передается и детям. Отсюда и конфликты на национальной почве в том числе.Есть в многонациональном микрорайоне Москвы Теплом Стане школа №931. Я бы назвала ее толерантной. Приезжие из дальних и ближних стран знают об этом и стараются именно сюда отдавать своих детей. В классе, которым руководит учитель русского языка и литературы Эльвира Литовченко, всегда есть дети приезжих. Представляя очередного новичка, Эльвира Ивановна так тепло, по-доброму говорит о нем, что дети заранее готовы принять его в свой коллектив. Для нее каждый ребенок дорог, каждый неповторим и любим, и дети такое отношение чувствуют. И потому ощущают себя в классе уютно и комфортно и не хотят уходить в другую школу, если семья переехала в другой микрорайон. Азербайджанец Аслан очень быстро освоился в новом коллективе. И дома хвалился, какие замечательные у него одноклассники и как ему повезло с классным руководителем. И вдруг однажды отец объявил, что через месяц они переезжают жить в Воронеж. Мальчик плакал, просил, умолял остаться в Москве, пока он не окончит школу. Но делать было нечего, пришлось уезжать вместе с родителями. Одноклассники Аслана тоже расстроились – жалко было расставаться. Дружба продолжалась в форме переписки. Аслан, отправляя очередное послание, всегда передавал привет Эльвире Ивановне.В Щекинском политехническом колледже (Тульская область) учится немало ребят с Кавказа. Его директор Ольга Зябрева создала в училище такую обстановку, что ни один «неместный» не ощущает себя чужаком. Их всячески опекают, приезжие быстро привыкают, и колледж для них становится вторым домом. Все ребята независимо от национальности дружат. У них не то чтобы конфликтов, ссор не бывает. А в одной из учебных групп подростки единодушно избрали своим старостой парня из Дагестана.Когда людям не хватает терпимости, благожелательности, умения принять любую непохожесть другого человека, тогда из-за этого возникают ссоры, конфликты. Мне вспомнился случай, о котором рассказало радио «Эхо Москвы». В одной из школ появилась новенькая. Элегантно одетая, без макияжа, она больше походила на воспитанницу института благородных девиц, нежели на современную девочку. И сразу не понравилась одноклассницам. После уроков они пригласили ее к реке погулять и толкнули в воду…В 1995 году Россия подписала Декларацию принципов толерантности. Там записано: «Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культуры нашего мира… Толерантность – это добродетель, которая способствует замене культуры войны культурой мира».Насколько важно для нас единство при нашем разнообразии? Представьте себе луг или поляну, где на одном квадратном метре растут десятки разных цветов и трав. Или другую, к сожалению, сегодня более реальную картину, когда на нескольких сотнях квадратных метров остались только одни одуванчики. Какой ландшафт более приятен человеческому глазу? Конечно, первый. Так же и в человеческом обществе – оно более полно и жизнеспособно, если сохраняет индивидуальность каждой своей части, его национальные и культурные особенности. Русский философ Константин Леонтьев охарактеризовал такое общество как «цветущую сложность», это он считал особенностью России. Но это не значит, что те, кого в обществе больше, могут презирать тех, кого меньше. «Цветущая сложность» предполагает равенство, равноценность всех членов общества. Воспитание толерантного отношения друг к другу – насущная необходимость. Это особенно актуально в нашем многонациональном обществе, в переходный период, когда не все устоялось, возросли социальные риски, когда растут агрессия, недоверие и враждебное отношение приезжих к местным жителям и наоборот.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте