Нынешнее состояние Глобальной сети характеризуется настоящим бумом бесконтрольного подключения огромного числа несанкционированных пользователей и клиентов, использующих интернет-среду в корыстных или антигосударственных целях. Скачивается конфиденциальная информация, взламываются и крадутся служебные и государственные информресурсы, реальностью становятся террористические угрозы. Эти и многие другие вопросы информационной безопасности и составляют основную проблему использования публичной сети «Интернет». Технологии обмена информацией получили в последнее время колоссальное развитие. Электронная почта, ICQ, видеоконференцсвязь прочно вошли в современную жизнь, став насущной потребностью миллионов граждан всех стран мира. Не случайно в развитие сети «Интернет» и услуг на базе коммуникационной среды вкладываются огромные средства. Однако люди, использующие Интернет в повседневной жизни, мало интересуются юридическим статусом и фактической структурой управления сетью.
Кто есть кто
С момента создания и по настоящее время законные владельцы информационной среды Интернет – правительство и ряд коммерческих компаний США. Головной организацией, осуществляющей контроль над распределением доменных имен на международном уровне, является Интернет-корпорация по назначению имен и нумерации – Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN). Уполномоченная организация по распределению нумерации сети «Интернет» – Internet Assigned Numbers Authority (IANA) – структурное подразделение ICANN, которое осуществляет повседневное администрирование Системы доменных имен (DNS) на глобальном уровне. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) возглавила международную программу по разработке специализированных механизмов разрешения споров, возникающих по использованию доменных имен, в основном между владельцами товарных знаков и администраторами доменов.
В свою очередь Координационный центр российского национального домена сети «Интернет» – администратор национального домена верхнего уровня .RU. К слову, на начало 2008 года в доменной зоне .RU зарегистрировано более одного миллиона доменов второго уровня. Российские регистраторы доменных имен и подключения к сети «Интернет» являются авторизованными представителями ICANN. Их нельзя считать ни владельцами сети как информационно-коммуникационной среды, ни владельцами доменных имен. Они всего лишь коммерческие представители, оказывающие услуги пользователям сети.
Отсюда вывод: права на глобальную сеть «Интернет» принадлежат Соединенным Штатам Америки.
Дыры в законодательстве
В 2006 году мировое сообщество обратилось к правительству США с предложением передать право на владение и управление глобальной сетью «Интернет» какой-либо структуре в рамках ООН – например, Международному телекоммуникационному союзу (ITU). Однако это предложение было отвергнуто. На данный момент Сетью фактически безгранично управляет ICANN. Это право, полученное, кстати, от Пентагона, формально делегировано ICANN Министерством торговли США (договор действует до 2011 года).
На государственном уровне у Российской Федерации нет никаких формализованных документов и процедур, касающихся использования сети «Интернет» для государственных нужд, ни с правительством США, ни с ICANN. Все субъекты хозяйственной деятельности и граждане Российской Федерации являются пользователями сети «Интернет» как государственного проекта правительства США и частных компаний, осуществляющих свою деятельность по американским законам и правилам ВОИС.
В этой связи важно внимательно рассмотреть вопрос о юридической обоснованности принятия проекта Федерального закона «Об Интернете», подготовленного Институтом развития информационного общества и рассмотренного в январе 2008 года комиссией по информационной политике Совета Федерации. Ряд положений проекта закона явно несовместим с юридическими и фактическими потребностями развития информационной среды России как независимого государства.
Так, пункт 3 статьи 1 гласит: «Действие настоящего закона не распространяется на правовые отношения в сферах обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности…»;
Пункт 3 статьи 6 указывает: «Нормативные правовые акты органов государственной власти, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие установленным настоящим Законом принципам, либо принятые с нарушением порядка, установленного настоящим Законом, не имеют юридическую силу».
Пункт 1 статьи 12 регулирует: «В случае, если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия международных договоров и национального законодательства, действуют нормы международного права».
Из документа следует, что при использовании сети «Интернет», приоритетное право по регулированию отношений в среде Интернет на законодательном уровне передается неким международным организациям, которые явно не прописаны в проекте закона. Вопросы информационной безопасности и авторского права в Сети вообще не рассматриваются.
Кесарю кесарево
В соответствии с американским законодательством все субъекты, имеющие зарегистрированные объекты авторского права, обязаны предоставить свободный доступ к принадлежащей государству части интеллектуальной собственности, производимой на территории страны. Это значит, что любая американская компания, разработавшая интеллектуальный (программный) продукт для работы в составе автоматизированных рабочих мест, должна обеспечить доступ к любому продукту, выпускаемому производителем, путем прошивки данного права цифровыми текстами в исходных кодах. А системные интеграторы, внедряющие эти продукты у потребителей, независимо от государства-покупателя, обязаны такое право реализовать.
