Сразу оговоримся: это далеко не развлекательное кино. На нем не удастся похрустеть попкорном и пообниматься с подружкой. На первый взгляд, неспешная, трехчасовая картина требует большой душевной работы. Потому что речь идет о христианстве и о той кровавой цене, которую за него заплатили люди в Средние века.
Идею экранизации романа Сюсаку Эндо, в котором рассказывается о гонениях японских властей на христианство, Скорсезе вынашивал более двадцати лет. Тема веры для него не нова: в 1988-м году вышло «Последнее Искушение Христа», вызвавшее шквал критики в адрес режиссера. Теперь же мастера интересует уже не сам Христос, а восприятие его учения. Причем он пытается посмотреть на ситуацию максимально объективно.XVII век. Двое португальских священников-иезуитов (уже оригинально!) отправляются в Японию, чтобы найти своего бывшего наставника, отца Фарейру (герой Лиама Нисона ближе к финалу продемонстрирует нам клубок противоречивых чувств – от стыда до смирения). По-видимому, тот отказался от своей веры, о чем два юных пылких сердца и помыслить не могут. Себастьян Родригез (Эндрю Гарфилд) готов стать мучеником за веру. Но… лишь до тех пор, пока от его решения не будет зависеть жизнь других людей, японских христиан. Пройдет не так много времени, и он окажется на распутье: наступить ногой на лик Христа и сохранить жизнь братьям по вере или принять мученическую смерть вместе с ними. Не будем запускать спойлер, а скажем лишь, что выбор Родригеза будет неожиданным. Удивит нас в финале и его напарник Гарупе (Адам Драйвер), который кажется куда более слабым.Вообще, надо сказать, что время для путешествия в Страну восходящего солнца португальцы выбрали не самое удачное: японские власти в ту эпоху крайне жестоко обходились с христианами и тех, кто отказывался отречься от веры, подвергали нечеловеческим пыткам. И в картине немало кадров, смотреть которые невероятно мучительно. Например, долгая сцена распятия трех японских христиан на берегу моря… Или пытки несчастных, повешенных вверх ногами… Или самурайский удар, от которого летит в пыль голова японского христианина. При этом «Молчание» невероятно красиво. Каждый кадр выстроен до атома – как это умеет Скорсезе… Следует отметить и операторскую работу Родриго Прието, который сумел превратить ландшафты Тайваня в японские пейзажи.
Но прокатная судьба ленты все же внушает опасения, даже при наличии сцен насилия. Потому как это не жанровая история или байопик, а скорее, притча о вере и ее восприятии. А философия нынче не в цене.
Самая большая ирония в том, что убежденный католик Скорсезе стремится быть объективным. И показывая все ужасы, сопутствующие внедрению христианства в Японии, он говорит и о ее культурных кодах, традициях и обычаях тогдашнего буддизма. И подспудно сеет крамолу в душах зрителей: а стоило ли лезть со своей верой в чужой монастырь? Ради самой прекрасной истины лишать людей жизни? Оправданно ли платить человеческой кровью за религию? Может, и прав был восточный мир с его буддизмом, так рьяно не принимавший западный католицизм? И что было бы с другими странами, если бы они так же мощно защищали свою территорию от пришлых богов? И богоугодно ли, в принципе, духовно «окучивать» доверчивых японских крестьян, которые толком не понимают ни Библии, ни ее догм и постулатов, а из символов веры признают лишь маленький деревянный крестик…
На эти неудобные вопросы Скорсезе ответов не дает. Зато умеет их ставить. А нам любезно предоставляет возможность самим поразмышлять на тему гуманности религии…
Фото: kinokadr.ru
Комментарии