С точки зрения работы Глобальной сети право распространяется на саму среду Интернет и на право использования единого адресного пространства.
В итоге современную версию Всемирной паутины можно по праву считать огромным сетевым проектом, права на который принадлежат правительству США.
Сложившаяся практика разделила понятие «сеть» на несколько зон юридического и общественного влияния:
права США на Интернет как таковой;
делегирование полномочий по развитию Глобальной сети международным общественным организациям;
передоверие полномочий по регистрации доменов в национальных сегментах Сети;
транспортные сети передачи информации;
сайты собственников информации.
Собственностью субъектов деятельности в глобальной сети «Интернет» на территории России могут выступать только программные и информационные продукты лицензированных производителей ПО, СМИ, а также владельцы государственных и частных ресурсов.
При этом ни один WWW домен в зоне RU России не принадлежит. Поэтому в случае отказа США о пролонгации договора с ICANN после 2011 года последняя обязана передать всю существующую базу доменов глобальной сети «Интернет» ее законному владельцу – Министерству торговли США.
Нужна собственная сеть!
К счастью, физические линии, на которых организована информационная среда сети «Интернет» в России, представляют собой собственность различных организаций в государственном и частном секторе, осуществляющих свою деятельность по законам РФ.
Наша страна имеет огромный потенциал коммуникационной инфраструктуры. За годы реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» различными министерствами, ведомствами и частными компаниями были проложены десятки тысяч оптоволоконных магистралей. В ведении одного только Министерства путей сообщений таких сетей более 50 тысяч километров.
Развитие системы государственного управления определило реорганизацию ФЦП «Электронная Россия» в проект «Электронное государство». Услуги, ежедневно оказываемые населению страны, увеличиваются как количественно, так и качественно. Передача различной файловой информации, музыки, документов, фотографий, видеоконференцсвязь, голосовые обмены в реальном масштабе времени изменили образ жизни людей и ускорили процессы принятия решений. Школы, лечебные учреждения, сельское хозяйство, промышленность, частная жизнь россиян неотделима от понятия «Интернет». Несомненно, Россия как часть «сетевого» общества обрела новые пути экономического и социального развития.
Вместе с тем пришло время подумать о защите национального интеллектуального и экономического достояния. Мир не спокоен: террористические угрозы, международные санкции, эмбарго, идеологическая агрессия, киберпреступность – вот неполный перечень проблем, приходящих в наш дом вместе с распространением Глобальной сети. Законодательные акты РФ содержат полный набор ограничений, регламентов и процедур, связанных с развитием информатизации общества и государства. Но в связи с отсутствием закона, регулирующего создание и эксплуатацию единой российской транспортной инфраструктуры передачи информации, многие законы носят рекомендательный характер или не работают вообще.
Так, Закон об электронной цифровой печати (ЭЦП) как базовый элемент информационной безопасности не может быть распространен на всю сеть «Интернет» на территории России. Поэтому каждое государственное ведомство или крупное коммерческое предприятие старается создать собственную сетевую инфраструктуру, что приводит к бесконечному заполнению коллекторов связи новыми кабелями и вызывает нестабильность и рассогласованность работы коммунальных служб. В конечном итоге в масштабах страны это приводит к огромным экономическим потерям. Постоянно возникающих вопросов по информационному развитию, которые выносятся на повестку дня, становится все больше, но централизованного решения на государственном уровне как не было, так и нет.
Попытки некоторых российских идеологов от информационных технологий подвести юридический базис, способствующий передаче полного контроля сетевой среды России под контроль международных организаций и США, может привести государство на грань информационной зависимости и к ослаблению государства.
Анализ, проводимый экспертами на различных конференциях и конгрессах, показал, что Россия нуждается в собственной национальной информационно-коммуникационной среде на принципах Интернета. В основу построения Национальной Сети необходимо заложить такие базовые принципы информационной безопасности, как русскоязычное описание и название ресурсов, электронная цифровая подпись в качестве основы идентификации ресурсов, безопасная файлообменная технология, национальная служба обмена сообщениями в реальном времени, защищенная система электронных платежей, национальная сеть видеоконференцсвязи, совмещенная с услугами сотовой связи стандарта 3G.
Данную сеть необходимо строить параллельно с глобальной сетью «Интернет», не заменяя последнюю, но позволяя России сделать выбор в сторону информационной независимости и самоопределения.
Александр ТИХОМИРОВ, заместитель директора по ИКТ школы №339, координатор консорциума «РОСИНТРАНЕТ»
Комментарии